Главный вопрос: куда девается дизельное топливо при стагнирующем рынке? Конъюнктура в Украине сложилась таким образом, что при волатильном курсе трейдеры старались быстрее конвертировать обесценившуюся гривну в товар, что привело к перенасыщению рынка топливом. Впрочем, некоторые игроки просто сворачивали деятельность, чтобы уменьшить риски и дождаться лучших времен.
«На сегодняшний день на рынке профицит дизтоплива. Если бы спрос был на уровне 2014 года, дизель стоил бы на 1000 грн/т дороже», — отметил один из импортеров. «Многие приграничные области перелиты дизельным топливом. Оптовики нахватались ресурса, однако реализовать его не могут. Оставшиеся объемы сейчас лежат на нефтебазах в ожидании лучших времен. Эффект от этого уже скоро будет виден», — рассказал другой поставщик ДТ.
По способам доставки данного вида топлива на железнодорожный транспорт приходится более 84% объемов ДТ, на танкеры — 11,8%, автомобильный и речной транспорт суммарно занимает около 0,8%. На протяжении шести месяцев 2015 года ключевыми поставщиками дизельного топлива в Украину оставались Белоруссия и Россия. На эти страны суммарно пришлось 77,5% отгрузок цетанового ресурса.
Однако за два квартала 2015 года в общей структуре рынка произошли существенные изменения. За указанный период доля белорусского дизельного топлива сократилась с 1,15 млн т до 946 тыс. т (падение составило 17,7%). Из всего количества более 90% белорусского ДТ приходится на Мозырский НПЗ и только около 10% на Новополоцкий НПЗ. Таким образом, если раньше белорусские НПЗ в общей структуре импорта занимали 58,7%, то сейчас их часть снизилась на 11,1% до 47,6%.
Трейдеры отмечают, что кроме снижения реализации в проседании объемов из Республики Беларусь существенную роль сыграла политика ценообразования. «Из-за высокой премии оптовики и ритейлеры были вынуждены искать ДТ других производителей. Оно не всегда было соответствующего качества, но цена брала верх», — пояснил один из импортеров. «Часть трейдеров и поставщиков все еще думают, что наш рынок продолжает оставаться премиальным, хотя это не так. Из-за кризиса произошли структурные изменения», — добавляет другой крупный импортер.
Впрочем, не все с этим соглашаются. «Белорусский ресурс своей низкой плотностью покрывает затраты. К примеру, если плотность «мозыря» порядка 0,825 кг/м3 при температуре +15С0, то плотность румынских или российских аналогов — 0,836. В объеме уже чувствуется разница, которая отражается в проданных литрах», — высказал мнение один из оптовиков.
В отличие от белорусского российский дизель вернул утраченные несколько лет назад позиции. Прирост в объемах составил 27,1% (более 160 тыс. т). Несмотря на потерю поставок по трубопроводу, РФ нарастила отгрузки ДТ на украинский рынок по железной дороге, доведя объемы до 593 тыс. т. На протяжении первого полугодия 2015 года в Украину заходило дизельное топливо производства НПЗ «Роснефти», «Лукойла», «Татнефти», «Башнефти» и «Орскнефтеоргсинтеза».
Импортеры отмечают, что рост объемов из РФ происходит на фоне переориентации потоков. «Белоруссия отправляет нефтепродукты в Россию с существенным дисконтом, а российские поставщики играют на этом, предлагая украинцам цены ниже, чем белорусы», — рассказал НефтеРынку один из трейдеров.
Отметим, что украинский рынок не попрощался с трубой: дизель по нефтепродуктопроводу из России класса Евро-4 (производства Салаватского НПЗ) реализовывала компания «Интергал». Правда, слив ресурса происходил в Воронежской области на ЛПЗС «Колодезная», а в Украину его доставлялся уже цистернами, через пограничный переход «Соловей — Тополи». Объемы дизеля, доставленного к украинской границе посредством нефтепродуктопровода, составили около 24 тыс. т (ранее по трубе в Украину в месяц поступало порядка 50–70 тыс. т ДТ).
Наряду с возросшей долей российского ДТ следует выделить экспансию польского дизеля в Украину. За 6 месяцев 2015 году поляки увеличили поставки в адрес украинских компаний с 35,1 тыс. т до 124,8 тыс. т! Основными покупателями ДТ Плоцкого НПЗ (принадлежит Orlen) стали ОККО и WOG. После такого скачка Польша, пропустив вперед Белоруссию и Россию, в списке импортеров заняла третью строчку. При этом она потеснила Литву, которая уменьшила отгрузки на 13,5% до 121 тыс. т.
Кроме того, в 2015 году на рынке увеличилось присутствие венгерского товара. В Украину его привезли около 25 тыс. т. Рассматривая географию продаж топлива из указанной страны, можно четко проследить его зональность. Покупателями ДТ производства Дунайского НПЗ корпорации MOL выступили ОККО и «Манго-Трейд», (отметим, что последняя приросла за счет аренды АЗС на Западной Украине), а также новичок импорта ДТ «Темиртранс-Захид» (которое ранее называлось «Петро Карбо Хем Мукачево») . Напомним, компания, базирующаяся в Закарпатской области, осуществляет перевалку и трейдинг сжиженного газа.
С 53,5 до 81 тыс. т нарастили объемы поставок греки. За отчетный период в Украину по морю поступал ресурс производства Элевсинского НПЗ, который принадлежит корпорации Hellenic Petroleum. Главным покупателем дизеля из Эллады стала компания «ВОГ Трейдинг», на нее пришлось около 75% оформленных нефтепродуктов. В значительно меньших объемах греческое топливо покупали «Укройлпродукт» («Фактор»), SOCAR и «Райз» (входит в агрохолдинг Ukrlandfarming). Участники рынка отмечают, что, возможно, украинские игроки приобретали товар у российских давальцев, которые осуществляют переработку на греческих НПЗ.
На прошлогоднем уровне в 70 тыс. т остались поставки из Израиля. Эксклюзивным покупателем израильского дизеля (НПЗ в г. Хайфа) в этом году был только WOG.
Следует отметить, что по морю поступали не только нефтепродукты из Средиземноморских стран, но и российское ДТ. Так, более 60 тыс. т ДТ производства «Башнефти» и «Роснефти» в Одессу и Николаев танкерами импортировали «Приват» и «Закарпатнефтепродукт-Мукачево». На группу компаний с днепропетровскими корнями пришлось 44 тыс. т. Напомним, что в прошлом году «Приват» импортировал только 20 тыс. т.
В отличие от вышеуказанных направлений на 46,7% до 14,6 тыс. т уменьшились морские поставки из Румынии. В первую очередь они истощились из-за пертурбаций в компании «Ромпетрол-Украина».
После исчезновения ВЕТЭК на рынке фактически испарилось ДТ из Болгарии и Италии, которое трейдер на законных основаниях оформлял в адрес своего актива — Одесского НПЗ. Его общий объем за 6 месяцев 2014 года составил 26,5 тыс. т (львиная доля пришлась на болгарское ДТ). Во второй половине 2014 года сошла с дистанции и «Первая топливная компания», которая при предыдущей власти была постоянным поставщиком топлива для госструктур.
Однако импортеры отмечают, что доставка по морю все еще остается недешевым удовольствием. «Наценка к средиземноморской котировке, включая премию, перевалку, операционные потери и т. д., доходит до $50/т, а ели добавить логистику по Украине, то для компании морской дизель становиться роскошью. Поэтому нам выгоднее брать белорусский либо российский ресурс по железной дороге», — поделился мнением трейдер.
По порядку рассчитайсь!
Как и в прошлом году, лидерами дизельного импорта остаются WOG, «БНК-Украина», «Галнафтогаз» и «Западная нефтегазовая компания». В целом эти трейдеры остались на своих прошлогодних позициях.
В сопоставлении объемов следует учитывать тот факт, что белорусский ресурс в адрес большинства компаний импортирует «БНК-Украина». В этом году некоторые трейдеры стали больше покупать ресурс самостоятельно, чем подкорректировали свои показатели.
Отметим, что в пятерку лидеров выбилась «Параллель», которая после событий в Донбассе переформатировала бизнес и сделала существенный упор на продажи мелким и крупным оптом. По сравнению с 2014 годом объемы оператора увеличились почти на 50% до 100 тыс. т.
Кроме того, увеличился импорт у «Реал-НП», «Итергала», SOCAR, «Альянс Энерго Трейда» и ряда других поставщиков. Впрочем, по словам трейдеров, увеличение объемов той или иной компании не всегда говорит о росте продаж и улучшении ситуации на топливном фронте.
Из-за ухода из Украины прекратились поставки в адрес «Лукойла». Напомним, за 6 месяцев 2014 года компания импортировала почти 196 тыс. т дизтоплива из России и Белоруссии, а в 2015 году только 3,9 тыс. т. Правопреемник «Лукойла» — компания «АMIC-Украина» пока не отличилась собственными поставками ДТ.
Снизился импорт ДТ и у «Роснефти», которая отгрузила в Украину 60 тыс. т, что на 12,4% меньше, нежели за два квартала 2014 года. На 15% до 55 тыс. т. сократили оформление ДТ в «БРСМ-Нафте». С 61 тыс. т до почти 10 тыс. т уменьшились потоки у «Олэнерго».
Значительно просел импорт и у вышеупомянутого оператора «Ромпетрол-Украина». Компания снизила объемы с 27,3 до 4,8 тыс. т. Впрочем, место «Ромпетрола» с румынским ресурсом заняли другие игроки, но с сомнительным шлейфом: «Митгард», «Прайтекс» и «Дану Инвестмент». Указанные трейдеры работают с портами Измаила и Скадовска, где процветает контрабанда. На троих эти предприятия растаможили более 9,5 тыс. т румынского ДТ.
За 6 месяцев 2015 года в импорте появились как новые, так и подзабытые компании. Новым импортером стал «Альянс Ойл Трейдинг», отпочковавшийся от «Альянс Ойл Украина». Среди «новичков» следует выделить и компанию «Фактор», которая в 2015 году, чувствуя поддержку в лице высоких государственных мужей, вернулась в обойму импорта нефтепродуктов. За отчетный период структурами компании было импортировано 24,7 тыс. т дизельного топлива из Белоруссии, Греции и Литвы. Таким образом, доля ГК «Фактор» (бизнесменов Владимира и Сергея Тищенко) на украинском рынке составила около 25 тыс. т.
Следует отметить, что с апреля 2015 года компания стала работать через херсонскую перевалку (импорт ДТ из Греции), которая ранее была «национализирована» в числе компаний Сергея Курченко. Напомним, после передачи осенью 2014 года Приморским судом Одессы имущества херсонской перевалки (ранее принадлежала ВЕТЭК) государственному «Предприятию по обеспечению нефтепродуктами» (ПОНП) терминал возобновил прием танкеров спустя полгода. Первым клиентом перевалки с греческим ресурсом как раз и стала «факторовская» компания «Укроилпродукт». Участники рынка считают, что ранее экс-директор ПОНПа Андрей Голубей действовал в интересах данной группы компаний.
Активный импорт продолжали конечные потребители товара. Кроме греческого дизельного топлива «Райз» (дистрибутор агрохолдинга Ukrlandfarming) оформлял и партии российского ресурса. Всего за указанный период в адрес компании экспортеры поставили около 10 тыс. т. В этом году новичком стал «Нибулон» (производство и экспорт зерновых). Лидер зернового рынка собственными силами импортировал 2,5 тыс. т литовского ДТ. 29,1 тыс. т дизеля Волгоградского НПЗ (принадлежит «Лукойлу») поступило в адрес Полтавского и Еристовского горно-обогатительных комбинатов, входящих в пул компаний Ferrexpo Константина Жеваго.
В 2015 году в импорте дизеля выстрелили газовики. Оператор перевалочного комплекса СУГ на Закарпатье «Темиртранс Захид» (которое ранее называлось «Петро Карбо Хем Мукачево») и его аффилированные компании привезли из Венгрии и Белоруссии более 13 тыс. т ДТ. Скромнее на рынок вышел еще один газотрейдер «Газтрон», импортировав около 1,5 тыс. т дизтоплива. Добавим, что компания уже успела выиграть пару государственных тендеров на поставку ДТ.
За отчетный период на рынке появилось значительное количество небольших трейдеров, месячные объемы которых варьируются от 500 т до 2 тыс. т. Среди них стоит выделить таких игроков, как «Авантрейд», «Витера Трейд», «Каолин Инвест», «Кинтаро», «Лоир», «Стандарт Ойл Групп» и другие.
Рассматривая наполнение рынка импортным ДТ в первом полугодии, не следует забывать и о контрабанде. Самые яркие эпизоды провоза топлива мимо таможни и фискалов приходятся на порты юга Украины.
Подводя итоги, отметим, что рынок дизельного топлива по-прежнему остается премиальным для экспортеров, что обусловило его диверсифицированность. За 6 месяцев 2015 года отечественный потребитель смог увидеть товар минимум из 8 стран, а с учетом «контрабаса» география поставок может оказаться еще шире. За отчетный период наиболее значительно увеличился импорт из России и Польши.
Кроме того, становится все более заметным зонирование поставок по регионам, граничащим со странами-поставщиками, а также появление новых базисов и уменьшение роли железнодорожного узла «Коростень» как всеукраинского топливного хаба. Падение реализации, а также появление небольших игроков оставляют все меньше шансов крупному опту, который передает пальму первенства мелкооптовым отгрузкам бензовозами. Одинаковые показатели по сравнению с 2014 годом привели к профициту ресурса на рынке. Сложившаяся ситуация выглядит обманчивой и в скором времени может сыграть злую шутку с трейдерами, которые перелили рынок в надежде сохранить высокие заработки в рознице.