Иван Кудинов










Во второй день зимы Верховная рада утвердила новый состав правительства. За кандидатуры, поданные на рассмотрение премьером Арсением Яценюком, народные избранники голосовали пакетно. Хотя некоторые представители коалиции выступали за голосование по каждой кандидатуре отдельно. От новоизбранного правительства ожидают изменений, способных реанимировать ситуацию в стране. Справится ли команда «технократов», как уже успели окрестить состав нового Кабмина, с вызовами, перед которыми стоит Украина?



Новым министром энергетики и угольной промышленности стал Владимир Демчишин. На этот пост его выдвинул «Блок Петра Порошенко». С конца августа 2014 года Владимир Демчишин занимал должность главы Нацкомиссии по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг. До этого с 2008 года он работал директором отдела инвестиционно-банковских услуг ICU. Кроме того, в свое время новоиспеченный министр занимал пост вице-президента банка ING и менеджера отдела корпоративных финансов компании Ernst & Young. У Владимира Демчишина три высших образования: украинское, немецкое и американское. Его фигуру СМИ связывают с главой Нацбанка Валерией Гонтаревой, по­ скольку она была председателем совета директоров ICU.



Первым на баррикады

После первого заседания Кабмина 3 декабря к журналистам на брифинг отправили именно Владимира Демчишина. В ходе его дебютной пресс-конференции в основном обсуждались вопросы газового характера, а также авария на Запорожской АЭС. Впрочем, по результатам встречи сложно судить о планах министерства, особенно в сфере нефтянки.



Можно было бы порадоваться, что Демчишин прошел боевое крещение прессой, если бы не ответ НефтеРынку на простой вопрос о высоких ценах на бензин и дешевеющей нефти. Министр ответил коротко и емко: «Цены рыночные». После чего добавил, что не занимается тарифами на бензин. Нам искренне хочется, чтобы состояние рынка нефтепродуктов занимало хоть небольшую часть времени в рабочем графике нового руководителя Минэнергоугля.



Между тем новоиспеченный руководитель ведомства сообщил, что уже формирует свою команду. «У меня есть 8 кандидатур», — сказал он, не уточнив, кто эти люди и на какие посты будут поставлены. В СМИ уже появились новости о возможном назначении заместителем министра одного из бывших начальников отдела природного газа группы компаний ВЕТЭК Виталия Демьянюка. По имеющейся информации, он может сменить на посту Игоря Диденко. Хотя сам Виталий Демьянюк отрицает связь с Сергеем Курченко. «Мои контакты с группой ВЕТЭК, именно с группой, длились три недели, носили безвозмездный характер, касались организации реверса газа и ограничились регистрацией компании. После чего представители группы мне сказали, что реверсом они заниматься не будут по настоянию российских партнеров», — заверил он «Украинскую правду».



Впрочем, рано списывать и самого Игоря Диденко. По информации НефтеРынка, 4 декабря министр Демчишин отправил старого зама на совещание к премьеру Яценюку, доверив ему представлять Минэнергоугля. Кроме того, вряд ли «Приват» допустит потерю сильной фигуры для лоббирования интересов группы. Также, наши источники утверждают, что «приватовские» менеджеры могут поспособствовать появлению новой записи в трудовой книжке Игоря Кирюшина — «руководитель аппарата министерства», которого всего пять лет назад с боем скинули с кресла руководителя «Укртранснафты».



Природные лица

На должность министра экологии и природных ресурсов Рада назначила Игоря Шевченко из «Батькивщины». В политику он пришел из бизнеса и юриспруденции. Игорь Шевченко стоял у истоков юрфирмы «Шевченко, Дидковский и партнеры» (сейчас «Астерс»), которая не против консультировать богатый нефтегазовый сектор. Новый «эколог» имеет украинское и американское юридическое образование.



В 2012 году возглавил Меритократическую партию, а также вел переговоры о совместном участии в парламентских выборах с Анатолием Гриценко и Виталием Кличко, но в тот момент сотрудничества не получилось. Следует отметить, что Игорь Шевченко занимает пост почетного президента «Ассоциации юристов Украины». Согласно сайту организации, ее главой является Денис Бугай, которого называют «юристом Курченко». При предыдущей власти Бугай занимал должность председателя набсовета «Брокбизнесбанка», а при новой успел посидеть в СИЗО.



Напомним, ранее министерство экологии возглавлял Андрей Мохник, прошедший по квоте «Свободы». Будет интересно следить за грядущими перемещениями в Госгеонедрах, ведь сегодняшний глава службы Дмитрий Кащук и его заместитель Максим Карпин также являются креатурами «Свободы». Как известно, Госгеонедр подчиняется Минприроды.

НефтеРынок также намерен пристально следить за работой одного из «иностранных специалистов» — Наталии Яресько, которая заняла пост министра финансов. Отметим, что предыдущий состава Минфина был не особо благосклонен к нефтегазовой отрасли, на пару с премьером Яценюком пожаловав частной добыче вместо зеленого света повышенные налоги.



Главный прорыв топливного ретейла — «свой» министр инфра­струк­туры Андрей Пивоварский. Правда, своим его пока могут считать только в ВОГе: в 2013 году он занимал должность генерального директора ГК «Континиум» (в группу компаний входит сеть АЗС WOG). В депутатском корпусе коалиции, которую в кулуарах называют «коалой», подшучивают, что вскоре все предприятия бывшего Минтранса, а не только «Укрзализныця», будут ездить на Mustang. Но поздравлять владельцев «Континиума» Игоря Еремеева, Степана Ивахива и всю депутатскую группу «За волю народа» (20 народных депутатов, избранных по мажоритарке) пока рано. Чтобы добиться успехов в тендерах, компаниям, близким к транспортному министру эпохи правительства Азарова, понадобилось около года. Именно столько времени, по словам операторов, заняли кадровые расстановки своих людей в госкомпаниях и министерстве у «папередника» Бориса Колесникова.



Не скроем, удивил «ход конем» «Привата», который усадил в кресло министра Кабинета министров Анну Онищенко. С ноября 2013 по март 2014 года она работала под руководством главного юриста «Укрнафты» Владимира Пустоварова, занимая должность ведущего юрисконсульта Департамента юридического обеспечения компании.



Не чужда нефтянка и министру регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадию Зубко. В 2001 году он был руководителем Лисичанского линейно-производ­ственного управления ЛИНОСа (старое название Лисичанского НПЗ, теперь ЛИНИК).



Еще одной фигурой, причастной к нефтерынку, является вице-премьер инфраструктуры и охраны окружающей среды Валерий Вощевский (Радикальная партия Ляшко). Отвечая на вопросы перед своим назначением на пост вице-премьера в Раде, он косвенно уделил внимание вопросам недропользования, отметив: «Главное — недра Украины должны служить народу Украины. Добыча нефти проводится некоторыми нашими частными компаниями с рентабельностью до 400% в год, а добыча газа проводится также нашими известными компаниями с рентабельностью до 700% в год».



Возможно, Вощевский имел в виду «Укрнафту», с которой, по всей видимости, новый состав правительства Арсения Яценюка продолжит воевать. Напомним, с 2005 по 2010 год (с перерывами) Вощевский занимал пост главы «Укравтодора». Вспомнить что-то положительное о качестве дорог в этот период мы не смогли. Не будем кривить душой, в другие периоды — тоже.



Комитетчики и лоббисты

Важным пунктом в становлении нынешней власти стала тема распределения комитетов в Раде. Комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности в который раз возглавил Николай Мартыненко (теперь «Народный фронт»), а комитет по вопросам налоговой и таможенной политики может получить Роман Насиров (БПП), содиректор компании «Ренессанс Капитал».



О сферах интересов и агентах влияния в Верховной раде судить пока сложно. Как отметил новоиспеченный депутат Борис Филатов (партнер Игоря Коломойского по «Привату») в одном из своих интервью: «Если брать условно сотрудников, симпатиков и так далее, то мне кажется, что в одном только «Блоке Порошенко» есть человек 15 наших людей». При этом он выделил умение Коломойского вести диалог со многими представителями депутатского корпуса.



Следует отметить, что в скором времени Кабинет министров и подконтрольные ему службы и управления ждет волна новых назначений. Как они отразятся на ТЭК, покажет время. Немаловажным фактом для нефтянки является деятельность Кабмина в налоговой и акцизной сферах. Заметим, именно Арсений Яценюк лоббировал законопроекты о налоговой и бюджетной реформах, за которые Рада отказалась голосовать в сентябре 2014 года. Напомним, в обмен на отмену экологического налога Кабмин ратовал за повышение на €2–8/т акциза на нефтепродукты. Кроме того, в проекте закона содержались довольно противоречивые нормы о введении акцизного налога на реализацию через розничную торговую сеть алкогольных напитков, табачных изделий и топлива. Ставка налога в размере не более 5% от объема реализации отдавалась на усмотрение местным властям.



Более того, по инициативе правительства предусматривалось расширение базы налогообложения за счет налога на коммерческую (нежилую) недвижимость (склады, гостиницы, рестораны и бары, магазины, СТО, столовые и т. д.), а также предоставление права местным органам власти устанавливать ставки налога для указанных объектов в размере до 2% минимальной зарплаты за 1 м2 площади объекта налогообложения. Под ударом могли оказаться автозаправочные комплексы с их инфраструктурой. Остается загадкой, вернутся ли нардепы к рассмотрению данных норм в 2015 году. Главное, чтобы новый Кабмин не утратил технократическую направленность действий, которая бы учитывала интересы нефтегазового сектора.
Схожі публікаціЇ