Как следует из финансовой отчетности Tesla Inc., в 2016 году продажи компании быстрее всего росли в Китае. Так, по итогам прошлого года Tesla продала своей продукции на китайский рынок на $1,07 млрд, что втрое больше, чем годом ранее. В 2015 году выручка от торговли с Поднебесной составляла всего $318 млн.

Аналитики считают, что скачок доходов мог быть результатом политики выдачи номерных знаков в крупных городах Китая вроде Пекина и Шанхая. В борьбе с загрязнением воздуха китайские власти одобряют выпуск номерных знаков для электромобилей, в то же время вводя жесткие правила и выдавая лицензии на другие автомобили в виде лотереи. Например, в Пекине в июне 2016 года было зарегистрировано 2,7 млн претендентов на получение номерных знаков, однако получили их менее 100 тыс. человек, которых определяют случайным образом. Как сообщала газета New York Times, власти китайской столицы постоянно сокращают квоты на выдачу новых номеров, сдерживая таким образом количество автомобилей в Пекине. В 2016 году квота была снижена до 90 тыс., тогда как в 2015 году составляла 120 тыс. В результате многие жители столицы Поднебесной годами не могут зарегистрировать свои автомобили в Пекине и свободно передвигаться на них по городу. Движение машин с номерными знаками, выданными в других городах Китая, здесь жестко ограничено: въезд разрешен только в определенное время суток и со специальным разрешением, действующим всего неделю.

Привилегии для «зеленых»

Ситуация с получением номеров для электромобилей гораздо более благоприятная и прогнозируемая. Во-первых, по информации издания Climate Home, регистрация электромобилей происходит в порядке очереди, а не по принципу лотереи и сделать это можно совершенно бесплатно. Во-вторых, количество желающих зарегистрировать электромобиль существенно меньше. Тем не менее, в 2016 году в Пекине не все желающие смогли получить номерные знаки на свои электромобили. Квота на уровне 51 тыс. штук (не считая такси, грузовиков и государственных автомобилей) была исчерпана еще в третьем квартале, что заставило почти 5 тыс. человек ждать 2017 года. Резервировать часть номерных знаков под электромобили власти Пекина начали в 2014 году, выделив совокупно на электротранспорт 20 тыс. знаков. В 2015 году эта цифра выросла до 30 тыс., а в 2016-м — до 60 тыс. Ожидается, что столичные власти продолжат увеличивать квоту на электромобили за счет урезания квоты на традиционные автомобили.

Подобная система с квотированием номерных знаков действует не только в Пекине, но и в других городах страны. Например, в декабре прошлого года была запущена программа по выдаче спецномеров для электромобилей (включая гибриды и машины на топливном элементе) в Шанхае и четырех других крупных городах. Они будут отличаться от обычных по цвету и размеру и позволят быстро идентифицировать «зеленые» машины на дороге. Владельцы таких автомобилей надеются, что в скором времени им будут предоставлены дополнительные льготы, например возможность использовать отдельную полосу для движения. Еще один плюс использования электромобилей в Поднебесной — их не затрагивает запрет на вождение один день в неделю, действующий для машин на нефтяном топливе.

Кроме того, китайское правительство стимулирует продажи электромобилей местного производства, выделяя субсидии. Так, при покупке дешевого электромобиля стоимостью порядка $4,5 тыс. размер государственного гранта составит около 30%. Хотя на покупку иностранных электромобилей вроде Tesla субсидии не выдаются, компания не имеет конкурентов со стороны китайских производителей в своем классе. Китайские электромобили вроде BYD и Zotye — это бюджетные машины, уступающие Tesla и по пробегу на одной зарядке, и по дизайну.

А дома — лучше

Крупнейшим рынком сбыта для Tesla остаются США. У себя дома компания из Калифорнии продала в 2016 году продукции на $4,2 млрд, что в два с лишним раза больше, чем годом ранее. В то же время продажи на третьем по размерам для Tesla рынке — в Норвегии — продолжили понемногу падать уже второй год подряд: с $356 млн до $336 млн.

На первый взгляд дела Tesla идут очень хорошо: продажи стабильно и быстро увеличиваются. Так, суммарная выручка от реализации в 2016 году составила $7 млрд, из которых на продажи автомобилей приходится $5,6 млрд. Валовая прибыль компании составила около $1,6 млрд. Однако на операционные расходы (исследования, администрирование и т. п.) Tesla потратила почти $2,3 млрд, что привело к чистому убытку в размере около $770 млн.

Как сообщал ресурс Reuters Breakingviews, в 2016 году, по подсчетам экспертов, компания продала в Китай около 12 тыс. электромобилей — почти в пять раз больше, чем годом ранее. Фактором, сдерживающим еще более стремительный рост продаж Tesla на крупнейшем автомобильном рынке мира, может являться недостаток заправочной инфраструктуры. Согласно информации на сайте производителя, в Пекине сейчас насчитывается 10 станций Supercharger, чего явно недостаточно для мегаполиса, где проживает более 20 млн человек. В Шанхае и окрестностях НефтеРынку удалось насчитать 12 пунктов зарядки Supercharger.