Повышение рентных платежей в два раза для частных газодобывающих компаний в августе 2014 года и скачок с 20% до70% для государственных компаний в апреле 2015 года вызвали глубокий кризис в отрасли. Всего за несколько месяцев газодобыча превратилась из прибыльного бизнеса в борьбу за выживание. Практически все новые проекты по разведке и добыче вынуждены были свернуться, все крупные инвесторы, работающие в проектах СРП, спешно покинули Украину. Следует отметить, что повышение ренты — это лишь одно решение из целого ряда правительственных шагов, направленных на разрушение отрасли, которые привели в итоге к снижению объемов добычи газа. Между тем до августа 2014 года добыча газа в Украине стремительно росла, это был один из немногих сегментов экономики с положительной динамикой.

На фоне политического противостояния с Россией (ведущий поставщик газа в Украину) откровенное угнетение украинской газодобычи со стороны правительства вызывает полное непонимание у участников рынка. Вместо развития внутренней добычи происходит совершенно противоположный процесс. До недавнего времени складывалось впечатление, что в Кабмине, НАКе и парламенте через одного работают агенты «Газпрома»...

Посчитали, прослезились
Некоторые надежды на улучшение появились весной 2015 года. Сначала был разработан и принят закон «О рынке природного газа», вступивший в силу 1 октября. Этот закон, вместе с целым радом подзаконных актов, призван внедрить в Украине свободный газовый рынок, который бы соответствовал европейским правилам и нормам. В середине июля министр финансов Наталия Яресько во время официального визита в США заявила о планах по снижению ренты с 1 октября. Тогда же в Верховной Раде был представлен соответствующий законопроект №2352а. Он предполагал снижение ренты с 55% до 29% при добыче на глубине до 5 000 м и с 28% до 14% при добыче газа глубже 5 000 м.

По поручению Кабмина Минфин привлек международную консалтинговую компанию в сфере энергетики IHS. В июне IHS представила итоги своего исследования. Минфин «попросил» частные газодобывающие компании профинансировать исследование IHS, и семь частных компаний раскошелились (кроме одной крупной) на сумму более $800 тыс. Забегая наперед, отметим, что данное исследование оказалось невостребованным, как и законопроект Кабина по снижению ренты.

Главной особенностью правительственного законопроекта стало введение так называемой надбавки на налог на прибыль, который изначально составлял 30%, но позже его снизили до 15%. Корпоративный налог, по мнению правительства, должен был стимулировать компании инвестировать в разработку новых проектов. В законопроекте также предусматривалось, что с 1 января 2016 года рента составит 20% или 10% в зависимости от глубины разработки. Но, увы, у данного законопроекта не нашлось достаточной поддержки среди депутатов.

Тимошенко против Яресько
16 сентября два конкурирующих законопроекта («правительственный» от Минфина и «депутатский» от Юлии Тимошенко) были рассмотрены на заседании комитета по вопросам таможенной и налоговой политики. В результате комитет поддержал законодательную инициативу Юлии Тимошенко и вынес по указанному документу позитивное решение с оговоркой: оставить для предприятий совместной деятельности 70% ренты, всем остальным поставить 29% и 14%.

Сначала в Раде хотели рассмотреть оба проекта по сокращенной процедуре, однако такое предложение не набрало достаточного количеств голосов.
Представлять детище парламентариев взялась сама Юлия Тимошенко. В присущей ей манере лидер «Батькивщины» ратовала за снижение закупочных цен на газ для населения. Первым шагом к этому, по ее мнению, как раз и является принятие проекта №2835.

Заместитель министра финансов Елена Макеева, которая представляла правительственный законопроект, сообщила, что средняя ставка рентных платежей в мире составляет 20%. Кабминовский законопроект предусматривал снижение рентных платежей для коммерческих компаний с 55% и 28% до 29% и 14% в зависимости от глубины добычи. Она также сообщила, что Кабмин планировал постепенно снизить ренту до 20% и 10% соответственно. Вместе с тем Кабинет министров предлагает внедрить новый налоговый инструмент в виде надбавки к действующему налогу на прибыль в размере 15%. Дополнительно правительственный законопроект предусматривал сохранение ставки 70% для договоров о совместной деятельности и государственных предприятий.

Основной лейтмотив сохранения рентной ставки на уровне 70% — дополнительные доходы, которые будут направляться на поддержку домохозяйств с низкими заработками.

Однако заместитель министра, выглядевшая на фоне Юлии Тимошенко отнюдь не столь уверенно, так и не смогла убедить депутатов проголосовать за документ, подготовленный Кабмином.

Во время своего выступления глава комитета по вопросам таможенной и налоговой политики Нина Южанина также подчеркнула, что проект №2352 более глубокий и рассчитан на перспективу. Однако в комитете не прониклись идеей правительства внедрить надбавку на налог на прибыль и не поддержали правительственный законопроект.

В свою очередь в комитете рады по ТЭК, где главную скрипку играет «Народный фронт», проект Кабинета министров поддержали и рекомендовали к рассмотрению. С одобрением правительственного законопроекта выступил и профильный министр Владимир Демчишин. Он уточнил, что ставка в 70% для «Укргаздобычи» была рассчитана для того, чтобы сформировать достаточный ресурс для выплаты субсидий. «По крайней мере на 2015 год эта ставка должна оставаться, потому что она не только обеспечивает поступление в бюджет средств, но и является достаточной для того, чтобы реализовывать те инвестиционные программы, которые на данный момент установлены и реализуются. Поэтому нет причин ее снижать», — пояснил министр.

Среди парламентариев противниками принятия депутатского законопроекта стали «фронтовики». Фракция «Народного фронта» назвала его популистским, поскольку он нивелирует субсидирование, которое должно было черпать ресурсы из рентных платежей. В бюджете на это заложено 24 млр грн.

В конце рассмотрения законопроектов постаралась расставить точки над «і» курирующая нефтегазовый сектор в «Самопомощи» Виктория Войцицкая. В частности, она отметила, что на сегодняшний день «Нафтогаз» задолжал «Укргаздобыче» за газ, который он покупает у госкомпании, 8 млрд грн. А УГД задолжала, соответственно, казне порядка 6 млрд грн рентных платежей. Кроме того, «Укргаздобыча» была вынуждена вместе с Государственной фискальной службой составить договор о реструктуризации долга под 36% годовых. «Так скажите, пожалуйста, вы кого вводите в заблуждение, рассказывая о том, что 70% — это и есть источник наполнения бюджета для социальных выплат? Может, это является источником наполнения бюджета за те деньги, которые «Укргаздобыча» не получает от «Нафтогаза»?» — резюмировала она.

В ходе первого голосования ни одни законопроект не набрал достаточного количества голосов. Так, за депутатский проект сначала проголосовало 217 народных избранников, а за правительственный всего 166. В итоге проект №2835 был принят за основу лишь со второй попытки, набрав 228 «за». За него отдали свои голоса фракции «Самопомощи», «Батькивщины», Радикальной партии, «Оппозиционного блока», депутатских групп «Видродження» и «Воля народа». Из 114 зарегистрированных в зале заседаний «порошенковцев» «за» проголосовали 99 человек. Только «Народный фронт» почти в полном составе отказался поддержать этот проект, хотя и там нашлось 4 голоса «за».

В свою очередь премьер Арсений Яценюк поспешил раскритиковать принятый законопроект и обвинить Раду в лоббировании интересов газовых олигархов.

Реакция добывающих компаний двоякая. Частники затаились, так как прекрасно знают, что до голосования еще уйма времени: не исключено, что законопроект, принятый Верховной Рады, и документ, который подпишет Петр Порошенко, как говорят в Одессе, окажутся двумя большими разницами. Самый крупный добытчик, а вскоре и самый крупный кредитор предприятия Андрея Коболева «Укргаздобыча» прокомментировала событие скромно, поддержав правительственный проект. «Он предлагает комплексную реформу налогообложения и вводит долгосрочные правила игры. С оговоркой включить государственную газодобывающую компанию, а не только частников»,— сказали в компании.

В «Укргаздобыче» отметили, что депутатский закон называется «О снижении цены на газ для населения» и включает в себя краткосрочные меры на ближайшее время, но не указывают сценарий развития событий после 2018 года. «Газодобывающему бизнесу, производственный цикл которого длится 5–10 лет, нужны понятные правила, нормы и законы», — подчеркнули в госкомпании.

В целом принятие законопроекта по снижению ренты за основу дает надежду, что в ближайшие месяц-два закон будет доработан и принят в целом и как минимум с 1 января 2016 года налогообложение газодобывающих компаний снизится. Это значит, что уже в следующем году компании смогут снова приступить к реализации проектов в геологоразведке, бурении и добыче.

 

Схожі публікаціЇ