В начале этого года на страницах НефтеРынка (НР №1–2, 2018) мы уже поднимали вопросы производства некачественного топлива в Украине и источников сырья, которые обеспечивают это производство. В который раз обратить свой взор на проблему качества нефтепродуктов редакцию вынудила информация об обысках на мини-НПЗ в Харьковской и Черкасской областях.
На мини-НПЗ богаты в первую очередь Полтавская и Харьковская области — центры нефте- и газодобычи в Украине. Кроме того, хабами малой нефтепереработки являются близлежащие к нефтегазоносным областям регионы или центры с высоким потреблением топлив. После начала военных действий в Донбассе закрылись два украинских завода, производивших альтернативное топливо вполне легально. Один, «Биохим групп», остался на территории так называемой ДНР под Донецком, второй, принадлежащий Азовской нефтяной компании и находящийся в Мариуполе, неизвестные под видом «добробатов» «вырезали» и увезли в неизвестном направлении.
Впрочем, в каждой области Украины продолжает «дымить» свой «гарант энергетической независимости». Отметим, что часть юрлиц, владеющих «железом», зачастую имеют пакет разрешительных документов на проведение хозяйственной деятельности. Но вопросы вызывает качество выпускаемой ими продукции, а также дальнейшие махинации с произведенным топливом, которое на АЗС превращается в мозырские, кременчугские, шебелинские нефтепродукты стандарта Евро-5. О некоторых из таких предприятий пойдет речь ниже.
От Черкасс до Киева
Флагманом малой переработки Черкасчины является НПЗ в пгт Шрамковка Драбовского района. Об обысках на этом предприятии налоговая служба сообщила в середине февраля этого года. Однако информация о заводе в судебных реестрах всплывает еще с 2008 года. Так что с уверенностью можно сказать, что нефтепродукты из Шрамковки уже могут праздновать как минимум первый десятилетний юбилей.
Отметим, что в июне 2016 года ГФС в очередной раз отрапортовала об обысках на этом заводе. Однако после них НПЗ простаивал недолго, так как информация, которой располагает НефтеРынок, говорит о постоянной загрузке предприятия на протяжении последних двух лет.
Комплекс Шрамковского НПЗ имеет в своем составе установку по подготовке и сепарированию газового конденсата, установку блендинга бензинов, эстакады слива-налива сырья и готовых нефтепродуктов в автомобильный и железнодорожный транспорт. Емкостный парк одновременного хранения сырья и топлива составляет 8 635 м3 (15 резервуаров вместимостью от 25 м3 до 3 000 м3). Завод оборудован лабораторией. До конца 2016 года на предприятии работали местные жители. Однако с начала 2017 года здесь стали трудиться иногородние по «вахтовому методу».
Шрамковский НПЗ может перерабатывать как нефть, так и газовый конденсат. Дабы не привлекать лишнее внимание контролирующих органов, в последнее время сырье на завод поставлялось автомобильным транспортом. Стоит отметить, что пункт поставки DAP Шрамковка несколько раз «светился» даже при импорте румынского газового конденсата. По данным участников рынка, на НПЗ активно проводилась давальческая переработка сырья. Последним поставщиком перед обысками была фирма «Нефтетрейдингинвест» (учредитель Александр Гапоненко, директор Александр Товканюк).
7 февраля 2018 года в рамках уголовного производства на заводе был проведен санкционированный обыск. Причиной визита полиции и налоговиков на производство стала информация о том, что на АЗС в г. Черкассы и Черкасской области реализуются некачественные нефтепродукты под видом белорусских и фабричных украинских (Кременчугский НПЗ). В материалах дела указано, что шрамковское топливо реализовывалось не только в Черкасской области, но и доставлялось бензовозами прямо в столицу. В итоге во время следственных действий там было обнаружено более 360 тыс. л вещества неизвестного происхождения.
Отметим, что земельный участок, на котором расположен НПЗ, принадлежит компании «Трансстандарт-2002» (учредитель и директор Кирилл Филипченко), в октябре 2017 года она сдала его в аренду фирме «Энерго Профит» (учредитель Дмитрий Николышак, директор Илья Кабин), созданной в том же месяце.
Структура собственности почему-то стала камнем преткновения в уголовном деле. Из-за неразберихи с конечным владельцем имущества подозрение в данном уголовном производстве никому так и не было предъявлено. Вследствие чего первая и вторая судебные инстанции отклонили ходатайство прокуроров Черкасской области об аресте имущества завода. Так что, по всей вероятности, переработка в Шрамковке продолжается и сейчас.
Харьковщина нефтяная
Еще одним производством, которое стало фигурантом судебных дел в феврале 2018 года, стал завод в г. Мерефа Харьковский области. Предприятие в Мерефе находится на территории бывшего асфальтного завода и состоит из стандартного набора: установки по «разгонке» нефти и газового конденсата, парка хранения сырья и готовой продукции объемом 4 425 м3 (в основном емкости по 500 м3). Суточное производство нефтепродуктов на НПЗ составляет 30 т. Основной продукцией предприятия являются стабильный бензин, компонент дизтоплива, а также кубовый остаток, напоминающий мазут.
Как и в случае со Шрамковкой, причиной следственных действий послужила информация о том, что произведенное на мини-НПЗ топливо покупалось и реализовывалось через заправки Харьковской области конечным потребителям. И вряд ли в паспорте качества в графе «Производитель» указывался НПЗ в Мерефе. Во время обысков на заводе было обнаружено около 830 тыс. л газового конденсата и 37,9 тыс. л сырья неизвестного происхождения. Кроме того, правоохранители нашли и готовую продукцию: 314,4 тыс. л стабильного бензина, 50,3 тыс. л компонента дизтоплива, а также 5,3 тыс. л мазута. При этом на указанные нефтепродукты отсутствовала документация, которая бы подтверждала их происхождение.
В переработке на НПЗ в Мерефе были замешаны компании «Югас-Нафта», «Битоксид», «Альтернатив Энерджи Сорсес Компани», «Альтернатив Енерджи Сорсес Логистик» и «Альтернатив Энерджи Сорсес Эко». Как и в случае со шрамковским производством, прокуратуре не удалось наложить арест на имущество НПЗ, поскольку у собственника НПЗ были все разрешения на проведение работ, а несоответствие топлива нормам ГОСТа не стало весомым доводом.
Отметим, что в 2017 году в скандал с производством бензинов и дизтоплива на мини-НПЗ была втянута сеть АЗС Sunоil. По данным следствия, компания «НВП Исток», которая входит в пул «Сан Ойл», производила переработку сырья на мини-НПЗ в пгт Васищево Харьковского района Харьковский области, а также на известном мини-НПЗ ООО «Кремойл-Синтез», что находится буквально за забором Кременчугского НПЗ. Впрочем, тогда правоохранителей заинтересовало не качество топлива, а уплата акцизного сбора при его производстве.
Кроме предприятий в Мерефе и Васищево, находящихся вблизи Харькова, замыкает кольцо вокруг первой украинской столицы мини-НПЗ в Богодухове, где в 2017 году также «перерабатывалась» компания «НВП Исток». Еще один малый производитель Харьковщины — «Матрапак Украина». НПЗ компании в с. Солнцедаровка Краснокутского района специализируется на производстве разного рода сольвентов и растворителей, которые можно применять при производстве нефтепродуктов, похожих по свойствам на бензин.
Украинский Кувейт
Богата на малые перерабатывающие предприятия и Полтавщина. Одни функционируют вполне легально, другие — подпольно. По данным НефтеРынка, в с. Жовтневое Решетиловского района находится НПЗ, который принадлежит фирме «Гарант». В Гадяче переработку осуществляет НПЗ фирмы «Нефтетрейд 2015», специализирующийся на производстве смесевых альтернативных топлив.
В Новосанжарском районе в с. Руденковка расположено предприятие «Принт Инжиниринг». По данным Единого реестра судебных дел в 2016-м году налоговики подозревали компанию в производстве бензина на заводе. Впрочем, директор «Принт Инжиниринг» Олег Яскивец опроверг указанную информацию и заверил НефтеРынок, что мини-НПЗ компании занимается производством, подготовкой и переработкой мазута М-100 и М-40 и не выпускает светлых нефтепродуктов. Яскивец пригласил журналистов НефтеРынка посетить его предприятие, чтобы лично убедиться в этом.
В с. Сагайдак Шишацкого района выпуск альтернативного топлива осуществляет завод ООО «Пасипол». В с. Окип Лубенского района находится предприятие по переработке нефти и газоконденсата, принадлежащее ТД «Эко-Оил». Непосредственно под Полтавой расположен один из первых мини-НПЗ в Украине, принадлежащий «МТН-Полтава», мощностью 18 тыс. т в год.
Kagarlyk или Ventus?
Беспрецедентна по своим масштабам история другого производства, находящегося в г. Кагарлык Киевской области. О нем еще 10 лет назад на заседании Экспертно-аналитической группы при Кабмине докладывал тогдашний президент ТНК-ВР Сергей Лизунов. Сегодня мощности мини-завода эксплуатирует ООО «Энергетическая компания “Диамант”». По данным НефтеРынка, в 2017 году топливо с этого мини-завода активно закупала одна из столичных сетей АЗС. Участники рынка отмечают, что, возможно, указанный оператор даже является собственником перерабатывающего предприятия. Пока еще завод не попал ни в одну сводку налоговиков. Почему? Ответ может лежать на поверхности. По имеющейся информации, работу «миника» могут «прикрывать» органы прокуратуры Киевской области.
После анализа данных, полученных из открытых источников, приходит мысль о том, что пока еще слишком рано рапортовать о полном переходе на стандарты Евро-5 в Украине. Ведь никто не даст гарантии, что под видом «мозыря», «литвы», «кременчуга» или «шебеля» тебе не нальют «кагарлык» или «шрамковку» с повышенной серой, низким октаном и зашкаливающим числом ароматических углеводородов.
Вопросы «зачем?» и «доколе?» нужно задавать всем звеньям, задействованным в цепочке производства некачественных нефтепродуктов, от добытчика до сети АЗС. Но в первую очередь это касается любителей смешения компонентов на нефтебазах и разного рода алхимиков, ищущих идеальную формулу бензина и дизтоплива.
Куда бежать?
Дабы не завершать обзор риторическими вопросами, осмелимся предложить несколько решений, которые, возможно, помогут избежать позорного несоблюдения закрепленных с начала 2018 года в Украине норм Евро-5 на моторные топлива.
Итак, прежде всего можно устранить возможность продавать бензины и ДТ по техусловиям (ТУ), оставив только ГОСТовские нормы. Понятно, что есть риск резкого обогащения налоговиков на местах, но этот путь нужно пройти, если рынок желает очиститься от всего, что не Евро-5. Инициированием законодательных изменений вполне может заняться бензиновая ассоциация, которой давно нужно разобраться со своими членами. Ведь все прекрасно знают, чем «на пистолете» торгуют Sunoil и KLO — активные игроки Нефтегазовой ассоциации. Если это не устраивает бенефициаров объединения — ОККО и WOG, — то нужно как минимум переписать лозунги (не «поднимем акциз на LPG», а «мы против некачественного бензина»).
Во-вторых, сократить долю фальсификата на рынке могут добывающие компании, на которые приходится порядка 200 тыс. т сырья в год (и есть предпосылки, что доля «частников» будет расти). Вмешиваться в законодательство — дело томное, да и запрещать что-либо — как-то не по-европейски. Достаточно джентльменского соглашения крупнейших добытчиков нефти и газового конденсата не продавать сырье сомнительным компаниям, которые, например, не имеют возможности производить ГОСТовский бензин (на мини-НПЗ нет установок вторичной переработки). Январская статья НефтеРынка наделала много шума среди добытчиков и небезрезультатно: некоторые из них согласны вновь сесть за стол переговоров с «Укргаздобычей» и «Укртатнафтой» с целью разработать условия поставок и, вероятно, поговорить о ценообразовании сырья. Не секрет, что украинская нефть, а особенно конденсат, в сезон продается с приличной премией к европейским котировкам. Правда, из данного сырья, увы, не производится бензин и ДТ Евро-5, в лучшем случае — компоненты.
НефтеРынок не хочет прослыть убийцей малой переработки (отметим, что речь не идет об экологических аспектах, где разговор вообще должен быть коротким). Вложенные средства и технологии должны работать, просто полученные полуфабрикаты следует доводить до норм ГОСТа, до уровня качественного моторного топлива на производствах, имеющих вторичные процессы, где есть реакторы, высокие температуры и как минимум сертифицированная лаборатория. А если «миник» построен лишь для того, чтобы «бодяжить» и щедро платить за «крышу» силовикам и налоговикам, то это не бизнес, с этим не выступишь на отраслевой конференции в Лондоне или Хьюстоне с целью найти партнеров. Это даже не продается.