Дмитрий Сидоров








15 марта «Транснефть» закрыла сделку по продаже нефтепродуктопровода ее дочернего предприятия «ПрикарпатЗападтранс», расположенного на территории Украины. Об этом сообщил президент компании Николай Токарев. При этом он не уточнил стоимость самой сделки. По оценкам аналитика российского «Райфайзенбанка», рыночная стоимость трубопровода может достигать $200–300 млн. Покупателем акций «Юго-Запад Транснефтепродукта» (ей принадлежит «Прикарпатзападтранс») выступила швейцарская компания International Trading Partners AG (родом из Санкт-Галлена). При этом еще в октябре прошлого года Федеральная антимонопольная служба России удовлетворила ходатайство покупателя на приобретение 100% акций трубопровода. Далее, в декабре 2015 года, на владение бизнесом предоставил разрешение Антимонопольный комитет Украины.



Актив с непонятной судьбой

В мирное время, до весны 2014 года, когда трубопровод был гарантированным каналом поставки российского ДТ качества Евро-3, это был весьма привлекательный актив. По трубе на украинский рынок тек дешевый ресурс с низкими логистическими затратами, который питал как региональный рынок Западной Украины, так и был весомым альтернативным каналом белорусского ДТ в Житомирской области.



На трубных дизельных потоках из РФ выросли несколько крупных игроков украинского рынка. Прежде всего братья Коган, детище которых «Закарпатнефтепродукт-Мукачево» обеспечивало западный регион российским дизтопливом. Уже несколько лет как компания стала развивать розничную сеть АЗС под брендом «Маркет». Завсегдатаем в ряду получателей ДТ в Новоград-Волынском был сошедший с дистанции в этом году «Интергал» экс-регионала Владимира Зубика. В последние годы работы нефтепродуктопровода активным игроком был «Континиум», которому сравнительно сернистое ДТ из трубы подходило для закрытия обязательств по поставке топлива «Укрзализныце», на тендерах которых ВОГ был бессменным победителем несколько лет подряд.



Транзитный поток сернистого ДТ генерировал прибыль на конце трубы в Венгрии, где на НПЗ концерна MOL продукт дорабатывался до европейских стандартов качества, согласно требованиям ЕС.



Но еще до остановки прокачек в 2014 году данный нефтепродуктопровод уже долгое время являлся объектом судебных споров на право владения. Периодически в судах поднимали вопрос собственности различные государственные инстанции — от Генпрокуратуры Украины и Фонда государственного имущества до профильного министерства и НАКа.

Новая волна споров совпала с моментом смены власти в стране в 2014 году. Судебные тяжбы не мешали группам заинтересованных компаний в желании поупражняться в управлении топливной магистралью. Тем более что простаивающая труба была с продуктом. Так, доставшиеся в управление после революции группе Тищенко-Пашинского небезызвестные госпредприятия ПОНП и «Укртранснефтепродукт» после подпитки «ничейным» топливом Курченко забросали письмами министерства и ведомства с просьбой получить в управление трубопроводный актив. Не меньше «спамил» трудовой коллектив, который «просился» под крыло ПОНП. Правда, в офисе «Прикарпатзахидтранса» НефтеРынку называли данные обращения «липой». Желание «зайти» на трубу силовым путем закончилось более комично. Вооруженные «титушки», костяк которых базировался на майдановцах и студентах, в преддверье нового 2015 года впопыхах «зашли» не на тот объект, едва не доведя до сердечного приступа тогдашнего главу «Укртранснафты» Александра Лазорко. Будем считать, что теперь хотя бы студенты знают о существовании нефтяной и дизельной трубы на Житомирщине. Поговаривают, что трубу до последнего защищал от посягательств «Континиум», который якобы финансировал охрану точек доступа к ДТ. Но это не мешало желающим заработать на перспективном объекте попиариться. Тогдашний директор ГП «Предприятие по обеспечению нефтепродуктами» Андрей Голубей назвал преступными попытки выкачать дизель.



Кроме того, свое пожелание завладеть, но уже цивилизованным путем — купить актив — высказывал «Лукойл». Такую активность российской компании связывали с возможной игрой на руку ВЕТЭКа, так как до этого «Лукойл» уже имел практику сотрудничества с Сергеем Курченко, продав весомый актив — Одесский НПЗ.



В судах труба меняла флаги принадлежности раз в несколько месяцев. Так, в марте 2011 года Хозяйственный суд Ровенской области удовлетворил иск представителей Генпрокуратуры и Фонда госимущества, признав право собственности Украины на дизельную трубу. Далее следовала чреда многих заседаний, после которых собственник трубы так и не определился. Напомним, что 5 февраля 2016 года профильный министр Владимир Демчишин на слушаниях парламентского комитета по вопросам ТЭК заявил, что «это дело находится на рассмотрении в судебных инстанциях, поэтому говорить об определенных намерениях украинской стороны по использованию трубопровода пока еще рано».



Одним из последних стало заседание того же суда Ровенской области, которое состоялось 18 февраля. Результатом этого рассмотрения стало положение Фемиды о назначении судебной экспертизы, так как у сторон процесса возникли вопросы о предмете иска. Проще говоря, что из себя представляет эта дизельная труба, а главное, с каким наполнением? Суд Ровенской области поручил ГП «Украинский государственный научно-исследовательский и проектный институт азотной промышленности и продуктов органичного синтеза» установить длину трубопровода, его технические характеристики, рабочее состояние и другие параметры.



В институте НефтеРынку сообщили о бедственном положении заведения, штат которых находится в бесплатных отпусках до апреля. Получается, что результаты экспертизы будут предоставлены суду еще позже.



Таким образом, юридический статус дизельной трубы на сегодня фактически находится в подвешенном состоянии, следовательно, любая заинтересованная сторона может снова оспорить в судебном порядке право собственности, в том числе и «Транснефти», а потом и законность сделки по продаже этого актива International Trading Partners AG. Возникает логичный вопрос: а что именно «Транснефть» продала швейцарцам?



Залежавшийся миллиард

Но пока судьи мучаются в неведении, а покупатель строит планы, игроки украинского топливного рынка могут сказать, что одним из главных козырей данного актива является дизельное топливо, которое осталось в трубе после остановки прокачек. На момент прекращения работы в апреле 2014 года в «Прикарпатзахидтрансе» НефтеРынку говорили об объемах около 70 тыс. т ДТ экологического класса Евро-3, что в сегодняшних ценах составляет около миллиарда грн.



Теперь борьба различных групп за предприятие становится логичной в перспективе возобновления прокачек ДТ от российских заводов на украинские станции слива (Смыга, Новоград-Волынский и Мукачево) или дальше в Венгрию, на рынке мало кто верит.



Бесславные швейцарцы

Если просчитать мотивы сделки методом исключений оказалось несложно, то выяснить, кто стоит за неизвестным украинскому рынку покупателем — задача со многими неизвестными. Украину сегодня сложно удивить заграничным инвестором с европейским паспортом. Признаться, НефтеРынку стали скучны пресс-релизы и проплаченные интервью о намерениях инвесторов из Европы инвестировать в страну, которая не контролирует территорию трех областей, в бизнес, где государство допускает контрабанду. Мы пережили «заход» австрийцев из AMIC, которые неумело скрывают свою связь с «Лукойлом», пристально наблюдаем за Glusco Energy, люди которого наводят порядки в неоформленной в АМКУ сети АЗС «Роснефти» и хозяйничают на Херсонской перевалке, которая вроде бы должна контролироваться государственным ПОНП. Кстати, менеджеры «Глуско» в феврале анонсировали рынку продажу ДТ Евро-3 из той самой трубы. Совпадение?



Практически единственным официальным заявлением о происхождении или бенефициарах швейцарского покупателя трубопровода было сделано Федеральной антимонопольной службой РФ. Ведомство сообщило, что International Trading Partners AG находится под контролем гражданина Германии Анатолия Шефера. В родном антимонопольном комитете НефтеРынку не спешили предоставить информацию о происхождении швейцарской компании, сославшись на дела поважнее, чем контроль над товаром на миллиард гривен, — проведение форума о проблемах конкуренции.

Коллеги-журналисты из liga.net ассоциируют учредителей International Trading Partners AG с компаниями, близкими с лидером движения «Украинский выбор» с пророссийскими взглядами Виктором Медведчуком, которому приписывают тесные связи с президентом РФ, а значит, был скопирован сценарий с «австрийцами». Если эти косвенные предположения верны, то вновь появляются вопросы в эффективности работы Юрия Терентьева в АМКУ.



Но кому бы не досталась труба, в возобновление работы в краткосрочной перспективе мало кто верит. «Ограничение Федеральной службы по экспортному контролю РФ экспорта в Украину нефтепродуктов двойного назначения никто не отменял. Потому возобновление поставки из России дизтоплива по-прежнему под вопросом. Как заработать на стоящей трубе кроме как на остатках — не понимаю», — возмущается один из трейдеров. Собеседник подметил, что важно понять текущий фактический объем остатков, после того как одни нападали, а вторые защищали нефтепродуктопровод.
Схожі публікаціЇ