Увидеть Париж и выжить
Революция от компании Tesla Motors, которая привела к полному отказу от восприятия электромобилей как чего-то чудноватонелепого и непрактичного, принесла свои плоды.

Электромобили настоящего и электромобили ближайшего будущего — это неотличимые в общем трафике транспортные средства, не лучше и не хуже классических автомобилей с ДВС в плане экстерьера и внутреннего дизайна. Доказательством этому служат улицы больших украинских городов, где неискушенные автолюбители путают электромобиль Nissan Leaf и визуально схожий Nissan Tiida с ДВС.

Парижские премьеры-2016 показали: электромобили заходят во все сегменты и во все классы автомобильной индустрии. Если темпы развития рынка электрокаров сохранятся, а на данный момент причин к сокращению нет, на транспортном рынке может произойти капитальное электрозамещение. ДВС уйдут на второй, а то и на третий план. Как природный газ заменил в свое время уголь, так электродвигатель заменит двигатель внутреннего сгорания. Главный вопрос: когда — в 2020, 2040, 2050-м? Предсказать это очень сложно, но один факт налицо: XXI век — эра информационных технологий, а его ключевая характеристика — скорость. Все процессы происходят в десятки, сотни раз быстрее, чем в веке XX, а поэтому «бензинщикам» надо готовиться «уже вчера». Разберемся в деталях. 29 сентября компания Volkswagen представила концепт воистину перспективного «народного электромобиля». Речь идет о выходящем в 2020 году серийном электромобиле Volkswagen I. D. По данным украинского портала E-Move, автомобиль построили на принципиально новой архитектуре MED — Modular Electric Drive kit, из названия которой понятно, что она предназначена исключительно для электрокаров. По габаритам прототип близок к известному хетчбэку VW Golf. Автомобиль оборудован электромотором мощностью 125 кВт (168 л. с.). Питают его батареи, вмонтированные в пол, которые обеспечивают запас хода в 400–600 км. В концепте имеется беспроводная зарядка, позволяющая восполнить заряд до 80% за 30 мин. (держим в уме выпитые водителем и пассажиром два кофе и съеденные два сэндвича), а также полноценный автопилот, при активации которого рулевое колесо прячется в приборную панель. Кроме того, в оснащение Volkswagen I. D. вошли система индивидуальных настроек ряда функций (климатической установки, положения сиденья и т. п.), функции слежения за домом (Volkswagen Home-Net) и получения посылок в машину, проекционный дисплей с дополненной реальностью, а также камеры заднего вида, заменившие боковые зеркала.

Для любителей «габаритов» Mercedes-Benz представил концептуальный электрокроссовер Generation EQ. Он является предвестником выходящего в 2019 году нового серийного SUV от Mercedes. Как и Volkswagen, компания в основу Generation EQ заложила новую платформу, созданную специально для электромобилей. В движение модель приводит пара электрических моторов — один из них расположен на передней оси, другой — на задней. Суммарная мощность агрегатов 300 кВт (408 л. с.), максимальная тяга — 700 Н•м. До 100 км/ч прототип разгоняется меньше чем за 5 секунд, а пробег на одном заряде составляет 500 км.

Также на выставке представлены Opel Ampera-e, он же Chevrolet Bolt (Chevrolet и Opel входят в состав GM). Электромобиль является довольно доступным в своем сегменте, если не сказать бюджетным. Opel Ampera-e оборудован аккумулятором на 60 кВт•ч и 204-сильным электромотором. Запас хода — до 380 км по американскому измерительному циклу ЕРА и до 500 км по европейскому NEDC.

Smart (еще один «убийца» прокачек) представил сразу три электромобиля серии Electric Drive, созданных на базе классических «Смартов» нового поколения: 2-местную модель Fortwo, 4-местный хетч Forfour, 2-местный кабриолет Fortwo Cabrio. Технические характеристики идентичны для всей линейки: 81-сильный мотор и АКБ на 17,6 кВт•ч, ускоренная перезарядка потребует 2–3 часов (этого времени точно хватит на полноценный обед) и обычная зарядка — до 5–6 часов. В зависимости от типа кузова запас хода составляет 155–160 км, а время разгона до 100 км/ч — от 11,5 до 12,7 секунды. Максимальная скорость достигает 130 км/ч. Но опять же Smart выпускает автомобили в сегменте «сити-кар» и для него такие характеристики вполне допустимы. Машины поступят в продажу в начале 2017 года. Предварительная цена на европейских рынках — от 21,94 тыс. евро.

Чтобы продемонстрировать все богатство сегмента электромобилей, отметим, что на Парижском автосалоне марка Renault представила футуристический кон-цепт Renault Trezor. Новинка позаимствовала силовую установку от болидов Renault e.Dams из «Формулы E». У болида практически идеальная аэродинамика — коэффициент лобового сопротивления равен 0,22, лучше только у Volkswagen XL1 (0,19). Мощность электрического спорткара составляет 350 л. с. Заявленный разгон до 100 км/ч. — менее 4 секунд. Концептуальный спорткар «на батарейках» имеет систему рекуперации энергии. Кузов прототипа выполнен с широким применением карбона, поэтому, несмотря на внушительные размеры (4,7 м в длину) и тяжелые батареи (одна впереди, другая сзади), вес составляет всего 1 600 кг. С каждым кварталом и каждым салоном мир наблюдает все более совершенные электромобили. Речь идет не только о представленных в Париже новинках. Разработки проводятся полным ходом и у таких лидеров рынка, как Nissan, Mitsubishi, Apple (да, именно Apple готовится к 2019–2020 годам начать серийный выпуск Apple iCar), и поэтому к концу текущего десятилетия нас ожидает настоящий бум в мировой индустрии электромобилей.

В редакции НефтеРынка допускают, что одномоментного и резкого удара по «бензинщикам» не произойдет. Эра автомобилей с ДВС будет угасать постепенно, но бесповоротно. Как говорит Александр Лукашенко, «жить будем плохо, но недолго».

Смягчить «электроудар» призваны такие компании, как Citroen. В Париже марка представила концепт Cxperience. Он оснащен гибридной подзаряжаемой силовой установкой, которая включает бензиновый двигатель мощностью 200 л. с., 109-сильный электромотор и 8-ступенчатую коробку передач. ДВС приводит в действие передние колеса, а электрический двигатель вращает задние. Исключительно на электротяге автомобиль способен преодолеть до 60 км. Citroen может подставить плечо, например, компании Honda в проталкивании на рынок гибридных автомобилей. Но гибрид на то и гибрид, что является воплощением переходного варианта, а поэтому данный «компромисс» с большой долей вероятности может быть задавлен превосходящим по количеству и качеству электромобильным сегментом.

Же ву при
26–27 сентября состоялась ежегодная конференция Ukrainian Petroleum Market 2016, на которой о рынке электрокаров рассказал генеральный директор компании Oxygen Group Александр Вовк. В рамках своего доклада он заявил, что миссия его компании — популяризация культуры электромобилей и создание развитой инфраструктуры. По словам гендиректора Oxygen Group, рынок электромобилей хоть и не «безоблачно», но развивается. В 2014 году было продано всего 100 автомобилей, в 2015-м — 730, в 2016, по прогнозам на конец года, — 3 000, а в 2017-м прогнозируемые продажи составят от 7 до 10 тыс. электрокаров. К 2020 году в Украине общее количество электромобилей может достигнуть 100 тыс. единиц. Цифра звучит как фантастика, но имеет абсолютно твердую почву для воплощения в жизнь.



На данный момент существует ряд факторов, тормозящих процесс развития сегмента электромобилей. Сегодня в Украине всего 300 станций подзарядки, из которых лишь 15 supercharge-станций (CHAdeMO). У компании есть стратегия развития сети быстрых зарядок. Срок их реализации — 6–8 лет. На первом этапе Oxygen Group планирует установить 180 станций на основных магистралях. На втором — 400 станций в крупных городах (Киев, Львов, Одесса, Харьков, Днепр, Запорожье). Далее последует установка 250 станций в областных центрах. И завершающим этапом будет оборудование 900 пунктов подзарядки в районных центрах. Таким образом, в Украине будет построена комплексная инфраструктура для развития электромобильного транспорта. И это лишь пример одной компании, а в гонку рано или поздно (но скорее поздно) включатся сети АЗС. Подстегиваемые желанием сохранить позитивный финансовый баланс, они будут ускоренными темпами двигаться в сторону диверсификации топливного предложения и развития «нетопливных» продаж. Лидеры рынка с лозунгом «За сохранение планеты!» ринутся оптом скупать зарядные станции ведущих производителей, и тогда процесс станет уже необратимым.

Хотя он необратим и по другой причине: Украина, как страна, связанная международными соглашениями, будет вынуждена искать способы уменьшения выбросов CO₂. Она выполняет взятые на себя обязательства в рамках Киотского протокола, а также недавно подписанного Парижского договора. Помимо прочего, выполнение Парижских соглашений является важной частью интеграции Украины в Европейский союз. Так что прекрасный город Париж, как видим, забил уже как минимум два гвоздя в «крышку гроба» мирового и украинского топливного бизнеса. Итак, к 2020–2030 годам электромобили будут представлены во всех сегментах и во всех классах. По внешнему виду и по техническим характеристикам они не будут уступать автомобилям с ДВС. Проведение агрессивной маркетинговой кампании, в частности под лозунгами уменьшения CO₂, постепенно сделает автомобили с ДВС сначала немодными, а затем и такими, которые не приветствуются на дорогах общего пользования (как, например, сейчас происходит со старыми добрыми автомобилями производства СССР с высоким уровнем шумов и выброса вредных веществ). И когда при слове ДВС будут отворачиваться не только «зеленые», но и обычные граждане, — вот тогда и настанет конец украинского топливного рынка, каким мы его знаем сейчас. Поэтому, уважаемые «бензинщики», — «зима близко».

 

 

Схожі публікаціЇ