Средняя цена бензина А-95 на стеле украинской АЗС, согласно мониторингу UPECO, сегодня составляет 10,26 грн/л. Скачок, вложившийся только в одно полугодие, составил более 21%. Еще ощутимее взлетела цена на дизтопливо — ее суммарный рост составил порядка 22,5% (2,19 грн/л). Динамика роста цен на европейском оптовом рынке почти эквивалентна украинским скачкам. За шесть месяцев «пятый» бензин в Средиземноморье подорожал на 17,5% ($180/т), а европейский дизель набрал те же 17,4% ($163/т) (график 1,2).



Однако общемировой динамики роста цен на сырье и нефтепродукты будет явно недостаточно для того, что­бы оценить все метаморфозы украинского рынка с начала года. Начавшееся задолго до нового года подорожание топлив имело свои, не всегда последовательные векторы. Начиная с января рост розничных цен неотвратимо набирал обороты. Операторы спешили показать на стеле увеличение акциза, чем в конечном счете накликали на себя АМКУ. Суммарный вердикт антимонопольщиков на сумму 150 млн грн в отношении операторов ОККО, Shell и WOG до сих пор оспаривается в судах. Впрочем, то, что вряд ли сумеет оспорить даже самый дорогой юрист — цены у этих компаний росли у первых, а уж обоснованно или нет — предоставим слово независимым экспертам.



Уже во второй половине февраля цены на А-95 перевалили за 9 грн/л, устанавливая гривневые рекорды. Стало ясно, что для данной тенденции не существует никаких психологических рубежей. Так, уже зимой отдельные премиальные топлива перешагнули отметку 10 грн/л, тем самым введя рынок в новый этап, эпоху четырехзначных ценников. Рост продолжался весь март, чутко и даже загодя следуя европейской динамике.



В эти месяцы, казалось, научились считать, а самое главное — рассчитывать честную (для каждого свою) стоимость топлива абсолютно все: от операторов и профильных ведомств до автомобилистов. Как водится, авторитетным мнением поинтересовались и у таксистов. Признаться, лихорадило не только Украину. Митинговали в США, в соседней Белоруссии и даже мировой нефтяной гегемон сродни Российской Федерации из-за нерыночных механизмов столкнулся с дефицитом светлых нефтепродуктов. Дабы погасить панику среди населения, украинское правительство сделало ряд шагов навстречу операторам. В частности, 7 апреля Верховная Рада поддержала в целом законопроект о снижении акциза на бензин и дизельное топливо. Согласно документу, для стабилизации ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов страны акцизы, предусмотренные Налоговым кодексом, до 31 июля были снижены на бензин на 27,5%, с €182/т до €132/т, снижение по дизтопливу имело дифференцированный характер (в зависимости от содержания серы). Однако лояльная политика государства не привела к ожидаемой стабилизации цен и тем более к их снижению (см. график 2). Цены продолжали расти, а ритейлеры задыхались от оправданий. Трейдеры твердили, что уже на тот момент торговля была убыточной, а понижение тарифов — не что иное, как глоток свежего воздух, ограниченный по времени.













Подорожание не останавливалось до середины мая. Стабилизация во многом связана с проседанием на европейских рынках. Тогда с конца апреля до середины мая цены средиземноморского «пятого» снизились на 15%. С двухнедельной паузой началось выравнивание украинских цен. Долгожданного снижения при этом, конечно же, не случилось. Рынок стал инертным. Удерживаемая цена до конца июня уже особо не реагировала на колебания в Средиземноморье, Роттердаме или где-либо еще. Минимальным снижением цен мог похвастаться только июнь, а наиболее ощутимым оно было для владельцев дизельных авто. Средняя стоимость ДТ снизилась на скромные 6 коп./л.



Не гривной единой

Итоги первого полугодия значительно богаче одной лишь финансовой стороны. 6 месяцев 2011 года продемонстрировали ряд новых и закрепили некоторые старые тенденции развития рынка. Изменения, произошедшие в структуре розничного потребления топлив, — яркий тому пример. Наиболее явной и неотвратимой в своей динамике является тенденция отказа от низкооктана. Сразу на четверть снизилась реализация этого уходящего с АЗС продукта в 2011 году в сравнении с I полугодием 2010 года. Теперь его доля в общей структуре розничной реализации не превышает 3,3%. Куда более свежей выглядит тенденция роста доли А-92 — с 27,2% она возросла до 29,5%. Показательно, что этот рост происходит как за счет «пятого», так и «низкооктана». Замещение А-95 связано, безусловно, с подорожанием ресурса в целом, что сделало автомобилистов более практичными и экономными. Таким образом, структура реализации топлив на АЗС составляет практически три равные доли, поделенные между А-92, А-95 и ДТ, с присутствием четвертого рудимента, которым выступает бензин А-76.













Импортная инъекция

Особое внимание в I полугодии было приковано к всевозрастающей доле импортного продукта. Если в начале года над рынком все еще метались призраки «Ливелы», то ближе к экватору года можно говорить про тотальную зависимость сегодняшнего украинского рынка от импортных поставок. В мае остановка Мозырского НПЗ на ремонт едва не спровоцировала панику на рынке, в основном тщательно засеваемую импортерами. Местные НПЗ закрыть брешь по бензинам не могли, потому как не придумали еще такое производство, чтобы можно было выпускать только бензины, сведя к нулю выпуск дизтоплива. Последнего на рынке в мае было — хоть выливай на обочину, как делали в советское время трактористы, опасающиеся наказаний за неиспользованное ДТ.



Впрочем, первые шесть месяцев 2011 года, несмотря на всю свою депрессивность, продемонстрировали и ряд положительных тенденций. Обращая внимание на маркетинговую активность отдельных участников рынка, можно предаться иллюзии о выздоровлении посткризисного рынка. Ритейлеры ударили по брендовым топливам: ТНК презентовало Pulsar, КЛО — Ventus, SOCAR — Nano, «Параллель» отказалась от простого ДТ, заместив его дизелем Perfect. Определенное затишье в миттельшпиле двадцатой по счету партии для украинского ритейла можно отнести скорее к закономерному сезонному явлению. И ближайшие шесть месяцев, границу в которые мы уже перешагнули, обещают баловать нас материалами, новыми тенденциями, меняющимися ценами и, конечно же, слиянием и поглощением.
Схожі публікаціЇ