Вынуждены отметить, что не готовы подтвердить подлинность списков. Но опрошенные НефтеРынком компании подтвердили интерес налоговиков именно по тем статьям «залета», по которым сформированы документы. Кроме того, ряд фирм из списка, но не из нефтяной отрасли, сегодня имеют проблемы с налоговой – у кого заблокированы счета, у кого банально не принимают отчетные документы. Разумеется, официально данную информацию никто не берется разглашать.

Неспокойный декабрь
Указ был подготовлен во время эскалации политического кризиса, когда протестная волна вывела на улицы страны сотни тысяч человек. Документ был подписан как раз после второго «Вече» (8 декабря 2013 года), когда на главную площадь Украины вышел миллион украинцев, не разделяющих политику президента и правительства. Следует также напомнить, что разработка данного документа проходила до московских соглашений 17 декабря, когда Украине выделили кредит в размере $15 млрд. Если верить словам премьер-министра Николая Азарова, именно в этот период Украина балансировала на грани банкротства и социального коллапса.

В преамбуле указа №780 отмечается, что в ноябре по платежам, закрепленным за Министерством доходов и сборов Украины, в общий фонд Госбюджета поступило 26,383 млн грн, что на 4,083 млн (13,4%) меньше сборов 2012 года. Таможнями Миндоходов в ноябре 2013 было собрано 9,270 млн грн, что на 451,00 млн (4,6%) меньше поступлений ноября 2012 года.
Перед работниками налоговой сферы поставили ряд заданий по сбору налогов, планка которых в 2013 году, по сравнению с 2012-м, значительно повысилась. Например, на 2013 год министерство запланировало получить 11,5 млрд грн с НДС из ввезенных на территорию Украины товаров (это на 33,5% больше, чем в 2012 году). Или в 2,7 раза увеличить доходы от ввозной пошлины по сравнению с прошедшим годом.

Поэтому в декабре 2013-го министерство определило «напряженные» индикативные показатели сбора платежей в общий фонд бюджета. В дополнениях к указу, которые насчитывают около 50 документов, значатся несколько тысяч фирм, к которым у чиновников возникли вопросы. Компании, взятые на карандаш, распределены по разным критериям: «Экспорт по несвойственным видам деятельности», «Занижение цены на товары», «Информация о субъектах, которые не совершали импортные операции» и др.

В целом указ суровый. В случае его неисполнения начальники областных управлений Миндоходов привлекались к персональной ответственности. А в наше неспокойное время персональная ответственность трактуется ближе к отставке, или, читай, отстранению от «хлебного» места.

Импортировали по дешевке
Министерство доходов и сборов составило список компаний, которые в сентябре-ноябре 2013 года занизили таможенную стоимость импортированных товаров. В «нефтяном списке» присутствует львиная доля компаний, которые занимаются поставкой масел, смазок и других топливо-смазочных материалов. В нем представлены официальные дистрибьюторы ООО «Газпромнефть-Смазочные материалы», ООО «Юнион Нефтепродукт», ООО «Компания «Днепргазсервиспромоил», а также ООО «Лукойл Лубрикантс Украина» и многие другие.

Но в отчетах попадаются и трейдеры, непосредственно занимающиеся торговлей бензинами и дизельным топливом. Одним из таких стала компания Вадима Лабортаса, который после долгого затишья в сентябре 2013 года вернулся на оптовый рынок, возглавив предприятие «ОлЭнерго». У трейдера налоговая инспекция выявила занижение таможенной стоимости на 970 млн грн! По подсчетам НефтеРынка, только в ноябре компания импортировала товаров на сумму более 100 млн грн. Откуда взялась цифра в 970 млн? Возможно, налоговики ошиблись в своих подсчетах. В «ОлЭнерго» НефтеРынку сообщили, что вся импортная продукция проходит таможенное оформление по предварительным ценам, а окончательная стоимость товара формируется в конце месяца по мировым котировкам. «Откуда взяты цифры, нам не понятно. Если получается разница (между предварительной и окончательной ценой. - НР), мы исправно ее доплачиваем», - заверил представитель компании.

По той же статье «влетело» и «Золотому Экватору». Вслед за призывами со стороны опозиции бойкотировать сети заправочных станций WOG отделение Миндоходов в Волынской области сообщило, что в октябре ООО «Золотой Экватор» занизило таможенную стоимость импорта на 97 млн грн (!). Хотя в этот период компания, подконтрольная «Континиуму», импортировала всего 4,5 тыс. т товара, что явно не дотягивает до озвученной цифры. Также на карандаш попал неоднократный победитель государственных тендеров на поставку нефтепродуктов в Запорожской области ООО «Тех Оил». В ноябре фирма занизила стоимость импорта на 680 тыс. грн. Напрашивается вопрос: какими данным руководствовалась налоговая, составляя базу?

Бобы и щебень
Не менее интересной является категория под названием «Экспорт товаров по несвойственным видам деятельности» за 2013 год. Для ее заполнения начальникам главных управлений Миндоходов в областях, АРК, городах Киеве и Севастополе предлагалось проконтролировать факты экспортных операций компаний в июле-октябре 2013, несвойственных их основному виду деятельности. О каждом факте таких операций приказывалось оповещать департаменты налогообложения и контроля, Главное оперативное управление с предложением необходимых мероприятий дальнейшей работы.

В списке следует выделить донецкую кампанию ООО «Аси-Ойл», которая управляет десятью заправочными комплексами в Донецкой области. В 2013 году ООО «Аси-Ойл» помимо основного вида деятельности экспортировало гальку, гравий и щебень на 14,2 млн грн. ЧП «Автопетролиум» (входит в пул компаний столичной сети АЗС KLO) импортировало отходы и остатки от производства крахмала на 5,1 млн грн. Еще одним представителем нефтянки в списке оказался Александр Королев, основатель ООО «Люксонн» и руководитель харьковской трейдинговой компании «Октан». Кроме основной деятельности «Люксонн» отправлял за границу котлы для центрального отопления на сумму 4,0 млн грн. В торговле соевыми бобами преуспели ЧП «Реверспродукт» и ЧП «ОККО-Бизнес». Если фирма ЧП «Реверспродукт», которую, по неподтвержденным данным, также связывают с KLO, экспортировала соевых бобов на 10,0 млн грн, то ЧП «ОККО-Бизнес» (входит в структуру «Концерна Галнафтогаз») отправило за пределы украинской территории сои почти на 50 млн грн. В частности, в октябре 2013 года несвойственный экспорт галицкой компании составил 6,44 млн грн. В «Концерне Галнафтогаз» НефтеРынку ответили, что, кроме основной деятельности, связанной с реализацией нефтепродуктов, компания осуществляет и другие виды деятельности, в том числе экспорт сельскохозяйственной продукции. Отметим, что данная деятельность не запрещена и находится в рамках украинского законодательства. Почему факт пусть и непрофильного экспорта детально изучается налоговиками – вопрос, который интересует участников рынка.

Интересный факт, что больше всего в несвойственной торговле преуспело ПАО «Укрнафта» с рыночным грифом «полугосударственная» (государству в лице НАК «Нафтогаз Украины» принадлежит 50% + 1 акция, порядка 42% акций контролируют предприятия, входящие в финансово-промышленную группу «Приват»). Согласно спискам «Слідство.Інфо», компания-добытчик углеводородного сырья экспортировала подсолнечного масла на чуть более 1 млрд грн. Кроме того, в октябре, по данным таможенных пунктов в шести областях, главная нефтедобывающая компания страны экспортировала неизвестной продукции на 634,2 млн грн. В компании отказались комментировать данный факт. По всей вероятности, «Укрнафта» отправляла за границу продукцию агрохолдинга «Приват-Агро» Впрочем, для «приватовских» структур оформлять операции через другие подконтрольные компании – обычное явление.

Заметим, что каждая из перечисленных компаний, по информации, размещенной в Едином государственном реестре юридических и физических лиц, в графе виды деятельности регистрировала кроме своей основной еще и дополнительную деятельность по следующим кодам: код КВЕД 46.90 - неспециализированная оптовая торговля; код КВЭД 46.33 - оптовая торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами; код КВЭД 46.21 - оптовая торговля зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для животных. Перечисленное должно отмести любые попытки «придраться» к компаниям.





Из какого оффшора будешь?
В следующем блоке, названном «Налогоплательщики, которые осуществляли экспорт в страны со статусом оффшорная зона в 2013», а также «Налогоплательщики, которые осуществляли импорт из стран со статусом оффшорная зона в 2013», также можно встретить ряд «наших» компаний. И не только компаний. Например, Одесский НПЗ присутствует в перечне и экспортеров, и импортеров. В 2013-м ОНПЗ через страны со статусом «оффшор» импортировал товаров на сумму 7,3 млрд грн, а экспортировал на 1,2 млрд грн. Кременчугский НПЗ с 1,4 млн грн также можно обнаружить в списке. Конечно, не обошлось без «Укрнафты», которая вывезла в оффшорные страны продукцию на 7,1 млрд грн. Не отставали и государственные «Укргаздобыча» и «Укртранснафта» - 842 млн грн и 166 млн грн экспорта соответственно.

Взяли на карандаш и одесскую перевалку нефтепродуктов, контролируемую «Приватом». ЧАО «Синтез Ойл» в 2013 году экспортировало грузов на 29 млн грн в страны с соответствующим грифом. Также ПАО «Одессанефтепродукт», которое входит в состав одесских активов «Привата», вывезло товаров на 23,4 млн грн. В таблицах-дополнениях можно найти и крымских ритейлеров «ТЭС» и «Современник». Если «ТЭС» в 2013 году отправил товаров на 16 млн грн, то «Современник» получил грузов на 36 млн грн. Туда же попал и полтавский пропановый трейдер «Надежды», который импортировал продукции на 37,5 млн грн. Видное место занимает пул компаний «Лукойла». В списках встречаются ООО «Лук Авиа Ойл» и ООО «Лукойл Авиейшн Украина» с экспортом 19,2 млн грн и 11,5 млн грн. Кроме того, нашлось место и «Золотому Экватору», хотя сумма экспорта составила всего 100 тыс. грн.

Більшого вимагай
Следующая группа рассматриваемых документов названа «Неотработанные остатки потерь бюджета посредством осуществления экспорта в январе 2012 года - июне 2013 года по ценам ниже мировых или рыночных» (транслируя на гражданский – объем денег, неполученных от деятельности). Его лидером является многострадальная «Укрнафта», которая, по данным Миндоходов, не отработала для бюджета 138 млн грн. Возможно, в налоговой не знают, что в «Укрнафте» который год падает добыча нефти и газа, а, следовательно, компания имеет отрицательные производственные показатели. Тут же в списках можно встретить и полтавского газового трейдера ООО «СВГ Плюс» с суммой 560 тыс. грн.

Также украинских налоговиков заинтересовали компании, которые не декларировали таможенные операции в сентябре-ноябре 2013 года. Чиновники надеялись на них как на потенциальных плательщиков в госказну. Сюда попали ПАО «Закарпатнефтепродукт-Мукачево», ПП «ОККО-Нефтепродукт», ООО «БРСМ-Нафта», ПАО «Концерн Галнафтогаз», ООО «ТД «Сокар Украина» и даже СП «Каштан Петролиум Лтд».

В целом до конца 2013 года Министерство доходов и сборов наметило ряд мероприятий, которые прямо или косвенно касались нефтянки: сбор акцизного налога и привлечение дополнительных поступлений от акцизов в бюджет, выявление и изъятие контрафактных товаров, выявление фактов неучтенного производства нефтепродуктов на нефтебазах и привлечение к обложению акцизным налогом. Например, 23 декабря 2013 года начальникам главных управлений Миндоходов в Закарпатской, Ивано-Франковской, Луганской, Львовской, Полтавской, Сумской и Черниговской областях предлагалось завершить проведение проверок хозяйственной деятельности по добыче углеводородного сырья на скважинах, которые в перечне Госгеонедр отмечены как ликвидированные.

Анализируя весь массив данных, коллеги из «Слідства.Інфо» заявляют, что выборка была сделана избирательно, и большая часть компаний по разным причинам не вошла в «Списки Клименко». Журналисты отмечают, что скрупулезно налоговики прошлись по «приватовскому» бизнесу и активам СКМ.

В общем, если информация из «списков Клименко» правдива, то напрашивается два вывода: или украинская нефтянка все больше уходит в тень, или налоговики такими методами хотели пополнить «дырявый» бюджет. Будет весьма интересно, когда Миндоходов обратит внимание на статистику потребления нефтепродуктов и по самым грубым подсчетам выявит несовпадение в 1,5 млн т бензинов и дизельного топлива. И тут дело уже не в занижении стоимости товаров на $10/т или несвойственном экспорте бобов, а в более серьезных нарушениях.