Не секрет, что в течение 2009 года нефть украинской добычи продавалась на площадке УМВБ в среднем на 20–30% дешевле, чем паритетная поставка в Украину российского сорта Urals. Сторонние покупатели, не связанные с продавцом нефти — ОАО «Укрнафта», жаловались на невозможность приобретения нефти и на непрозрачность аукциона в целом. Кроме того, покупателей смущали высокие риски, связанные с тем, что точкой отгрузки нефти, как правило, становились резервуарные парки структур, также аффилированных с «Укрнафтой». Эти нюансы не давали возможности покупателям в полном объеме и своевременно получать купленный ресурс. В итоге, как неоднократно отмечал НефтеРынок, прежние правила позволяли «близким» к продавцу компаниям покупать аукционный ресурс намного дешевле его реальной стоимости.



Время перемен

За нефтяной сектор всерьез взялось правительство Азарова. Новая власть еще на заседании экспертно-аналитической группы 26 марта текущего года задекларировала намерение нормализовать ситуацию на нефтяных аукционах. Уже 31 марта Кабмин принял постановление № 353, установившее надбавку за качество украинской нефти в размере $17/т к таможенной стоимости Urals. Надбавка за качество для газового конденсата составила $47/т. Эквивалент надбавки в гривне рассчитывается по курсу Нацбанка на дату регистрации заявки. При определении стартовой цены украинской нефти надбавка за качество учитывается без налога на добавленную стоимость (НДС).



В законе о госбюджете на 2010 год правительство пошло еще дальше. Документ гласит, что стартовая цена нефти на аукционе формируется исходя из таможенной стоимости нефти по данным Гостаможни за 15 дней, которые предшествовали дате регистрации заявок на проведение аукциона.

Кроме того, в случае если два раза подряд не удается реализовать нефть и газоконденсат во время аукциона, ресурс передается НАК «Нафтогаз Украины». Следует отметить, что госкомпания при этом получает существенные льготы: имеет право оплатить ресурс по стартовой цене аукциона на 30-й день после подписания соответствующего договора. При этом риски НАК захеджированы дважды: во-первых, 30-дневной отсрочкой, а во-вторых, формулировкой о передаче НАК нефти «на основе договора», что не позволит продавцам навязать «Нафтогазу» нефть, к примеру, некондиционного качества.



Первый блин

26 мая все было готово к проведению первого после принятых реформ аукциона. Но, как водится, практика внесла в теорию вполне конкретные корректировки. Началось все с того, что Гостаможслужба предоставила данные о средней таможенной стоимости нефти за 15 дней до аукциона на основании ГТД (грузовых таможенных деклараций), которые оформляются в течение месяца после фактического ввоза нефти по ВД (временным декларациям).



Другими словами, таможня отчиталась за нефть, ввезенную в страну еще в апреле и по апрельским ценам. Рассчитанная таможней стартовая стоимость нефти для 141‑го аукциона 26 мая составила $81,76/барр., в то время как Urals cif Med на эту же дату котировался у отметки $69,5/барр.



За вычетом логистической скидки объективная цена Urals для Украины не должна была превышать $65/барр., а украинской нефти (с учетом премии за качество) — $67,3/барр., то есть на 20% выше российской.



За рамки разумного стартовую цену вынес аукционный комитет, накрутивший на рассчитанную вышеописанным способом стартовую цену еще 20% НДС. В результате начальная цена (включая НДС), начиная с которой желающим купить нефть предлагалось торговаться, составила 5 680 грн/т ($98,12/барр.!). При этом в законе Vonių restauravimas о госбюджете прямо указано: «Снижение стартовой цены не допускается». Естественно, ни одной тонны нефти и газового конденсата продано не было.



Реформы по вызову

Последовавший за 141 аукционом «разбор полетов» был быстрым, поскольку повторный аукцион в соответствии с тем же законом должен был состояться не позднее 31 мая. В первую очередь аукционный комитет провел совещание с Гостаможслужбой для уточнения методики расчета индикативной цены нефти.



Как выяснилось, за 15 дней до даты проведения повторного аукциона (31 мая) в Украину поступила и была растаможена только одна партия нефти — причем сорта Azery Light по цене $81/барр., что и легло в основу расчета Гостаможслужбы.



Понятно, что привязка к такому импорту прямо противоречит идеологии третьей статьи госбюджета — 17‑долларовая «премия» рассчитывается к поступающему в Украину сорту Urals. Чтобы сблизить стартовую цену аукциона с реальной рыночной ценой нефти, аукционный комитет принимает решение не добавлять к стоимости Azery Light премию на качество — $17/т. Соответственно, надбавка на газовый конденсат была уменьшена с $47 до $30/т на размер премии.



Кроме того, при внимательном прочтении закона о госбюджете на 2010 год выяснилось, что добавлять 20% НДС к таможенной стоимости нефти не нужно, ведь «снижение стартовой цены не допускается», а поэтому цена должна являться минимально допустимой. Финальную стоимость нефти в ходе торгов установят покупатели, отталкиваясь от минимальной (стартовой) цены.



Все вышеперечисленное позволило приблизить стартовую цену аукциона 141Д ближе к реальной цене сорта Urals на сегодняшний день. Стартовая цена нефти 31 мая составит 4 690 грн/т ($81/барр. с учетом НДС). Текущая же цена Urals fob Одесса равна $69/барр.; украинской (с премией за качество) — $71,3/барр., или около $85/барр. с НДС.



Таким образом, впервые за несколько лет цены на основные виды сырья украинских заводов находятся в одном ценовом коридоре. «Отвязка» точек передачи нефти от аффилированных терминалов позволяет покупателям впервые реально поторговаться за этот ресурс и получить его.



Безусловно, механизмы аукциона подлежат дальнейшей отладке. По информации НефтеРынка, Минтопэнерго и Минэкономики продолжают совершенствовать правила аукционной торговли. Но на сегодняшний день есть все основания рассчитывать, что аукцион 31 мая пройдет успешно для всех включая государство, покупателей и нефтяной рынок Украины.

Схожі публікаціЇ