Украинский топливный рынок зависит не только от мировых котировок и каналов поставок. Его основу формирует конечный потребитель, который объемами укажет, что надо подвинуться в цене, заказным письмом с экспертизой выразит восхищение качеством. Львиную долю дизельного рынка занимают сельхозпроизводители, у которых расходы на топливо исчисляются миллионными бюджетами. Со многими агрокомпаниями НефтеРынок в активном диалоге, и нам было безусловно приятно побеседовать с давней знакомой – менеджером по закупкам нефтепродуктов и природного газа в холдинге «Астарта» - Юлией Дегтяревой, которая ранее занималась сбытом топлива в нефтяных компаниях.

 

НефтеРынок: Юлия, два с половиной года назад вы покинули ТД «Сокар Украина» и сменили сферу деятельности, что послужило толчком для принятия такого решения?

Юлия Дегтярева: Решение для многих выглядело спонтанным, эмоциональным, но для меня достаточно взвешенным и рациональным.

На одной из отраслевых конференций в 2015 году, смотря на весь цвет украинского топливного рынка, я поняла сколько времени прошло... и сколько всего изменилось... и далеко не в лучшую сторону для рынка. В 18 лет, попав в группу компаний Калина, я застала активную работу Лисичанского и Кременчугского НПЗ, когда доля импортного ресурса была значительно меньше и зарубежные поставки совершенно не влияли на ценообразование и баланс рынка. В то время словосочетание «сжиженный газ» было чем-то инородным для украинского потребителя. Затем была школа «Нафтогаза», которая показала изнанку госкомпании. И три года в «Сокаре», где были реализованы одни из самых ярких проектов, такие как диверсификация поставок дизеля с Мозырского НПЗ по Днепру, заправка в крыло и многое другое. Пришло время осознать, что нужно двигаться дальше, хочу чего-то нового, проекта и рынка, который стремительно набирает обороты. Который приглашает иностранного инвестора в страну, который социально ответственен и динамичен в своем развитии, рынка, который принесет новые знания и опыт.

НР: Почему аграрный рынок, говорят, upstream сектор сейчас неплохо зарабатывает?

Ю.Д: Как раз на тот момент я рассматривала для себя две сферы деятельности - работа в добывающей компании и сельхоз производители - эти два знаковых рынка в нашей стране.

НР:Выбор пал на агропромхолдинг «Астарта-Киев»? Почему?

Ю.Д: Не буду скрывать, были раздумья, сомнения, походы на собеседования, но так как с «Астартой» меня связывал только позитивный опыт работы в прошлом, ее динамичный рост, внедрение и развитие биоэнергетического комплекса, поддержка украинского села, мое решение было двигаться в этом направлении и развиваться в данной отрасли.

НР:Уже два года Вас связывают с агрорынком, но Вы частый гость на профильных топливно-энергетических мероприятиях.

Ю.Д: Знаете, от судьбы не уйдёшь, с приходом в «Астарта-Киев», руководством было принято решение передать мне два проекта. Это закупка топлива и природного газа для потребностей холдинга.

НР:Что дал «Астарте» Ваш приход, и что Вам?

Ю.Д: В первую очередь, проанализировав систему закупок в холдинге, я начала ее реформировать. Мы перешли полностью на централизованное снабжение по годовым формульным контрактам, даже самые маленькие по потреблению агрофирмы, получали нефтепродукты с формульным ценообразованием.

Это позволило существенно сэкономить на закупке, а в период пикового потребления, у нас не бывает перебоев с поставками, мы минимизировали риски сезонного подорожания топлива. В свою очередь это позволило снабжать топливом наших подрядчиков, что существенно отобразилось на снижении тарифов на перевозку сахарной свёклы с поля до заводов.

Второй год подряд проведение тендеров на закупку топлива в январе гарантирует нам минимальную поправку по формуле и наличие необходимых объёмов, как никак годовое потребление холдинга минимум 24 тыс. т дизельного топлива.

В этом году мы рассматриваем привлечение сторонних хранителей для более рациональной закупке нефтепродуктов на «дне» цены.

В итоге «Астарта» получила статус открытой и прозрачной компании в сфере закупок. Это в очередной раз доказал годовой тендер, более десяти крупнейших импортеров в стране боролись за возможность сотрудничать с агропромхолдингом. Наши подрядчики всегда заинтересованы заправлять свой транспорт у нас, так как это быстро, удобно и самое главное - качественно. Для меня это - один из главных результатов.

НР:Что собой представляет сфера обеспечения топливом «Астарты»?

Ю.Д: Компания представлена в 8 областях в Украине. Каждая агрофирма, от Харьковской до Хмельницкой области имеет склады по хранению нефтепродуктов. Второй год подряд мы проводим реконструкцию данных объектов, нам очень важно быть готовыми к внедрению закона об оборудовании всех нефтебаз и пунктов хранения нефтепродуктов (акцизных складов) расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками. В крупных агрофирмах Полтавской, Винницкой областей у нас есть по 4-6 бензовозов. Основной способ получения топлива, это конечно железнодорожный транспорт. Служебный легковой транспорт, заправляется в крупнейших сетях АЗС, таких как ОККО и WOG по карточкам. В связи с реформированием системы закупок, мы добились единой скидки для всех наших предприятий, входящих в холдинг. Также транспорт холдинга потребляет сжиженный газ (ряд техники в экспериментальном режиме, был переведён на этот вид топлива), в данном сегменте, мы к сожалению, вынуждены пользоваться услугами партнеров.

НР:Насколько нам известно, холдинг является крупнейшим аграрным потребителем природного газа. На рынке целая армия поставщиков, удается ли «выжимать» цену?

Ю.Д: Не только крупнейшим, но и с ярко выраженным сезонным характером. Мне очень повезло, я пришла в компанию, когда рынок природного газа переживал начало своего становления. Это позволило мне стоять у истоков внедрения системы закупок энергоносителей. Как- никак, это крупнейшая статья затрат, порядка 40% себестоимости в конечном нашем продукте - сахаре.

Наше минимальное потребление 100 млн м3 газа в сезон. По ценам, не углубляясь в цифры, отвечу, что изобилие предложений безусловно дает возможность найти оптимальный вариант. Главное, чтобы поставщик был надежный. Вы же сами видите, какое странное лето в этом году на рынке газа. Если сейчас закупка по 9,2-9,4 тыс. грн за тыс. м3 в «не сезон», то какая же цена будет осенью и зимой? Не уверена, что Украина готова к 14-15 тыс. грн за тыс. м3. И это еще спасает крепкая гривна.

НР:В этом году вы дебютировали с закупкой на украинской энергетической бирже?

Ю.Д: Начало данного сотрудничества для нас очень важно, это еще один шаг к открытости и публичности на данном рынке. Использование площадки позволяет нам получать прозрачную цену, условный индикатив, от которого мы отталкиваемся в своей дальнейшей работе.

В сезоне 2016-2017 гг. проект по закупкам природного газа был очень успешен и результативен. Для наших партнеров в лице крупнейшего частного добытчика данное сотрудничество было так же привлекательным. Мы закупали газ до начала сезона, соответственно гарантировали реализацию продукта в месяцы низкого потребления, и в свою очередь, имели лучшую цену закупки.

В январе 2018 года руководством холдинга было принято решение развивать данное направление, и мы сами произвели импорт газа из Европы. В связи высокой репутацией «Астарты» на европейском рынке, ряд ведущих европейских трейдеров, предоставляют нам эксклюзивные условия сотрудничества. Сравнение цен на импортный газ и газ собственной добычи, позволяет нам иметь справедливую цену.

НР:Как вы в целом оцениваете перспективы развития данного рынка?

Ю.Д: Объективно, это рынок с неограниченными возможностями. Конечно при условии, если государственные органы хотя бы не будут мешать его развитию, и начнут как минимум с внедрения суточной балансировки, корректной налоговой базы с добытчиками, наконец, примут волевое решение по старту проектов по разработке шельфа Черного моря.  Что нужно конечному потребителю? Низкая цена. Не справедливая, а просто низкая.

Есть и другая сторона рынка. Не открою большой секрет, что в километрах 100 от Киева, далеко не каждый «конечник» знает, что он свободно может выбирать себе поставщика природного газа с наилучшей ценой, что есть возможность выбора, что есть альтернатива. Так что перспективы развития очень большие. Я хочу акцентировать внимание еще на одном рынке– электроэнергии, который еще больше зарегулирован и ждет глобальных перемен. Там, как говорится, «непаханое поле» для творчества.