Разница в характеристиках топлив стандартов Евро-4 и Евро-5 невелика, в основном это уменьшение содержание серы: с 50 ppm до 10 ppm, что, с одной стороны, улучшает экологические показатели топлив, с другой — снижает количество смазывающих веществ, которые компенсируются на НПЗ дополнительными присадками. Производители нефтепродуктов утверждают, что текущий переход всего лишь формальность, разница в характеристиках малозаметна для двигателя автомобиля и не составила больших капиталовложений при производстве, и уж тем более не связана с текущим повышением цен на заправках. Украинские производители, как и иностранные НПЗ, перешли на выпуск топлив Евро-5 за год до обозначенной Техрегламентом даты. А более глобальный переход был совершен несколько лет назад, когда в Украине отказались от использования топлив Евро-3, где содержание серы, бензола и ароматики было в разы выше.

Вместе с этим формальный этап перехода не решает главную проблему качества: оборот топлив, производимых на мини-НПЗ, а иногда — на нефтебазах. Сырьем для данных «производств» являются добываемые в Украине нефть и газовый конденсат (поставляемое по импорту сырье преимущественно идет на два больших завода — Кременчугский НПЗ «Укртатнафты» и Шебелинский ГПЗ «Укргаздобычи»). По подсчетам UPECO, добыча нефти и газового конденсата в 2017 году составила чуть больше 2 млн т, из них на «Укрнафту» и «Укргаздобычу» приходится около 1,8 млн т (это то сырье, которое поступает прямо на два завода). Выходит, 10% добываемого в Украине сырья уходит на малые производства, а это без малого двухмесячное потребление бензина по всей Украине! Можно было бы порадоваться за национального производителя, однако есть большие сомнения в качестве получаемых топлив, которые вряд ли дотягивают даже до Евро-2.

Пока вопросы относительно сбыта добываемого сырья обращены преимущественно к частным добывающим компаниям, которые не показывают, кому и в каком направлении были отгружены нефть и газоконденсат. Так, на первой рабочей неделе 2018 года сделала громкое заявление о рекордных добытых объемах природного газа компания Рината Ахметова «ДТЭК Нефтегаз»: 1,65 млрд м3 газа и 54 тыс. т газоконденсата. Но компания, с недавнего времени управляющая активами «Нефтегаздобычи», наотрез отказалась сообщить НефтеРынку, кому и по какой цене было продано сырье, из которого потом даже на заправках в Киеве могут продавать «бодягу».

Для справки: из 54 тыс. т конденсата получится около 30 тыс. т бензина и до 10 тыс. т ДТ. Этого объема бензина достаточно, чтобы обеспечить месячную реализацию АЗС нескольких областей Украины. Есть большие сомнения, что опоздание на совещание в СКМ менеджера ДТЭКа любого ранга из-за заправки некондиционным бензином недешевого автомобиля принесет пользу многоотраслевой группе.

Если же наши желания сделать рынок прозрачнее, в том числе повысить качество топлива, совпадают с устремлениями добывающей компании, будем рады как минимум информационному сотрудничеству. Отследить далее путь сырья не составит большого труда, важно сформировать черные списки АЗС. И это касается не только «Нефтегаздобычи», а и других не менее уважаемых добывающих компаний, директора и менеджеры которых вряд ли хотят заполучить в бак собственного или служебного авто «неправильный» бензин из своего конденстата или нефти. А по теории вероятности это рано или поздно произойдет, если не в Киеве, так по пути в Полтаву или Харьков.

Так что сегодня рано говорить о безоговорочном повышении качества, поскольку не хватает ключевого звена в цепочке оборота топлив. Как минимум нужно вернуть госконтроль реализуемого топлива на АЗС. Возможно, рейды заставят владельцев заправок отказаться от контрафактного топлива, получаемого на сомнительном производстве. Есть небольшая надежда, что в итоге малые производства, которые выпускают непроходные по качеству топлива, будут закрываться. Пока же можно начать с малого: добытчикам стоит решиться раскрыть данные о покупателях сырья.