За прошедший год компания увеличила парк электромобилей, установила с десяток Supercharger-зарядок и, главное, готовится к выводу на рынок собственных инжиниринговых решений в области подзарядки. Сегодня Oxygen конкурирует со столичными службами такси, закупив 65 машин из 277 тыс. произведенных с 2010 года Nissan Leaf. Компания Вовка не покупает бензин, но просчитывает возможность выхода на рынок АЗС.

 

НефтеРынок: Александр, с момента вашего выступления на топливной конференции прошел почти год. Скажите, как изменился ваш бизнес, вырос ли он и появился ли интерес топливных операторов к установке электрозарядок на АЗС?

Александр Вовк: Для системного бизнеса год — это очень мало, чтобы реализовать все поставленные цели. Если год назад нас на рынке никто не знал и, скорее всего, после моего выступления на UPM 2016 все задавались вопросом «А кто это?» — то сейчас все существенно изменилось. За это время я встречался с лидерами рынка АЗС. Они все хотят установить электрозарядки, но при этом желают понять, насколько это прогнозируемый бизнес с точки зрения cash flow. Пока что не хватает объема рынка электромобилей, но то, что все про это говорят, значит многое.

Что касается нашей компании, то мы хотели бы, конечно, продать больше электромобилей, причем намного больше. Также отмечу, что первый суперкар Tesla Model X 100D был завезен в Украину нашей компанией.

НР: Сколько на данный момент такси Nissan Leaf в автопарке «Окси Такси»?

А.В.: У нас сейчас работает 65 такси.

НР: А как обстоят дела с инфраструктурой зарядных станций?

А.В.: К счастью или сожалению, официальные и сертифицированные европейского производства Supercharger устанавливаем только мы. Все-таки я не вижу перспектив для китайских быстрых зарядок, и моя позиция в этом отношении не изменилась. Сейчас в Киеве 10 Supercharger-зарядок, девять из которой установлены нашей компанией. Надеемся до конца 2017 года установить еще 10.

НР: Европейские сертифицированные Supercharger так и стоят около 1 млн грн за единицу?

А.В.: Да, за год у мировых компаний не было переломного тренда по цене. Причем мы работаем и c Siemens, и с Efacec, и с другими ключевыми компаниями. Ведем переговоры с Delta и Schneider Electric. Мы в Украине единственные, кто работает с европейскими сертифицированными Supercharger-зарядками, и поэтому к нам все обращаются.

НР: Мы заметили, что на крышах Leaf «Окси Такси» появилась очень интересная интерактивная реклама, прямо как на такси в Нью-Йорке или Лондоне. Это новое направление?

А.В.: Да, это инновационный рекламный носитель, который сейчас пользуется спросом. Когда мы только запустили его, на утро после запуска было уже 10 звонков. Но от нас хотят масштаба — минимум от 100 машин в Киеве, а лучше общенационально. Но отмечу, что мы не хотим продавать рекламу в рознице, ведь мы не рекламное агентство. Наша задача — генерация дополнительного cash flow от основного вида деятельности.

НР: Вы не думали расширяться? Возможно, Одесса, Львов, Полтава?

А.В.: Возможно, Одесса — там можно зарабатывать деньги на такси в сезон. Но, скорее всего, это будет одна из ближайших стран Евросоюза. Я вел переговоры с бизнесменами из двух европейских государств в этом году и могу сказать, что, учитывая наш опыт в Украине, мы можем конкурентно разговаривать о бизнес-модели, ведь опыта не занимать. А в Польше, например, аналогичный бизнес запустили лишь два месяца назад.

НР: У вас работает Tesla в качестве такси?

А.В.:  Tesla — это суперкар, и, да, она в парке такси. На ней хотят просто проехаться, и плюс мы используем ее в качестве машины для тест-драйва в нашем салоне. Цена на порядок выше, чем на Leaf, но и сама машина стоит как семь Nissan Leaf.

НР: На протяжении года вы вели дискуссии с топливными операторами. Если они все-таки созреют, то совместные проекты будут направлены на установку Supercharger-зарядок?

А.В.: Безусловно. Я вообще считаю, что установка простых зарядок и зарядок мощностью 10–20 кВт на автодорогах или АЗС — это неэффективно. Вот едете вы в Одессу из Киева, и что, вы будете стоять несколько часов, чтобы подзарядиться? А заряжаться надо два-три раза.

В нашей компании работает команда из десятка высокопрофессиональных инженеров, которая занимается разработкой первого украинского 150-киловаттного Supercharger. В начале 2018 года мы планируем его запустить и использовать не только для обеспечения своих нужд, но и для продаж в Украине и за рубежом. В мире есть лишь один производитель аналога нашего Supercharger по техническим характеристикам — это компания Delta. Отмечу, что за пять лет только Германия хочет закупить 5 тыс. быстрых зарядок. Поэтому рынок огромный, и опять же никто не знает, какими темпами он будет развиваться. В мире 1 млрд автомобилей, из них 2 млн — электромобили, это 0,2%. Со временем, лет через 20, соотношение будет 50 на 50, а что будет дальше?

НР: А как вы пережили зиму? Знаем, что это часто задаваемый вопрос.

А.В.: Не знаю, почему все так волновались за зиму. Я лично был спокоен. Все думали о проблемах с зарядками, батареями, аккумуляторами и т. д., но это все мифы. Разве в Норвегии тепло или, может, в Канаде, США тепло? Но там все электромобили зимой передвигаются абсолютно спокойно. Зиму мы пережили без проблем.

НР: Кроме Leaf, будете расширять парк машин другими моделями?

А.В.: Зачем изобретать велосипед? Leaf — это самый популярный электромобиль в мире. Nissan пока не заходит в Украину с электромобилями. Их официальная позиция — в стране не хватает инфраструктуры и нет поддержки государства. Но я уверен, что, если отменят НДС на электромобили, рынок вырастет настолько стремительно, что будет продаваться минимум 10 тыс. машин в год. Уже сейчас происходит повышение цены на аукционах в США, что свидетельствует о большом спросе на электромобили, а цена, как мы знаем, — это пересечение кривых спроса и предложения.