
Немного денег в Украину
О сделке между акционерами ТНК-ВР и совладельцами «Вик-Ойла» достоверно стало известно благодаря открытой процедуре выпуска еврооблигаций. Российско-британская компания запланировала разместить ценные бумаги на $8 млрд. А уже в прошлую пятницу компания начала road-show своих облигаций, в рамках которого планируется разместить ценных бумаг не менее чем на $0,5 млрд. В прилагающемся к выпуску меморандуме менеджмент компании разъясняет, на какие проекты она собирается потратить эти деньги. Среди прочих упомянута и сделка с «Вик-Ойлом», которая, как гласит меморандум, должна завершиться в I квартале 2010 года. Уже в начале января НефтеРынок зафиксировал первый признаки завершения сделки. Так, в донецком подразделении «Вик-Ойла» сотрудников отправили в неоплачиваемые отпуска до 1 февраля. А вскоре стало известно о смене вывески управляющей сетью АЗС компании: вместо ООО «УТН-Восток» этим теперь занимается структура под названием «Формула ритейл».
В меморандуме по выпуску еврооблигаций ТНК-ВР сказано, что завершение сделки зависит, в частности, от выдачи разрешения Антимонопольным комитетом и завершения транзакций внутри группы «Вик-ойл». За разрешением АМКУ дело не станет: у украинского подразделения ТНК-ВР сравнительно немного собственных АЗС и о монополизации розничного рынка компании речь не идет. А вот вопрос оптимизации корпоративной структуры «Вик-Ойла» все еще актуален.
НефтеРынок достаточно много времени посвятил изучению структуры собственности в группе компаний, управляющей одной из крупнейших сетей в стране. Присутствие в ней значительного числа местных и оффшорных компаний со взаимным проникновением капитала сделали эту структуру донельзя запутанной. Причина этого, по-видимому, кроется в необходимости учета интересов целой группы лиц и сочувствующих, которые так или иначе завязаны на бизнесе по торговле нефтепродуктами. Еще одним объяснением хитросплетений структуры собственности может служить желание совладельцев «Вик-Ойла» завысить цену компании в преддверии будущей сделки с ТНК-ВР. В пользу этого утверждения говорит история с продажей акций управляющей заправками компании крупному международному инвестфонду PPF. Как оказалось, покупателем 27% акций стал не сам фонд, а компания с похожим названием, имеющая с самим фондом очень призрачную связь.
Сезон скидок
Интересно, что в своем меморандуме ТНК-ВР говорит о покупке 100% акций «Вик-Ойла». Тем самым компания, вероятно, хочет снизить риски будущего приобретения: делить свой бизнес с экс-совладельцами сети АЗС «танкисты» не хотят. Манипуляции владельцев и менеджеров «Вик-Ойла» со структурой собственности оказались тщетными, о чем красноречиво свидетельствует цена продажи. Переговорщики из ТНК-ВР смогли адекватно оценить риски покупки «Вик-Ойла», среди которых помимо непрозрачности корпоративной структуры и непубличности компании в целом — значительная долговая нагрузка и отсутствие четкого позиционирования на рынке. Дончане выбрали самую агрессивную из всех стратегий экстенсивного роста — строить заправки с нуля, а не покупать и переделывать уже существующие АЗС. Кредиты, которые привлекала компания под строительство объектов, едва ли были дешевыми, учитывая непубличный статус компании. Затраты на выплаты долгов и процентов оказались посильными только на растущем рынке, когда цены и прокачки шли вверх.
Но с началом кризиса, в условиях резкого падения спроса и высокой волатильности цен, кредиты стали обузой для «Вик-Ойла». И будущие покупатели, прицениваясь к активам дончан, хорошо это понимали.
Что касается позиционирования, то, как наверняка помнят наши читатели, летом прошлого года разразился нешуточный конфликт между «Вик-Ойлом» и АО «Укртатнафта». Предмет спора — бренд «Укртатнафты», под которым продавали топливо АЗС «Вик-Ойла». Именно бренд кременчугской компании формировал значительную долю условной капитализации упомянутой сети АЗС. Компенсировать его отсутствие наскоро состряпанный «смайлик» станций, впоследствии переименованных в «Формулу», так и не смог. Лишившись бренда, компания потеряла немалую часть клиентов, а значит, потеряла в стоимости. Однако и дальше тянуть с продажей бизнеса совладельцы «Вик-Ойла», по-видимому, уже не могли — кредитное бремя и активность коллекторов дали о себе знать.

Новый антирекорд
Именно поэтому ТНК-ВР заплатит не самую высокую цену за количественный рывок в украинском топливном ритейле. По словам исполнительного директора ТНК-ВР Виктора Вексельберга, инвестпрограмма компании в 2010 году исчисляется $4 млрд. То есть на покупку заправок «Вик-Ойла» «танкисты» потратят немногим более 1% своего инвестиционного бюджета. В расчете на заправку (без учета восьми нефтехранилищ и спецтехники) инвестиции составили не более $425 тыс. Это в два раза меньше суммы, в которую Европейский банк реконструкции и развития оценил заправки «Галнефтегаза» ($840 тыс. за АЗС) и в два с половиной раза меньше того, что группа «Приват» заплатила в свое время за станции ANP. Такой неутешительный итог для «Вик-Ойла» объясняется не только и не столько общим спадом на рынке, но также спецификой самой компании и команды ее управленцев.