С начала года моторное топливо в Украине подорожало на треть. Высокие цены на нефтепродукты не отбили желания розничных сетей к дальнейшей экспансии. В последнюю неделю мая сразу три крупных нефтяных компании открыли в Украине новые заправки: столичная КЛО в Житомире, крымский АТАН в Днепропетровске и азербайджанская SOCAR в Киеве. Все три станции были построены «с нуля», расположены в местах с хорошим трафиком автомобилей и при удачных маркетинговых ходах сулят владельцам приличную реализацию топлива.



Однако подобные события — скорее исключения на рынке, нежели правило. В Украине порядка 6 200 заправок, и насыщенность розничного рынка только в редких случаях дает возможность построить АЗС на новом месте — все «рыбные места» уже заняты. Зачастую компании покупают уже действующую АЗС (или сеть), меняют бренд, и объект продолжает работать под новым названием (чаще всего коллектив станции остается прежним). Подобная схема развития ритейла повышает стоимость розничных активов. Украинский рынок знает достаточно примеров, чтобы судить о размерах премии, которую хотят получить владельцы заправочных комплексов в случае продажи бизнеса.



Одно из громких событий последних трех лет — покупка в декабре 2008 года группой «Приват» 500 АЗС ANP. Сумму сделки в первый кризисный год участники рынка оценивали в $500–850 млн. Спустя месяц, в январе 2009 года, конкуренты из ТНК-ВР завершили сделку по приобретению 36 АЗС «Золотого Гепарда» (звериный логотип еще можно застать на нескольких столичных станциях). По словам трейдеров, сумма сделки близка к $200 млн. Продажа «Гепарда», пожалуй, была самой крупной за историю украинского рынка — за столичную станцию компания заплатила более $5 млн. Но здесь следует сразу оговориться: «танкисты» покупали готовую сбытовую сеть в столице Украины на самом пике цен.



В том же году стали известны планы ТНК-ВР по дальнейшему развитию розницы: компания присмотрела сеть «Вик Ойл». Спустя два года ТНК-ВР завершила сделку по приобретению 118 АЗС вместе с инфраструктурой, заплатив донецким бизнесменам около $2,5 млн за станцию.







Тесный рынок

В том же 2010 году стало окончательно ясно: расти количеству АЗС больше некуда. Дальнейшее развитие топливного ритейла возможно только путем слияний и поглощений на рынке. По стране прокатилась волна региональных сделок, крупные компании покупали небольшие сети или одиночные станции. Бензиновые бизнесмены местного разлива воспряли духом — в регионах спустя полтора года после кризиса вновь появились ходоки в поисках удачных трассовых и городских розничных объектов. На, казалось бы, сформированных региональных рынках с появлением известных брендов вспомнилось позабытое понятие «конкуренция». Покупая АЗС, компании стали прибегать к агрессивному маркетингу, привлекая автомобилистов на свои станции.



Региональные рынки преобразились. Наибольшую активность проявляли национальные операторы, появляясь на ранее не «окученных» территориях. Ярким примером может стать Луганская область, где за последние два года появились чугуевский Marshal, донецкая «Параллель» и наконец «зашли» международные и крупные украинские компании — WOG, ОККО и Shell. Последняя, правда, себя чувствует неуютно: на лицо дискомфорт от логистики поставок, что может закончиться покупкой объектов местными уверенно себя чувствующими операторами. На Луганщину пока не доехал «Лукойл», но, скорее всего, это всего лишь вопрос времени.



Там, где сложно было договориться по цене покупки АЗС, предприимчивые бизнесмены находили общий язык в условиях аренды заправок. Так, в прошлом году, будучи в предпродажном состоянии из-за тянущих в убытки кредитов, после продажи нескольких АЗС была сдана в аренду «Континиуму» сеть «Калина». Тогда же появились заявления НАК «Нафтогаз Украины» о развитии собственной розничной сбытовой структуры.



Есть спрос — цены на заправки устремились вверх. А выход госкомпании в розницу означает появление сильного конкурента. Участники рынка до сих пор недооценивают появление азербайджанской SOCAR на рынке южного региона Украины (компания купила около 20 АЗС «Тала-Нафта» в Николаевской и Одесской областях) и в столице (до конца 2011 года в Киеве будет 5 АЗС). Кроме азербайджанской госкомпании к украинскому рынку есть интерес у белорусов и россиян. В прошлом году сябры вынашивали идею образования СП с НАК, одной из задач которого значилось создание розничной сети АЗС. Вокруг украинских национальных операторов крутятся крупные российские компании. Не против продать всю сеть WOG (около 400 АЗС) Игорь Еремеев, который, по данным источников в компании, рассматривает в качестве покупателей российские «Газпром нефть» и «Роснефть», и все тот же владеющий большими финансовыми ресурсами и амбициями развития SOCAR. По словам участников рынка, сделку останавливает только высокая заявленная стоимость сети, которая близка к $1,4 млрд. Хотя совсем недавно луцкий бизнесмен, со слов трейдеров, покупал киевские АЗС сети «Рось» без малого $4 млн за станцию (на части АЗС уже закончен «озеленяющий» ребрендинг под WOG и ведется продажа топлива).



Кость в горле

Появление информации о намерениях «Укргаздобычи» купить арендованную «Континиумом» «Калину» взбодрило не только трейдеров, но и экспертов. Понятно, в случае сделки рынок получит сильного игрока. Но привыкшие мерить розницу по своим привычным и, похоже, сильно кривым лекалам явно недооценивают положение «Укргаздобычи». Суть оценки розничного бизнеса не заканчивается на показателях среднесуточной реализации топлива. Все гораздо проще: если заработки владельцев частных АЗС в разные периоды составляют $30–250 на тонне реализованных нефтепродуктов, то ситуация с УГД иная. Компания в своем роде является уникальной на рынке — это единственная ВИНК в Украине.



«Укргаздобыча» на своих станциях реализует топливо, произведенное на Шебелинском ГПЗ. Основным сырьем для переработки является газовый конденсат (порядка 80% всего сырья; побочный продукт при добыче газа). При этом сырье компания вообще не покупает, его на Шебелинский ГПЗ поставляют (!!!) добывающие предприятия «Укргаздобычи» в объеме 50–60 тыс. т в месяц. Стоимость процессинга на ГПЗ для давальцев составляет порядка 400 грн / т. Поэтому лишним будет говорить об исключительно низкой стоимости производимых нефтепродуктов.



Единственное, чего нет у компании, — собственной полноценной розничной сети. Сегодня «Укргаздобыча» представлена 12 АЗС в Харьковской области, из них только 2 в Харькове. Пока уровень продаж на заправках госкомпании ниже показателей основных национальных операторов, но за последний год ситуация резко изменилась. Начиная со второй половины 2010 года государственные АЗС увеличили реализацию топлива в три-четыре раза (АЗС «Укргаздобычи» предлагают самые дешевые нефте­продукты в стране), чем не может похвастаться даже «Приват», за которым закрепилось звание главного демпингатора на рынке. Но даже имея не супер-комплекс, а скромную АЗС в селе Огурцовка Харьковской области, госкомпания зарабатывает намного больше, чем операторы с самыми раскрученными брендами.



Любой ценой

Имея собственную добычу и производство нефтепродуктов, у «Укр­газ­добычи» есть огромный потенциал для развития собственной розницы. Сегодня через АЗС компании продается едва ли 2% производимого на Шебелинском ГПЗ топлива. Даже в случае запланированной покупки АЗС «Калина» госкомпания сможет реализовывать через свою сеть не более 25% нефтепродуктов собственного производства. Но учитывая высокую рентабельность бизнеса, у государственной сети будет достаточно завистников на рынке. А значит, «экспертная» истерика в СМИ продолжится…
Схожі публікаціЇ