
26 февраля консультации продолжились на уровне ГФС. Однако не по всем вопросам участники рынка смогли найти общий язык с государственными органами. В Минфине пообещали, что группа бутанов и производных, кроме изопентановой группы, будет выделена в отдельный код с уравниванием размера акциза до €57/т. Но, вероятно, для сбалансированности бюджета акциз будет увеличен за счет сокращения ранее запланированных поступлений от бутанов. В общем, газовики вынужденно заплатили большую цену за ошибку профессиональных дилетантов из «бензиновой» ассоциации, которые пролоббировали изменения в акцизах на газ.
В итоге если по изменению налогов на бутановую фракцию участники рынка и власть достигли понимания, то по механизму администрирования импортного LPG в литрах при температуре 15ºС найти консенсус не удалось. Ни в Минфине, ни в фискальной службе не сочли нужным разъяснить участникам рынка, как будет проводиться импорт именно сжиженного газа, который по своим характеристикам, в первую очередь непостоянной плотности, отличается от других нефтепродуктов.
В свою очередь специализированная лаборатория по экспертизе и исследованиям Государственной фискальной службы сообщила о возможности проведения анализа проб сжиженного газа на предмет установления фактической плотности при температуре 15ºС. Однако, в распоряжении лаборатории оказалось всего 80 пробоотборников. Впрочем, у некоторых газотрейдеров, наученных горьким опытом работы в эпоху Курченко, в распоряжении остались собственные пробоотборники. Однако, как показывает практика, время их оборота в системе «трейдер-налоговая» затягивается на довольно длительный срок, за который нет желания платить «Укрзализныце» и владельцам цистерн.
Весна пришла с проблемами
Из-за нерешенного вопроса по администрированию СУГ на границе уже с 1 марта импортеры столкнулись с проблемами оформления. С началом весны таможенные органы ГФС при импорте топлива и начислении акциза стали требовать документы, в которых бы на каждую цистерну указывался литраж и плотность при температуре 15°С. Поскольку многие компании законтрактовали партии нефтепродуктов еще в феврале, у них возникла проблема с получением новых документов от заводов (паспортов с указанием литров). Из-за этого газовики в авральном режиме стали писать письма производителя с просьбой переделать документацию. При этом даже в случае предоставления полного пакета документов таможня не доверяла информации и направляла газотрейдеров подтвердить плотность в специализированной лаборатории.
В первые два дня марта большинство трейдеров приостановило оформление товара. Некоторые игроки ждали дополнительных разъяснений, а некоторые впопыхах отправляли запросы производителям с просьбой выдать сертификаты в новом формате.
В указанный период наибольшую активность в решении кризисной ситуации проявила «Украинская ассоциация сжиженного газа». Для упрощения импортного оформления УАСГ разработала рекомендации для декларанта/импортера СУГ. При одном из сценариев ассоциация советует обратиться к компании-производителю с просьбой (требованием) отображать плотность нефтепродуктов в необходимых единицах измерения и количество литров на каждую партию, что должно отображаться в товаросопроводительных документах (паспорте качества и/или инвойсе).
В случае если в адрес импортера пришла партия LPG, в которой не хватает пересчета в литрах или не указана температура, ассоциация посоветовала обратиться к экспортеру с просьбой о замене паспортов качества на новые, с указанной плотностью и количеством литров на каждую цистерну. В случае наличия паспортов без указания плотности при температуре 15°C и количества литров необходимо будет провести отбор проб для установления соответствующей плотности лабораторией по вопросам экспертизы и исследований ГФС.
К концу недели ситуация стала проясняться, импорт поехал, но со скрипом. Первыми, кто пошел навстречу украинцам, стали белорусские производители, которые начали выдавать паспорта с указанием литража и плотностью. Однако на Мозырский НПЗ и Белорусский ГПЗ сразу же образовалась очередь желающих получить вожделенный паспорт.
С российскими заводами ситуация выглядит куда более запутанной. Например, в «Сибуре» приняли к сведению требования украинского Минфина и пообещали выдавать паспорта с литражом и плотностью при 15оС. Однако газотрейдеры отмечают, что «Роснефть» и «Лукойл» согласны вписывать в документацию только плотность.
Из-за этого некоторые участники рынка с напряжением ждут мартовских партий из России и думают, как быстрее оформить сжиженный газ по новым правилам. В случае если плотность не будет указана, налоговики должны взять обязательные пробы. Таким образом, импортеров вынудят ожидать результатов отбора проб, прострачивая аренду подвижного состава, которая, например, у российских компаний варьируется от $20 до $50 в сутки за цистерну. Также газовики будут платить «Укрзализныце», у которой простой за 3–4 суток сопоставим с арендой российских цистерн. Без сомнения, свои транзакционные издержки трейдеры будут закладывать в стоимость сжиженного газа. Так, с 1 по 4 марта, по данным консалтинговой компании UPECO, оптовые цены на СУГ в Украине выросли с 10 100 грн/т до 10 500 грн/т.
Кроме того, импортеры отмечают, что в Украине катастрофически не хватает пробоотборников. Это касается как государственных органов, так и частных компаний. Более того, налоговая может отправить на отбор проб даже тот ресурс, на который имеется полный пакет документов, в случае если автоматизированная система увидит риски (под риски попадают код товара по КВЭД, фактурная стоимость ресурса и др.)
Таким образом, государственные органы в который раз не до конца провели апробацию своих нововведений, тем самым поставив под удар нормальное функционирование рынка сжиженного газа.