Однако процессу купли-продажи предшествовало урезание участка «Юго-Запад транснефтепродукта» длиной 1 433 км, который проходил по Украине. Так, 30 апреля 2015 года АО «Юго-Запад транснефтепродукт» было реорганизовано посредством выделения из него «Транснефтепродукт-Самара» (часть нефтепродуктопроводов, которые проходят по территории России) и «Транснефтепродукт-Запад», в собственность которого перешло унитарное производственное предприятие «Запад-Транснефтепродукт» (Республика Беларусь, г. Мозырь), эксплуатирующее магистральные нефтепродуктопроводы, расположенные на территории Беларуси. В свою очередь, в собственности АО «Юго-Запад транснефтепродукт» после реорганизации осталось только дочернее украинское предприятие «ПрикарпатЗападтранс».
Историю не переписать
В последние годы новости с «трубного» фронта приходили только из зала судебных заседаний. Напомним, в 2011 году Хозяйственный суд Ровненской области принял решение передать указанный нефтепродуктопровод Украине, затем в апреле 2014 года Ровненский апелляционный хозяйственный суд отменил это решение и вернул трубу российской стороне. После этого Высший хозяйственный суд Украины отправил дело на повторное рассмотрение в апелляционный суд. 25 ноября 2015 года Ровненский апелляционный хозяйственный суд подтвердил законность решения суда первой инстанции и признал права собственности Украины на части нефтепродуктопровода. Последнее судебное заседание по указанному делу было в феврале 2016 года. Тогда Фемида назначила экспертизу трубы. После этого никаких решений в открытые источники не поступало.
Тем не менее 18 августа 2015 года Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации заявила, что получила ходатайство компании International Trading Partners AG, которая зарегистрирована на гражданина Германии, о приобретении 100% голосующих акций АО «Юго-Западное акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов» («Юго-Запад транснефтепродукт»).
В свою очередь, 22 декабря 2015 года Антимонопольный комитет Украины предоставил разрешение швейцарской International Trading Partners AG купить акции компании АО «Юго-Запад транснефтепродукт», что обеспечивает превышение 50% голосов в высшем органе правления компании.
15 марта 2016 года пресс-служба «Транснефти» сообщила, что компания закрыла сделку по продаже нефтепродуктопровода ДП «ПрикарпатЗападтранс», расположенного на территории Украины. «Сделка уже закрыта», — сказал глава «Транснефти» Николай Токарев. Исходя из материалов компании, закрытие сделки произошло в феврале 2016 года. Сумма превысила стоимость выбывающих чистых активов в рублевом эквиваленте на 998 млн руб. (по курсу российского Центробанка на тот момент — около $14,4). Правда, в компания не объясняли, учитывалось ли находящееся в трубе ДТ. На сегодняшний день страницу «Юго-Запад транснефтепродукта» уже удалили из списка предприятий, которые указываются на информационном ресурсе материнской «Транснефти».
Впрочем, эпопея с судами и выяснением прав собственности еще не закончилась и украинская сторона может обжаловать продажу уже своего актива. Если, конечно, в самой Украине не заинтересованы в лоббировании интересов очередных швейцарских инвесторов, к которым мы вернемся позднее.
Артериальный актив
До всем известных событий 2014 года по трубе на украинский рынок заходил российский дешевый ресурс Евро-3 (350 ppm). Трубопровод питал регионы Центральной и частично Западной Украины, а также был главным альтернативным каналом для белорусского дизтоплива.
Точки слива ДТ на украинской территории расположены в Житомирской, Ровненской и Закарпатской областях, где находятся линейные производственные диспетчерские станции «Новоград-Волынский», «Смыга» и «Мукачево». Кроме того, через украинскую «дочку» «Транснефтепродукта» сернистый ресурс перегонялся в Венгрию на НПЗ MOL, где его «доделывали» до европейских стандартов. Мощности прокачки «ПрикарпатЗападтранса» составляют 1,7 млн т нефтепродукта в год (последние годы труба давала до 100 тыс. т/мес.).
Перед остановкой основными получателями ресурса были «Закарпатнефтепродукт-Мукачево», «Континиум», а также сошедший в 2016 году с «дистанции» топливного рынка «Интергал» и структуры ВЕТЭК, которые также успели взять в оборот трубопровод. Как видим, российская дизельная труба долгие годы «кормила» несколько компаний, но военные действия в Донбассе и события в стране в целом поставили бизнес на паузу.
Кто уселся на трубу?
В свете ожидающихся поставок ДТ в адрес украинских компаний больше всего вопросов накопилось к очередному заграничному «инвестору» International Trading Partners AG. По данным швейцарского реестра компаний, указанная фирма существует с февраля 2010 года как акционерное общество. Ранее пост ее президента занимал гражданин Швейцарии доктор Патрик Стач, а Анатолий Шефер значился в ней как член правления. Согласно открытой информации, Стач на сегодняшний день управляет юридической фирмой и занимается консультационной деятельностью в Швейцарии. НефтеРынок пробовал связаться с доктором Стачем, однако на запросы журналистов издания о работе в International Trading Partners AG тот не ответил.
Исходя из данных швейцарского регистратора, на сегодняшний день компания занимается торговлей энергетическими товарами, драгоценными металлами, стройматериалами и техникой, а также предоставлением услуг в сфере авиации. Ее уставной капитал составляет 100 тыс. швейцарских франков (2,53 млн грн). Согласно данным швейцарского федерального регистрационного офиса, сейчас компанию контролирует гражданин германии Анатолий Шефер. Он единственный, кто указан в списке менеджмента как член правления с правом подписи. По информации российского издания «Коммерсантъ», у компании есть офис в столице Украины и два бизнес-джета Gulfstream, базирующихся в аэропорту Киева, но нет сайта.
После заявлений о закрытии сделки в мае представители «Транснефти» добавили, что в скором времени импорт ДТ посредством трубопровода возобновится. Так, уже в начале второй декады мая вице-президент компании Сергей Андронов сообщил, что до конца месяца в Украину по трубе будет поставлено порядка 30 тыс. т топлива. Он уточнил, что в украинском направлении намерены экспортировать ДТ «Роснефти». Еще 30 тыс. т потребуется на заполнение законсервированного трубопровода ОАО «АК „Транснефть“» до границы с Украиной. Всего ОАО «НК „Роснефть“» отправляет 60 тыс. т, из которых потребителям будет поставлено 30 тыс. т. «Заявка от компании „Роснефть“ ориентировочно предполагает поставки до 100 тыс. т нефтепродуктов ежемесячно начиная с июня», — сообщил журналистам заместитель вице-президента, директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов ОАО «АК „Транснефть“» Владимир Назаров. Он также отметил, что компании уже были предоставлены документы, согласно которым речь идет об отправке дизельного топлива на внутренний рынок Украины.
Вопросы собственности, безусловно, являются главными перед заключением контракта, иначе как оплачивать предоставленную услугу или товар? Наше небольшое исследование показало, что сделка по трубопроводному активу еще не закрыта. Исходя из данных Единого госреестра юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований Украины, на сегодняшний день основателем ДП «ПрикарпатЗападтранс» является АО «Юго-Запад транснефтепродукт», на которое подавала заявку International Trading Partners AG. Впрочем, по данным Федеральной налоговой службы России по состоянию на 27 мая 2016 года основателем указанной компании все еще значится АО «АК „Транснефтепродукт“» (структура «Транснефти»), а не швейцарская фирма.
За дополнительными разъяснением об украинском активе НефтеРынок обратился в Антимонопольный комитет Украины. По запросу издания в АМКУ подтвердили, что в декабре прошлого года ведомством было выдано разрешение швейцарской фирме на установление единоличного контроля над компанией «Юго-Западное открытое акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов» («Юго-Запад транснефтепродукт», Россия), структурным подразделением которой является «ПрикарпатЗапдтранс». Но напрямую с просьбой о покупке украинского предприятия швейцарцы в комитет не обращались.
В АМКУ не исключили, что процесс перехода контроля над компанией еще не завершен, и сослались на практику отечественного законодательства. «В соответствии со статьей 31 Закона Украины „О защите экономической конкуренции“ концентрация должна быть осуществлена в течение одного года со дня принятия решения о предоставлении разрешения, если больший срок не определен в решении. То есть в течение года субъекты хозяйствования — участники концентрации должны ее завершить. Если концентрация в этот срок не осуществлена, то участники должны подать новое заявление о получении разрешения органов Антимонопольного комитета Украины на концентрацию», — отметили в Антимонопольном комитете. На основании этого напрашивается вывод: возможно, ДП «ПрикарпатЗападтранс» все еще находится в собственности российского «Транснефтепродукта» и под контроль швейцарской International Trading Partners AG не переходило.
Между тем журналисты из издания ЛІГА.net обнаружили связь International Trading Partners AG со структурами одиозного Виктора Медведчука, который, как известно, является активным участником «мирных переговоров» в Минске. Украинские же трейдеры утверждают, что на рынок таким образом заходит Proton Group Нисана Моисеева, которая управляет сетью АЗС и нефтебаз «Роснефти», курирует Херсонскую перевалку через лояльный менеджмент в ПОНПе и параллельно пробует себя в трейдинге сжиженным газом все той же «Роснефти» (об этом см. в следующих номерах НефтеРынка).
Учет и аудит
Кроме данных о конечных собственниках, в конце мая на украинском рынке стали распространяться новости о продажах трубного ДТ, правда, старого «налива». Как сообщили НефтеРынку трейдеры на Новоград-Волынской ЛПДС, в оптовую реализацию поступило дизтопливо Евро-3, которое вытеснили из нефтепродуктопровода ДП «ПрикарпатЗападтранс». Предложения по реализации на рынке появились на прошлой неделе. Трейдеры утверждают, что на сегодняшний день ДТ Евро-3 (350 ppm) продается с наливом в бензовозы, а его стоимость по базису ЛПДС «Новоград-Волынский» составляет 13,00 грн/л. Кто принимает заказы и осуществляет продажу, изданию узнать не удалось.
Согласно данным консалтинговой компании UPECO, по состоянию на начало третьей декады мая из нефтепродуктопровода «ПрикарпатЗападтранса» на ЛПДС «Новоград-Волынский» уже было вытеснено около 4 тыс. т дизельного топлива Евро-3, которое могло поступить в продажу.
В свою очередь в «ПрикарпатЗападтрансе» НефтеРынку сообщили, что к концу мая 2016 года из нефтепродуктопровода планируют вытеснить 30 тыс. т ДТ Евро-3. «Сейчас начат процесс таможенного оформления около 30 тыс. т дизельного топлива, находящегося в трубопроводе, с его последующей заменой на ДТ стандарта Евро-5. В будущем компания будет транспортировать только топливо этой марки», — объяснил директор ДП «ПрикарпатЗападтранс» Сергей Пшеничный.
Однако главной проблемой для компании является дальнейшая реализация топлива, так как стандарт Евро-3 в Украине находится под запретом уже второй год. Исключение сделано лишь для государственного Шебелинского ГПЗ (ПАО «Укргаздобыча»). Невинная новость на сайте nefterynok.info об отгрузке и, что логично, продаже (не отдавали же его бесплатно) «запретного» дизтоплива, по всей видимости, спровоцировала последующее заявление «ПрикарпатЗападтранса» об обращении в Кабмин с просьбой разрешить распродать остатки.
Большой тайной остаются остатки старого дизеля. На момент остановки прокачки в 2014 году, по информации участников рынка, в системе оставалось около 70–90 тыс. т топлива. Со временем все чаще стали говорить о 30 тыс. т. «Усохнуть» ресурс мог только под пристальным наблюдением тех, кто хотел его охранять. В публичных заявлениях мы смогли обнаружить только структуры Тищенко — Пашинского, которые, скорее всего, спустя время расскажут, что, подобно так называемому «топливу Курченко», ДТ «ушло на нужды украинской армии».
Как бы там ни было, по словам трейдеров, сроки получения нового ресурса Евро-5 отодвигаются. Скорее всего, первые партии будут приняты в середине июня. Оптовики отмечают, что на первый летний месяц россияне уже заявили на прокачку около 100 тыс. т ДТ не только «Роснефти», но и «Лукойла».