Александр Сиренко
Парням с дубинками был разрешен заход в «Укртранснафту» через ресторан «Бабене»
Скандал вокруг нефтетранспортной госкомпании назревал поэтапно. Новый менеджмент НАК «Нафтогаз Украины», обновив со сменой власти в 2014 году прежнюю гвардию почти во всех своих «дочках», расколол зуб о «приватовскую». Попытки сломать нефтяную вертикаль «Привата» предпринимались не единожды, но каждый раз юристы группы оказывались сильнее. Прибыльное, не обремененное кредитами предприятие, сохранившее рентабельный транзит российской нефти по «Дружбе» в ЕС, ранее помогало «Привату» поставлять сырье на НПЗ в Надворную, Дрогобыч и особенно в Кременчуг. После того как «Укртатнафта» перестала импортировать морскую нефть, трубопроводная магистраль, кроме транзита, была загружена лишь небольшими объемами черного золота украинской добычи, но при этом сохранила рентабельность.
Новоназначенный глава УТН не сразу попал на работу
Дорогой хранитель
В прошлом году бывший переработчик Александр Лазорко (руководил НПЗ в Надворной и Дрогобыче до 2009 года) принял, по его словам, решение о спасении 628,4 тыс. т технологической нефти из трубопроводов, которые оказались в зоне риска из-за конфликта с Россией и военных действий на востоке Украины. Правда, зачем нужно было вытеснять около 100 тыс. т нефти из первой очереди Мозырь — Броды, а также почему это не было сделано раньше, глава «Укртранснафты» пока не спешит рассказывать. По сути, единственный участок, который подвергался опасности, — отрезок трубы от российской границы в сторону Кременчуга через стремительно наполнявшийся в начале лета боевиками Лисичанск (около 400 тыс. т нефти). Вытеснение сырья, а также скачок объемов переработки на Кременчугском НПЗ прошлой весной породили слухи о потере части технологической нефти. Правда, позднее все объемы были обнаружены в резервуарах транспортной компании (232,64 тыс. т) и «приватовских» НПЗ («Укртатнафта» — 239,9 тыс. т, «НПК-Галичина» — 46,7 тыс. т, «Нефтехимик Прикарпатья» — 101,9 тыс. т).
Попытки получить разрешение Кабинета министров на переработку вытесненного черного золота не увенчались успехом. Тогда в НАКе говорили, что Кременчуг предлагает невыгодные условия, и даже всерьез рассматривали предложение отправить по давальческой схеме нефть на Мозырский НПЗ. По словам Лазорко, украинские заводы, бесплатно хранившие нефть три месяца, потребовали в дальнейшем оплатить аренду резервуаров. В итоге с июля 2014 года по февраль 2015 года включительно затраты на аренду резервуаров составили 304,77 млн грн (ПАО «Укртатнафта» —186,594 млн грн, ПАО «Нефтехимик Прикарпатья» — 79,877 млн грн, ОАО «НПК-Галичина» — 38,295 млн грн). А по состоянию на март 2015 года хранение всего объема нефти в сторонних резервуарах обходилось компании в 2,5 млн грн/сут. (193 грн за т/мес., или $1,05 за барр./мес.). Отметим, что, согласно открытым источникам, подобная услуга в мире стоит дешевле. К примеру, в американском Кушинге (основной американский хаб в штате Оклахома), куда идут поставки нефти WTI, стоимость хранения составляет около $0,5 барр./мес., а около доллара составляет цена хранения уже в танкере. На отраслевых форумах мы встречали и более скромные тарифы — $0,15–0,25 барр./мес. В итоге сумма, которую платит украинская госкомпания частным предприятиям, стала еще одной причиной решения об отстранении Александра Лазорко от занимаемой должности.
Бабене…
Вакантное святое место главы УТН
Но акционер в лице «Нафтогаза», по всей видимости, нарушил процедуру. Прибывший 19 марта в офис по ул. Кутузова избранный в прошлом году председателем набсовета компании Александр Савченко, занимающий должность начальника департамента экономической сохранности и управления рисками «Нафтогаза Украины», предъявил Лазорко протокол заседания набсовета «Укртранснафты». Согласно документу, все шесть членов Набсовета (две недели назад скончался седьмой член совета — заместитель председателя правления НАКа Александр Тодийчук) проголосовали за отстранение Александра Лазорко от осуществления полномочий председателя правления ПАО «Укртранснафта» с 19 марта по 10 августа 2015 года с сохранением оплаты труда. Временно исполняющим обязанности главы «Укртранснафты» стал Юрий Мирошник, которого в тот же день около полуночи губернатор Коломойский назовет «русским диверсантом» (по данным НефтеРынка, Мирошник ранее был заместителем начальника СБУ в Луганской области). Между тем, согласно постановлению Кабмина №678 от 30 октября 2014 года «О некоторых вопросах управления корпоративными правами государства», при голосовании представителями государства на общем собрании и заседаниях набсовета хозяйственного общества, в уставном капитале которого есть корпоративные права государства, необходимо получить утвержденные задания на голосование, в данном случае от КабМина, который должен быть проинформирован о планируемом заседании и списке вопросов. «Нафтогаз Украины» и Минэнергоугля не предоставили НефтеРынку информации о наличии утвержденных правительством заданий, которые, по всей видимости, отсутствуют.
На свежую голову
Юрий Мирошник ранее руководил СБУ в Луганской области
Скорее всего, решение набсовета «наковцам» придется отменять и запускать через Кабмин заново по прописанной процедуре. Так или иначе, утром в пятницу, 20 марта, у «Укртранснафты» было два руководителя: недоотстраненный Александр Лазорко, который вместе с людьми в камуфляже с резиновыми дубинками и увесистыми сумками неизвестного содержания остался в здании на Кутузова, и Юрий Мирошник, которому выделили кабинет в «Нафтогазе». Ближе к вечеру в СМИ появились сообщения, в которых Игорь Коломойский заверял, что с властью были достигнуты договоренности. «Мы договорились с президентом и премьером, что Мирошник не будет проводить проверки в «Укртранснафте». Общая позиция — привлечь к этому процессу представителей «большой четверки» (аудиторские компании: британская PricewaterhouseCoopers, американская Deloitte Touche Tohmatsu, британская Ernst & Young и голландская KPMG. — НР). И пусть они проверяют, а потом по окончании проверки делают выводы, — заявил Коломойский «Украинской правде». — И если нарушений не будет выявлено, я считаю, Лазорко нужно наградить. Потому что он сохранил эту нефть, за то, что он — патриот. Но в компанию он больше не вернется, он обижен на эту ситуацию. Но мы такой ценный кадр найдем куда пристроить». Позднее появилось сообщение президента Украины Петра Порошенко, к которому в ночь после разборок в «Укртранснафте» собирался заехать перевозбужденный и излагающий мысли преимущественно нецензурно губернатор Коломойский. «Вчера вечером я поручил министру внутренних дел немедленно обеспечить порядок и освобождение помещения «Укртранснафты», что было выполнено. Сегодня также было поручено обеспечить неуклонное выполнение решений правительства и наблюдательного совета в отношении руководства «Укртранснафты» — отстранения и других процессов, поскольку это находится в исключительной компетенции правительства», — сказал Петр Порошенко.
Отметим, что этот удар по активам «Привата» в четверг был не единственным. Верховная Рада приняла 275 голосами законопроект №2273 «Об акционерных обществах», который вносит изменения в закон об акционерных обществах. Отныне акционеры получат право обращаться к нотариусу и требовать принудительного взыскания задолженности, если компания не выплатила дивиденды в положенный по закону срок. Кроме того, были внесены поправки в норму о кворуме, которая позволит проводить собрания при условии регистрации акционеров, совокупно владеющих 50%+1 акцией.
Таки да?
Но, похоже, рано недооценивать «Приват». В тот же день, 20 марта, выходец из группы, губернатор Одесской области Игорь Палица вдруг заявил, что работники ПАО «Одесский НПЗ» просят национализировать предприятие. «Работники, бастующие, обратились к нам с просьбой, чтобы государство поскорее уже национализировало предприятие и скорее начало платить за содержание пожарной охраны и беспокоилось о безопасности завода», — объяснил он причины акции протеста работников НПЗ, состоявшейся накануне. Палица также высказался за скорейший переход завода под контроль государства, что в числе прочего позволит обеспечить необходимый уровень безопасности на НПЗ, а также за скорейшее завершение уголовного производства, связанного с предприятием.
Как известно, Одесский НПЗ сейчас находится в залоге у российского банка ВТБ, должником которого является бывший владелец завода — беглый олигарх Сергей Курченко. Остатки на НПЗ (66,7 тыс. т сырья и нефтепродуктов) постоянно притягивают разного рода индивидуумов, и часть топлива уже покинула предприятие в неизвестном направлении с помощью компаний, которые в СМИ связывают с нардепом Сергеем Пашинским. Как утверждают наши источники, происходило это не без помощи «Привата», в частности компании «Синтез Ойл», куда были перекачаны нефтепродукты для дальнейшей транспортировки. Сейчас эффективность менеджеров «Привата» в управлении госактивами вряд ли вызовет одобрение, но о чем тогда передавал месседжи Палица в злополучный для группы четверг? В общем, игрокам украинского рынка остается только гадать, кто из губернаторов и насколько был искренен в своих заявлениях на прошлой неделе.