Пожалуй, главное правило любого уважающего себя рейдера в нашей стране звучит так: «если ничего не помогает — поможет суд». В ближайшие недели, а, возможно, и месяцы нас ожидает всплеск активности рейдеров. Перемена власти на всех уровнях существенно усложняет жизнь «добросовестным захватчикам»: придется вновь искать нужных людей в компетентных органах, договариваться и давать откаты. А потому нужно успеть сделать максимум в отведенное междувластием время. Первые признаки рейдерской активности наблюдаем уже сегодня. Печально известное дело в отношении компании «Кребо» после некоторого затишья вновь всплыло на поверхность.



Какая бы мотивация ни стояла за решением Антимонопольного комитета, который весной минувшего года завершил расследования в отношении поставок авиатоплива в украинские аэропорты, в том числе в «Борисполь», ясно одно: мера наказания абсолютно неадекватна нарушению, даже если такое и было. 125 млн грн штрафа для такого предприятия являются убийственной суммой, особенно на фоне жесточайшего экономического кризиса. Сегодня «Кребо» оспаривает этот штраф в судах.

Нынешний руководитель Анти­мо­но­польного комитета, как правило, проявляющий пассивность в делах украинского рынка нефтепродуктов, с помощью «Кребо», по-видимому, хотел доказать свою нужность и полезность нынешнему правительству. Активность, которая к тому же приносит немалые деньги в бюджет в виде единичного, но очень большого штрафа, вполне может обеспечить переход из статуса и. о. к полновластному руководству.



Чиновничьи рейды

Заинтересованные лица, которые стоят за решением АМКУ, проявили себя уже летом прошлого года, когда началась травля компании правоохранительными органами, в частности СБУ. Тогда по решению Бориспольского районного суда силовики захватили офисы «Кребо» в Борисполе и Кременчуге, изъяли документы и допрашивали сотрудников компании.



Предмет спора — топливозаправочная инфраструктура «Борисполя», которой якобы незаконно завладела «Кребо». Следственные действия не выявили фактов нарушения законодательства, а позднее Печерский районный и Апелляционный суды Киева отменили постановление о возбуждении уголовного дела. Казалось бы, после того как само руководство «Борисполя», который является государственным предприятием, подтвердило, что топливозаправочная инфраструктура на балансе аэропорта никогда не находилась, тема должна была исчерпать себя. Однако бизнес, поставленный на кон, был слишком интересен для рейдеров, чтобы так просто отказаться от своих намерений. Ведь инфраструктура для заправки авиасудов строилась «Кребо» фактически с нуля и за свой счет, а потому является достаточно современной и надежной. Лишним доказательством того, что инфраструктура именно построена, а не незаконно приватизирована, как утверждают в СБУ, служит тот факт, что компания непосредственно заказывала проектную документацию на объекты топливозаправочного комплекса, согласовывала ее в государственных компетентных органах, финансировала строительство и сдавала готовые объекты госкомиссии.



Немного забавной кажется оперативность, с которой АМКУ сейчас реагирует на любую информацию, связанную с «Кребо». На минувшей неделе комитет обнародовал заявление под грифом «немедленного распространения», в котором всячески опровергает связь расследования в отношении «Кребо» с действиями СБУ. Намеки на коррупцию для Александра Мельниченко сегодня несут слишком большой риск отставки, которая и без того велика, учитывая ожидаемую смену хозяина кабинета на Банковой.



Оскандалились

Вскоре после рейдов СБУ началась настоящая травля «Кребо», которую за неполный год посетили свыше 100 проверяющих инстанций. Дело приобрело характер международного скандала, после того как подробности «наездов» на компанию появились в западной прессе, в частности в агентстве Reuters и газете Financial Times. Интерес к этой теме западных журналистов не случаен — крупнейшим собственников «Кребо» является зарегистрированная в Нидерландах компания Modiva International. Последняя обратилась за защитой не только к первым лицам Украины, но и к голландским властям. Но забота ли рейдера в разгар политического хаоса и фактического безвластия в стране обращать внимание на такую мелочь, как имидж государства Украина?



Если не по закону, то по суду

А потому 1 февраля, аккурат между первым и вторым туром выборов президента, появилось решение Оболонского районного суда, отменяющее действительность правоустанавливающего документа на построенный компанией «Кребо» целостный имущественный комплекс под названием «Склад централизованной заправки самолетов в ГМА «Борисполь». «Зри в корень» — выводим еще одно правило рейдеров. Если доказать незаконную приватизацию не удается, нужно попросту отменить документ, подтверждающий право собственности на имущество того, кто его построил. Дальше — дело техники: переписать это имущество на «Борисполь» или еще лучше — на Минтранс, вновь выставить его на продажу и купить по бросовой, кризисной цене.



Но дьявол как всегда кроется в деталях. Купить судью, возможно, легче, чем отстоять легитимность принятого судом решения. Особенно когда оно принималось в нарушение базовых принципов судопроизводства, украинских законов и Конституции. Во-первых, суд принял дело к рассмотрению уже по истечении исковой давности. Еще в 2006 году дело о праве собственности на имущество по заправке самолетов рассматривалось третейским судом, который признал это право за ООО «Кребо-Авиасервис». И все же более чем через три года после этого вердикта областная прокуратура вдруг решила, что третейский суд превысил свои полномочия, указав ответчику место государственной регистрации права собственности на недвижимость компании «Кребо».



СПРАВКА НЕФТЕРЫНКА
Нидерландско-украинское совместное предприятие "Кребо" создано в 1994 году. 78% СП принадлежит компании Movida Intl Holdigs And Finance B. V. и по 11% у "Укртатнафты" и ГП МА "Борисполь". Реализует импортное авиатопливо, а также топливо производства Кременчугского НПЗ в Борисполе, Запорожье, Николаеве и других региональных аэропортах. "Кребо" принадлежит около 15 объектов в Борисполе:
  • пункт налива авиатоплива;
  • насосная станция;
  • шесть резервуаров для хранения топлива (РВС-700 -3 шт., РВС-1500 -2 шт., РВС-2000 -1 шт.);
  • административно-производственный и бытовой корпусы;
  • трансформаторная подстанция;
  • площадки для стоянки топливозаправочной техники и автомобилей, автомобильные дороги.






При этом ни прокуратура, ни Оболонский суд не удосужились вчитаться в результативную часть отмененного ими решения третейского суда, в котором ни слова не сказано о том, что Бориспольский БТИ к чему-либо обязывают. Судья Оболонского суда не только немотивированно продлил срок для обращения в суд и отменил решение третейского суда, но и запретил своим решением подавать апелляцию на свое же определение, тем самым нарушив закон.



Внимательный читатель спросит: какое отношение суд из спального района имеет к происходящему в Борисполе? Ведь тем самым было нарушено так называемое «право исключительной подсудности», согласно которому иски, подаваемые в отношении объектов недвижимости, предъявляются по их местонахождению. Игнорируя эту норму закона, рейдеры решили обратиться в ту инстанцию, где у них уже есть «концы». Интересно, что бориспольский межрайонный прокурор в данном случае действует якобы в интересах Бориспольского БТИ, в защиту которого подан иск. Какое отношение этот прокурор имеет к предприятию, находящему в коммунальной собственности, до сих пор остается непонятным.



Еще один излюбленный термин в словаре рейдера — «решение-подснежник». Именно с этим столкнулась компания «Кребо», представителей которой в Оболонский райсуд решили не приглашать. О существовании решения компания была уведомлена по факту.



Учиться на рейдера

Как известно, принятые однажды решения судов, пусть даже неправомерные, оспорить впоследствии непросто. На это нужно потратить уйму времени и средств, равно как и на то, чтобы избавиться от пятен на репутации некогда слывшей честной компании. На это сегодня и рассчитывают люди и структуры, выступающие заказчиком давления на «Кребо». Если успеть отобрать собственность сегодня, то даже в условиях вражеского для рейдеров окружения нынешним хозяевам будет очень нелегко ее вернуть. Тем более что судя по задействованным арсеналу и инструментарию заказчик очень непрост. Впрочем, среди игроков отечественного рынка заправки авиасудов мелких компаний нет.