В 2010 году добыча нефти и газового конденсата составила 3 546 тыс. т, что на 406 тыс. т (10,3%) меньше, чем в 2009‑м. Это худший результат за последние 20 лет. Такие негативные показатели во многом были предопределены наследием политики предыдущих лет, на протяжении которых работы в отрасли, главным образом бурение, финансировались недостаточным образом.



Объемы добычи снизили как госкомпании, так и частные игроки. Крупнейшая нефтедобывающая компания «Укрнафта» сократила объемы на 340 тыс. т (12%), до 2 485 тыс. т, «Укр­газ­добыча» — на 55 тыс. т (7,4%), до 686 тыс. т. Несколько лучше ситуация с добычей газа: в прошлом году было добыто 20 055 млн м3, что на 1 128 млн м3 (5,3%) меньше, чем в 2009‑м.



Бремя госкомпаний

Серьезные проблемы испытывают крупные госкомпании «Укрнафта» и «Укргаздобыча». Обе структуры в последние годы столкнулись с ухудшением ресурсной базы. Работая на старых истощенных месторождениях, компании не в состоянии поддерживать прирост запасов, который бы компенсировал объемы добычи. За последние пять лет госкомпании не получили ни одной новой лицензии, более того, далеко не всегда удавалось продлить разрешения, срок действия которых истек.



Для «Укрнафты» прошедший 2010 год, как и 2009-й, оказался, откровенно говоря, провальным. Неопределенность относительно будущего компании привела к тому, что частным акционерам и подконтрольному им менеджменту приходилось решать текущие проблемы. В то же время госкомпания резко сократила инвестиции в производство, например в бурение, вследствие чего стремительно упала добыча. Тем не менее будущее компании не выглядит безнадежным. В конце 2010 года между правительством, «Укрнафтой» и акционерами компании было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимопонимании. Его главным результатом стало решение о проведении допэмиссии в 2011 году. Акционеры «Укрнафты» планируют преобразовать компанию в публичное АО и вывести на Лондонскую фондовую биржу (London Stock Exchange, LSE) для привлечения средств и создания публичной вертикально интегрированной нефтегазовой компании. Говоря обычным языком, в 2011 году «Укрнафта», в случае реализации заявленных планов, может значительно увеличить инвестиции в геологоразведку и добычу.



Ситуация в «Укргаздобыче» остается более стабильной и предсказуемой. Отрицательные результаты в минувшем году были предопределены «экспериментами», связанными с разработкой нескольких крупных газоконденсатных месторождений в 2008–2009 годах. Напомним, тогда «Укргаздобыча», возглавляемая Ильей Рыбчичем, приняла решение остановить разработку Тимофеевского, Куличихинского и Котелевского месторождений в режиме сайклинг-процесса. Таким образом был грубо нарушен проект разработки месторождений. Это дало возможность компании в 2008 году увеличить отбор газа (в то время жизненно необходимого для правительства Тимошенко ресурса) на более чем 300 млн м3, а в 2009‑м — почти на 600 млн м3. Отметим, что в 2009 году «Укргаздобыча» продемонстрировала самый высокий результат добычи газа — 15,2 млрд м3.



Но такие действия стали причиной больших неприятностей для госкомпании — потери запасов и падения отбора конденсата. После остановки закачки газа давление в пласте упало, и наличие конденсата в газе снизилось в полтора раза, с 90 г/м3 до 60 г/м3, это также привело к обводнению скважин. Безвозвратные потери конденсата в 2008–2009 годах достигли 150 тыс. т.



Тем не менее в 2010 году «Укр­газ­добыче» удалось полностью восстановить разработку месторождений в обычном режиме, что дает надежду на стабилизацию объемов добычи газа и конденсата в текущем году.



Еще одна госкомпания — НАК «Надра Украины» — в 2010 году показала серьезное падение производства — почти на две трети. Тем не менее во втором полугодии, после прихода нового руководителя Эдуарда Ставицкого, ситуация в «Надрах» заметно улучшилась. Компания заявила о кардинальных планах по модернизации — закупке современных буровых станков, что, по замыслу руководства, дало бы возможность «Надрам» стать лидером на отечественном рынке сервисных услуг. Однако спустя полгода, в конце декабря, Эдуард Ставицкий был назначен главой Государственной геологической службы, а руководителем НАК «Надра Украины» стал Олег Проскуряков, который в 2006–2008 годах руководил Государственной геологической службой. От того, удастся ли Проскурякову внедрить хотя бы часть заявленных планов, будет зависеть будущее НАК «Надра Украины».



Ни для кого не секрет, что сегодня компания находится в крайне сложной ситуации, часть дочерних структур ликвидированы, например «Полтаванефтегазгеология», другие находятся на грани банкротства — «Крымгеология». Тяжелое положение «Надр» стало причиной обсуждения целесообразности ее существования. Напомним, уже не первый год витает идея присоединения «Надр» к другой госструктуре — НАК «Нафтогаз Украины».



Из всех госкомпаний исключением стал только «Черноморнефтегаз». Так, по итогам 2010 года компания смогла нарастить объемы добычи нефти и конденсата на 4 тыс. т, до 80 тыс. т, при этом нефти — на 5%, газоконденсата — на 4,5% в сравнении с 2009 годом. Достичь этого удалось благодаря своевременному проведению капремонта скважин. Правда, объемы добычи газа «Черноморнефтегазу» в 2010 году удержать не удалось, падение в сравнении с 2009‑м составило 114 млн м3 (10%).



В калейдоскопе событий

Откровенно напряженным год выдался и для частных добытчиков. При этом некоторым компаниям, к примеру Cadogan Petroleum, удалось возобновить работу, в то время как Regal Petroleum была вынуждена уйти с рынка.

После двух лет судебных тяжб в сентябре 2010 года британская нефтегазовая компания Cadogan Petroleum plc, НАК «Надра Украины» и ее дочернее предприятие «Полтаванефтегаз­геология» подписали мировое соглашение по разработке Пирковского и Загорянского месторождений в Полтавской области. Согласно достигнутому соглашению, компании отозвали взаимные претензии, а Cadogan обязалась выкупить у госкомпании 5 пробуренных скважин на Загорянском месторождении за $3,2 млн. Из указанных скважин 4 находятся в консервации и только на одной идет добыча. Еще в июне акционерами Cadogan Petroleum рассматривался вопрос ликвидации компании, и только благодаря подписанию мирового соглашения удалось ее сохранить.











Другой британской компании Regal Petroleum повезло меньше. В конце марта 2010 года Минприроды издало приказ о приостановке разработки Мехедовско-Голотовщинского и Свиридовского газоконденсатных месторождений, лицензии на которые принадлежат Regal Petroleum. После восьми месяцев противостояний в судах в ноябре британцы были вынуждены остановить добычу. Проблемы с лицензиями обернулись для акционеров компании огромными финансовыми потерями. Напомним, Regal Petroleum для реализации проектов в Украине привлекла $300 млн, значительная часть из которых уже потрачена в рамках проекта по созданию крупнейшей частной газодобывающей компании в Украине. Еще год назад уже бывший директор Regal Petroleum Дэвид Грир заявлял о планах выйти на уровень добычи 2‑3 млрд м3 газа в год.



За два месяца простоя к акционерам Regal Petroleum пришло понимание того, что быстро уладить конфликт не получится, поэтому они выявили готовность продать акции компании. Среди потенциальных покупателей значились Energees Management, которая в свою очередь контролируется Smart Holding Group Вадима Новинского. Совет директоров Regal Petroleum поддержал предложение Energees Management о покупке компании за $121,5 млн. Не остались в стороне и другие заинтересованные компании. Спустя несколько дней аналогичное заявление сделали Heamoor Limited (Кипр) и группа «Гео Альянс», контролируемые бизнесменом Виктором Пинчуком.



Кипрская компания провела оценку состояния активов и финансов, а также обсудила с руководством Regal Petroleum варианты по покупке акций этой компании либо по объединению активов. Кроме того, в прессе появились неподтвержденные сообщения об интерес к покупке Regal со стороны австралийских инвесторы, а также структур украинского бизнесмена Константина Жеваго. Но пока добывающие компании торговались за активы, их обошел более расторопный частный инвестор — управляющий партнер украинской инвестиционной компании InvestoHills Андрей Волков, который приобрел 16,23% компании. Участники рынка сходится во мнении, что данная покупка носит исключительно спекулятивный характер ввиду сегодняшней низкой стоимости акций.



Который год радует постоянством работы «Полтавская газонефтяная компания» (ПГНК), «дочка» британской JKX. Несмотря на некоторое снижение объемов добычи нефти и газа для полтавских нефтяников с английскими корнями 2010 год можно назвать удачным. В декабре компания заявила об успешном проведении тестирования новой горизонтальной скважины на Руденковском месторождении. На сегодняшний день это самая длинная из пробуренных в Украине горизонтальных скважин. Результаты испытаний показали, что ее суточный дебит составляет 225 тыс. м3 и 2,5 т конденсата.



Самый большой прирост в прошлом году показала компания «Укр­кар­пат­ойл», которая увеличила добычу в 10 (!) раз, до 32 тыс. т. Правда, рост показателей был обусловлен перераспределением действующих скважин «Укрнафты» на Быткив-Бабченском месторождении (Ивано-Франковская область). В марте 2010 года решением Апелляционного хозсуда Киева «Укрнафта» стала 100-процентным владельцем украинско-американского СП «Укркарпатойл Лтд». До этого «Укрнафта» владела 55% СП. Решение суда было принято в связи с нарушением правопреемственности Carpatsky Petroleum Corporation (Делавер, США). Американцы перерегистрировали компанию в другом штате, не уведомив об этом, как это предполагается уставом, своих партнеров в «Укрнафте».

Одной из крупнейших сделок по слиянию в нефтегазовом секторе стала покупка Geo-Alliance 50% акций ООО «Восточный геологический союз». Консолидация добывающих активов вывела Geo-Alliance в тройку крупнейших частных добывающих компаний.



Подарок к Новому году получила луганская «Куб-Газ», 70% которой принадлежит канадской Kulczyk Oil Ventures Inc. 29 декабря 2010 года компания стала владельцем специального разрешения на геологическое изучение с исследовательско-промышленной разработкой (ИПР) Северо-Макеевского газового месторождения (Луганская область) сроком на 5 лет. Ранее сообщалось, что Kulczyk Oil планирует ввести в эксплуатацию скважину М-19 на Макеевском газовом месторождении во втором квартале 2011 года.



В ожидании перемен

Отметим, что выдача лицензий на нефтегазовые участки Мин­при­родой стало скорее исключением, нежели правилом в Украине. Последние четыре года характеризовались полным застоем в работе ведомства.

Определенные надежды на активизацию работы министерства связаны со сменой его руководства. Напомним, в июле министром был назначен Николай Злочевский, а руководителем Государственной геологической службы — Эдуард Ставицкий. Сегодня, по данным НефтеРынка, подготовлено новое положение о проведении аукционов по продаже лицензий на 2011 год, согласно которому Государственная геологическая служба получит значительно больше полномочий, что позволит возобновить продажу новых площадей для нефтегаздобытчиков.



Вместе с тем определенные подвижки произошли в сегменте нового для Украины направления — добычи нетрадиционного газа. В частности, ТНК-ВР в ближайшие пять лет рассчитывает стать лет крупнейшей частной компанией, добывающей газ из плотных песчаников в Донецком бассейне (НР, № 51–52, 2010).



Отдельно следует упомянуть так и не решенный вопрос о будущем проекта разработки Прикерченского шельфа компанией Vanco. Именно с разработкой Черноморского шельфа связаны надежды на значительное увеличение добычи нефти и газа. По информации НефтеРынка, активность в переговорах с Минтопэнерго в вопросах разработки шельфа сегодня проявляет партнер Vanco в ряде международных проектов — российский «Лукойл».