В Узбекистане нарастает острый бензиновый кризис, вызванный неожиданной нехваткой жидкого топлива. Ситуация, когда бензин полностью исчезает из продажи – и дорогие, и дешевые сорта, в последние недели стала обычной. С началом кризиса, приблизительно в конце сентября, автозаправочные станции Ташкента перестали работать по воскресеньям под предлогом "выходного"; в понедельник бензин, как правило, появляется, но уже через день-два вновь начинаются перебои с его обеспечением, и к концу недели он заканчивается на большинстве автозаправок, а перед немногими действующими АЗС выстраиваются длинные очереди машин, передает centrasia.ru.
Положение в областях республики значительно хуже: приобрести бензин там намного сложнее. По сообщениям из Самарканда, его продают уже в обычных магазинах – литровая баклажка идет по три тысячи сумов ($1,3), что превышает цену литра "Аи-95" в 2, "Аи-91" в 2,2 и "Аи-80" в 2,5 раза. Конечно, излишне драматизировать не стоит – многие водители в областях давно уже переделали машины под использование газа, перейдя на дешевый метан. Им дольше заправляться, к тому же на газовых заправках всегда большие очереди, зато он в несколько раз дешевле бензина. Но газовыми баллонами можно оснастить далеко не каждый автомобиль (популярный в народе Matiz не имеет багажника), да и стоит это удовольствие очень недешево – около полутора-двух миллионов сумов ($670-900).
Спорадические бензиновые кризисы случались и раньше, к примеру, летом 2007 года, когда Казахстан из-за дефицита топлива на внутреннем рынке ввел временный запрет на его экспорт, однако в целом бензина в стране всегда хватало. В этот раз даже в столице из продажи надолго исчезают все сорта топлива, а дорогого бензина с октановым числом 98, который продавался на заправках UzGazOil, дочернего иностранного предприятия компании Зеромакс, вообще нет в продаже. Словом, приметы серьезного кризиса налицо, и с каждым месяцем ситуация только усугубляется.
Сами власти традиционно не объясняют причину возникновения дефицита бензина. В отсутствие всякой информации страна полнится слухами о том, почему это происходит, тем более что бензин производится из нефти и узбекского газоконденсата и по идее в республике его должно быть достаточно. Что же произошло, почему так случилось? В ходу две основные версии, и обе связаны с вероятным банкротством компании Zeromax.
По неофициальным данным, в начале мая Ташкентский городской хозяйственный суд наложил арест на все имущество Zeromax в Узбекистане, включая денежные средства и долю компании в других хозяйствующих субъектах на территории республики. Эти действия были произведены по иску на взыскание кредиторских долгов компании, размер которых не раскрывается. По неофициальным данным, к началу 2010 года в ходе осуществления ряда крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой сфере у Zeromax образовалась просроченная кредиторская задолженность в размере около 500 миллионов долларов по импортным поставкам. Но непосредственным истцом выступили не кредиторы, а Служба национальной безопасности Узбекистана (СНБ), что говорит о политической подоплеке этого дела.
После вероятного банкротства компании и ареста ее исполнительного директора Миродила Джалолова, заправки UzGazOil, дочернего иностранного предприятия Zeromax, были переданы государству, хотя официальная процедура передачи, возможно, еще не завершена.
Хотя арест на имущество Zeromax был, как утверждают СМИ, наложен в мае, кризис в компании начался гораздо раньше, примерно в конце зимы, когда она постепенно начала увольнять или отправлять в вынужденные отпуска своих сотрудников. Приблизительно через месяц после этого в республике и начались проблемы с бензином. По мнению наблюдателей, компания Zeromax, имея тесные отношения с властями Узбекистана, легко решала любые вопросы с поставками бензина и сырой нефти - и составы беспрепятственно шли через казахстанскую границу. С вероятной ликвидацией компании-монополиста, являвшейся соучредителем около десяти совместных и дочерних предприятий нефтегазового комплекса республики, возникла пустота, заполнить которую пока просто некому.
Джерело: "Нефть России"