Очевидно, что решение пойти на снижение акцизных ставок, по которым Украина проработала первый квартал, было нелегким. Конечно, это может быть болезненно для всей страны и в первую очередь для неавтомобилистов — целой категории граждан, зависимых от бюджетных средств. За неполных четыре месяца действия новых акцизов госбюджет потеряет около миллиарда гривен — деньги, которые Кабмину буквально приходится «добывать» из экономики государства. Если мы не ошибаемся, в истории Украины правительство Азарова первым пошло на беспрецедентный шаг по снижению налоговой нагрузки на нефтепродукты.



Итак, в прошлый вторник в одном из телеэфиров премьер намекнул, что правительство рассматривает ряд мер по стабилизации цен на нефте­продукты. Уже 6 апреля на заседании Кабинета министров Николай Азаров сообщил, что правительство предлагает уменьшить акциз на нефтепродукты с тем, чтобы в этот период времени удержать цену на топливо в определенном коридоре. В тот же день в Верховную Раду Кабмином был подан законопроект № 8355 «Про внесение изменений в подпункт 215.3.4 пункта 215.3 статьи 215 Налогового кодекса Украины», в котором предлагаются новые сниженные ставки акцизов на бензины и ДТ (см. табл.).







В четверг, 7 апреля, 285 депутатов из 392 зарегистрированных в зале приняли кабминовский законопроект. Следующий этап — подписание президентом Виктором Януковичем и публикация в «Голосе Украины». По нашим прогнозам, новые акцизы могут вступить в силу уже во второй декаде апреля.



Обновить стелу?

Впрочем, уже сегодня все прекрасно понимают, что стремительного снижения розничных цен вряд ли стоит ожидать в ближайшее время. Скорее, пока речь идет о фиксации цен на текущем уровне (по состоянию на пятницу, 8 апреля, «пятый» находился в пределах 9,70–9,99 грн / л — «рванул чеку» только Shell в Киеве — 10,09 грн / л). Экономика заправочного бизнеса в марте–апреле оставляет желать лучшего: ритейлеры работают с минимальной или с приближенной к нулю рентабельностью.



Однако потребитель наверняка будет пристальнейшим образом выжидать «омрiяних» минус 50 копеек на стеле. Его тоже можно понять: снижение акциза — это минус в закупочной цене. А если автолюбители за многие годы привыкли к прямой зависимости — растет цена на нефть, «прёт» розница, то правительственный откат к прежним акцизам стопроцентно был воспринят как удешевление топлива на АЗС.

Операторы, конечно, будут говорить им о больших запасах дорогого топлива, но давайте вспомним, о чем нам заявляли трейдеры и писал НефтеРынок в январе, когда повысили акцизы, или совсем недавно на заседаниях ЭАГ. К примеру, ряд операторов в конце марта говорил о минимальных, на 5–10 дней, запасах топлива, предупреждая министра о дефиците нефтепродуктов под посевную. В общем, вспомнишь — вздрогнешь.



Вполне предугадываемая текущая тактика импортеров топлива. Операторы в ближайшие дни, до вступления в силу новой сниженной ставки, будут растамаживать топливо только для потребностей своих сетей. Или попросту говоря, правдами и неправдами до последнего ждать низких акцизов.

Нельзя не отметить, как ловко авторы документа сократили разницу на €10/т между 10 и 50 ppm в дизтопливах. Видимо в правительстве подметили, что количество низкосернистого продукта намного меньше, чем его выпускают в Мажейкяе и Мозыре.



Кто следующий?

Как видим, изменению подверглись не все моторные топлива. В списке остался нетронутым сжиженный газ, что вполне объяснимо. Во-первых, пожара с ценами на пропан-бутан сегодня нет. Соотношение стоимости сжиженного газа к бензину А-95 в рознице недавно достигло средних показателей 2010 года — 45 %.



Во-вторых, важно отметить, что в первом квартале рост цен на светлые нефтепродукты составил порядка 20 % (если бы не было сдерживающего фактора в лице Минэнерго, как пить дать, было бы все 25 %!), тогда как рост газа в январе–марте 2011 года составил всего 3 %. 
Схожі публікаціЇ