Александр Сиренко










Для начала предлагаем восстановить хронологию событий. В феврале, после известных событий в Киеве, исчезает офис ВЕТЭК, который ранее находился всего в 300 м от Майдана. Одновременно сформированное на чью-то скорую руку правительство (а не как принято считать «выдвинутые Майданом» персонажи) приступает к исполнению обязанностей. Креативность нового министра МВД Арсена Авакова общественность одобряет: он стал первым главным милиционером, докладывавшим людям о происходящем на странице в Facebook. Оттуда же мы узнаем подробности бегства Януковича, немного о захвате Крыма и о перспективно громком деле Сергея Курченко.



Активами последнего занялись не только силовики в погонах. 26 февраля на относящуюся к собственности ГК ВЕТЭК Херсонскую перевалку первыми пришли бойцы «Правого сектора». «Заняли часть перевалки, а точнее нефтебазу, и передали ее правоохранительным органам. Цель – не допустить вывоза нефтепродуктов, которые импортированы незаконным образом», - сообщили агентству «Интерфакс-Украина» в херсонском отделении «Правого сектора». Позднее ПС передал объект под контроль правоохранительным органам. Одновременно представители Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) зашли с проверкой на Одесский НПЗ.



Позднее, уже в марте, появляются первые сообщения об аресте имущества - как инфраструктуры, так и нефтепродуктов, правда, без упоминания объема. Так, 10 марта Министерство внутренних дел Украины возбудило 11 дел против компаний, подконтрольных Сергею Курченко.



Уже в конце марта Аваков выносит на суд общественности через соцсеть инициативу продать нефтепродукты, выявленные в ГК ВЕТЭК, для нужд аграрного сектора. Тогда же появляется первое упоминание об объеме – 100 тыс. т топлива. «Вышли с инициативой – немедленно продать все изъятое – пустить бензин в работу, а арест уже обратить на вырученные деньги, размещенные в Нацбанке. Проговорил с премьером, министром юстиции – готовим проект постановления Кабинета министров на будущую среду. Потом на основании этого обратимся в суд – и сможем отдать бензин в «народное хозяйство», – сообщил он. Отметим, на странице в Facebook Арсена Авакова уже нет записей с 26 марта по 26 апреля.



Фииить, масленица!

Потом «вспыхнул» восток Украины (в дополнение к бардаку на Донбассе 11 мая неизвестные в масках захватывают Ровеньковскую нефтебазу, где также предположительно хранились арестованные нефтепродукты), на первомайские праздники случилась трагедия в центре Одессы. Событиям страшного происшествия и результатам расследования по делу Курченко была посвящена совместная пресс-конференция СБУ и МВД 19 мая. На ней Арсен Аваков заявил, что под арестом находится уже 80 тыс. т («минус» 20 тыс. т) нефтепродуктов – «бензин А-95 и сырая нефть, всего около 8-9 наименований». На вопрос НефтеРынка, какова судьба арестованных нефтепродуктов, министр сообщил о новом постановлении Кабмина. «Мы оцениваем эти продукты как скоропортящиеся, их сложно хранить. Потому в прошлую среду (14 мая. - НР) было принято соответствующее постановление Кабмина о проведении аукциона по продаже нефтепродуктов», - заявил Арсен Аваков.



По его словам, аукционы будут публичные, за ними можно будет наблюдать. «Вырученные средства поступят на казначейский счет бюджета, где будут дожидаться решения суда - либо о конфискации, либо о возвращении», - отметил Аваков.



20 мая с аналогичным заявлением выступил и.о. главы администрации президента Сергей Пашинский. Заговорил временный куратор АП о распродаже арестованного имущества, видимо, неслучайно. Одновременно на рынке нефтепродуктов заговорили о якобы уже известном исходе торгов. Отметим, на сайте Кабмина мы не нашли постановления об аукционе, о котором сказали сразу два чиновника. Кроме того, ни в АП, ни в МВД НефтеРынку не помогли с поиском на момент верстки материала. Также мы не получили ответ о местонахождении арестованных нефтепродуктов.

Добавим, что в Минэнергоугля об аукционе слышали тоже только из новостей. Никаких документов об организации торгов или консультаций в профильном министерстве не было замечено.



Более разговорчивыми оказались наши источники на рынке. Так, к примеру, одесситы рассказали, что к приему и продаже большой партии нефтепродуктов с Одесского НПЗ готовятся структуры «Привата».

Другие твердят, что в небольших объемах (в основном бензовозными нормами) арестованным топливом приторговывают... бывшие менеджеры ВЕТЭК. Еще одна информация, полученная нами из трейдерского круга, которая, безусловно, требует проверки: одна из компаний, прикрываясь честным именем главы АП, ищет парк хранения под 70 тыс. т нефтепродуктов.



Вместо P.S.

Мы не спешим делать выводы, мы выражаем глубокую обеспокоенность происходящим на наших глазах. Мы рады будем ошибиться в наших предположениях и собранной хронологии событий, а также по-прежнему ждем ответа от Арсена Авакова и Сергея Пашинского в установленные законодательством сроки. Кроме того, мы с удовольствием посетим анонсированный прозрачный аукцион, вырученные деньги от которого действительно пойдут на хранение в госбюджет до решения не менее честного суда.