Некоторые страны и автокорпорации, похоже, считают водородные электромобили более перспективными, чем автомобили на аккумуляторах, и продолжают вкладывать деньги в развитие этого сектора. Речь идет о Японии и Корее. Недавно правительство Южной Кореи и частные предприятия договорились инвестировать около 2,6 трлн вон ($2,33 млрд) в развитие транспорта на топливных элементах в течение следующих пяти лет. Об этом в конце июня написала газета Korea Herald со ссылкой на сообщение министерства торговли страны. Эти средства будут потрачены на строительство заводов по производству водородных автомобилей, в том числе автобусов, а также самих топливных элементов. Ожидается, что благодаря этим инвестициям к 2022 году будет произведено 16 тыс. автомобилей на топливных элементах и установлено 310 водородных заправочных станций по всей стране.

Министр торговли, промышленности и энергетики Кореи Пайк Ун-гю на встрече с представителями водородного бизнеса и автопроизводителями в Сеуле отметил, что до конца года правительство собирается также внести изменения в законодательство, касающееся использования транспортных средств на водороде. На встрече среди прочих присутствовали представители Hyundai Motor Group, которая в середине июня подписала соглашение с немецким автопроизводителем Audi о сотрудничестве в разработке автомобилей на топливных элементах. Ранее подобные соглашения заключили Toyota и BMW, а также Honda и General Motors.

Японские и корейские автомобилестроители имеют больше всего опыта в создании электромобилей, работающих на водороде, потому западные компании стараются привлечь их в качестве партнеров. Корейская Hyundai Motor занималась созданием водородного автомобиля с начала 2000-х годов, а в 2013-м начала коммерческие продажи Hyundai ix35 Fuel Cell Electric Vehicle (FCEV), став первой компанией, которая вывела такие автомобили на массовый рынок. В прошлом году Hyundai выпустила Nexo FCEV с пробегом в более 600 км без дозаправки. Это одна из трех фирм, наряду с Toyota и Honda, у которой есть технологии и мощности для производства электромобилей, работающих на водороде. Как известно, водород в таких машинах используется для производства электроэнергии, от которой питается автомобиль.

По словам корейского министра, часть средств будет направлена на создание отдельной заводской линии для производства автобусов на топливных элементах. Hyundai Motor в настоящее время производит свои автобусы на топливных элементах на своем заводе в Чонджу, где также выпускают автобусы с двигателями внутреннего сгорания.

Около 125 млрд вон будет использовано на исследования и локализацию производства запчастей для водородных электромобилей, в том числе топливных элементов, которые являются важнейшим компонентом машины. В них электричество вырабатывается путем соединения кислорода и водорода. В настоящее время топливные элементы для Hyundai производятся ее дочерней компанией Hyundai Mobis, пишет Korea Herald. Ранее некоторые части водородных автомобилей изготавливались за пределами Кореи. Не исключено, что какие-то компоненты импортируются и сейчас.

Как ожидается, в следующем году автобусы на топливных элементах начнут перевозить пассажиров в нескольких корейских городах, включая Сеул и Ульсан, а к 2022 году их количество на дорогах страны вырастет до 1000 единиц, говорится в сообщении министерства.

Дешевле газа

Помимо этого, правительство намерено сделать водород экономически привлекательным для автомобилистов, создав стабильные каналы поставок водорода и снизив его стоимость. Так, поездки на водородных электромобилях в будущем могут обходиться водителям в 70 вон/км, что будет дешевле дизельного топлива и сжиженного нефтяного газа. По данным министерства торговли, средние расходы на топливо для бензиновых автомобилей составляют 155 вон/км, а для дизельных – 92 вон/км.

Запреты на бензин и ДТ

Корея находится в числе стран мира, которые заявляют о намерении отказаться от использования автомобилей на ископаемом топливе и называют конкретные даты. Например, избранный в прошлом году президент Кореи Мун Чже Ин во время предвыборной кампании пообещал к 2030 году убрать дизельные автомобили с корейских дорог. А мэр Лондона Садик Хан в июне вновь призвал ускорить процесс перехода на экологически чистый транспорт, введя запрет продаж новых дизельных и бензиновых автомобилей не в 2040-м, а в 2030-м году. Об этом он сказал в ходе саммита по качеству воздуха в Британии, в котором принимали участие мэры городов, депутаты и министр охраны окружающей среды Майкл Гоув.

Автобусы

Исходя из нынешних тенденций, прорыв в сфере водородного транспорта может произойти через популяризацию водородных автобусов или грузовиков, которые производят гораздо больше выбросов, чем легковые автомобили. Многие города мира подумывают о том, чтобы заменить свои дизельные автобусы на что-то экологически чистое. Водородные электроавтобусы в этом плане выглядят как оптимальный выбор, ведь они не генерируют никаких выбросов, электричество производят прямо на борту, а их заправка происходит за считанные минуты. В этом их основные преимущества перед аккумуляторными электромобилями, потребляющими электроэнергию из сети, ведь она сейчас в основном вырабатывается за счет ископаемого топлива.

В последние месяцы появлялись новости о создании новых водородных автобусов в разных странах мира. Так, японская корпорация Toyota Motor в конце марта объявила о начале продаж Toyota Sora – первого водородного автобуса, получившего сертификацию в Японии. «Помимо топливного элемента, автобус будет оснащен внешним устройством питания, который может использоваться в качестве аварийного источника энергии в случае стихийных бедствий», – подчеркнули в компании. Отметим, что в Японии часто случаются землетрясения и потому много внимания уделяется подготовке к возникновению экстренных ситуаций, особенно после цунами 2011 года.

В Toyota рассчитывают, что к началу Олимпийских игр-2020 в Токио на дорогах Японии будет более 100 автобусов на топливных элементах, сообщала компания в своем пресс-релизе. В Toyota надеются, что по мере увеличения числа водородных автобусов в столичном регионе они получат больше внимания от общества. Действительно, пока о таком типе транспорта знают в основном специалисты, а не широкая публика.

Кроме того, в конце июня польский производитель автобусов, троллейбусов и трамваев Solaris Bus & Coach сообщил о создании нового водородного транспортного средства – Solaris Urbino 12. Как говорится в сообщении компании, это автобус на топливном элементе нового поколения. Ожидается, что в продажу он поступит в следующем году. После заправки водородом автобус может преодолеть расстояние в 350 км. Однако на него также будет установлен аккумулятор мощностью 29,2 кВт/ч, от которого автобус будет подпитываться во время пиковых нагрузок. Двенадцатиметровый автобус сможет перевозить до 80 человек.

Solaris Urbino 12 является продолжением концепта экологичного транспорта, увидевшего свет в 2014 году, когда два электроавтобуса Solaris Urbino 18,75 были поставлены в Гамбург. Аккумуляторы были основным источником питания тех автобусов, а топливный элемент использовался в качестве средства увеличения пробега без подзарядки. В новой же модели электроэнергия будет в основном производиться из водорода в топливном элементе, тогда как аккумулятор будет выполнять вспомогательную функцию.

Оба электроавтобуса Solaris Urbino 18,75 по-прежнему курсируют в Гамбурге на маршруте 109. Более того, в прошлом году польский производитель Solaris Bus & Coach поставил в Ригу первый троллейбус с топливным элементом. В этом году по столице Латвии будут ездить уже 10 таких транспортных средств.

Как отмечал заместитель генерального директора Solaris Bus & Coach Дариуш Михалак, водородные автобусы имеют много преимуществ перед аккумуляторными электроавтобусами: они дешевле в обслуживании, имеют меньший вес, преодолевают большее расстояние после заправки и при этом не тратят длительного времени на зарядку от сети.

Тем не менее, пока более быстрыми темпами идет развитие рынка аккумуляторных электромобилей. Возможно, во многом благодаря информационному шуму, который исходит от компании Tesla. Ее глава Илон Маск в свое время назвал водородную технологию несостоятельной, начав продвигать аккумуляторные электромобили, на что отреагировали все крупные автопроизводители мира.

Грузовики

Помимо автобусов, перспективным сектором авторынка для водородных машин являются грузовики. И здесь тоже уже есть хорошие новости. В начале мая крупнейший производитель пива в мире Anheuser-Busch InBev объявил, что намерен купить 800 грузовых водородных электромобилей у американской Nikola Motor Company, передавало агентство Reuters. К 2025 году Anheuser-Busch InBev хочет радикально обновить свой автопарк. Согласно сообщению, Anheuser-Busch InBev зарезервировала грузовики у Nikola, однако точные поставки не разглашаются.

В компании Nikola Motor сообщили, что их водородные грузовики смогут проехать на полном баке от 800 км до 1900 км, а время заправки составит около 20 минут, что чуть менее, чем время заправки тяжелого грузовика дизельным топливом. Дизельные грузовики проезжают на полном баке порядка 1600 км и в среднем стоят около $150 тыс. В Nikola Motor заявляли, что цена их машин составит около $400 тыс. Если все пойдет по плану, то Nikola Motor может нашуметь своими водородными электромобилями почти так, как это делает Tesla с аккумуляторными аналогами.

Сети водородных АЗС

Важным препятствием для популяризации водородных электромобилей является нехватка заправочной инфраструктуры. На сегодняшний день единственным крупным топливным оператором в мире, кто начал создавать сеть водородных заправок, является Shell. В июне Shell и Hydrogen Technology & Energy Corporation (HTEC) открыли первую в Канаде водородную заправочную станцию. Shell создала СП в ряду стран, где открывает водородные заправки, в частности в Великобритании, Калифорнии (США) и Германии. Целью компании является создание сети из 400 водородных АЗС к 2023 году, пишет PetrolPlaza. Shell в своем пресс-релизе сообщила, что она также рассматривает возможность открытия водородных АЗС в Швейцарии, Австрии, Франции, Бельгии, Люксембурге, Китае и Нидерландах.

Хотя Южная Корея является одним из пионеров в области водородных автомобилей, страна отстает от Японии в плане развития инфраструктуры для них. Сейчас в Корее насчитывается 16 водородных станций, из которых девять используются для исследований. В то же время в Японии в марте прошлого года работала 101 водородная заправка, а к 2025 году страна планирует увеличить их число до 320 станций.

В Калифорнии в водородные заправочные станции инвестировали порядка $100 млн, сообщал Bloomberg. Сейчас в штате работает 31 водородная АЗС, на строительство каждой из которых было потрачено около $2,5 млн. Основную часть финансирования выделили Toyota Motor Corp., Honda Motor Co. и другие автопроизводители. Однако спрос на водород остается настолько низким, что даже с субсидиями они не получают прибыль. Несмотря на это, до 2025 года в штате планируется построить еще 200 водородных АЗС и 250 тыс. зарядных станций для электромобилей, потратив $900 млн.

Перспективы

Согласно прогнозам консалтинговой фирмы McKinsey & Co., оборот индустрии автомобилей на топливных элементах к 2050 году составит около $2,5 трлн, а в ней будет задействовано более 30 млн человек. В компании Toyota рассчитывают, что в 2020-е годы продажи водородных транспортных средств достигнут 30 тыс. ед. в год, то есть вырастут в 10 раз от уровня прошлого года.

Как пишет PR Newswire со ссылкой на отчет Hydrogen Fuel Cell Vehicles – A Global Analysis, March 2018, в 2013–2017 году в мире в общей сложности было продано 6 364 транспортных средств на водородном топливном элементе. В сообщении отмечается, что более 50% этих электромобилей были проданы в Калифорнии, что делает штат мировым лидером по популяризации водородных автомобилей. Второй крупный рынок таких транспортных средств – Япония.

Среди автопроизводителей абсолютным лидером является Toyota, на ее долю приходится более 77% продаж. В сообщении PR Newswire также отмечается, что объем продаж транспортных средств на топливном элементе в 2017 году почти вдвое превысил общее количество продаж в предыдущие годы.

Авторы исследования считают, что аккумуляторные автомобили будут популярны в краткосрочной перспективе, однако в долгосрочной водородные электромобили станут основным типом экологически чистого транспорта. К 2021 году по меньшей мере 11 автопроизводителей будут выпускать автомобили с водородным топливным элементом: Toyota, Lexus, Hyundai, Kia, Honda, Mercedes-Benz, BMW, Tata Motors, Pininfarina S.p.A. (принадлежит Mahindra & Mahindra), Riversimple и RONN Motor Group.

Как пишет Bloomberg со ссылкой на исследование нидерландской компании KPMG, большинство руководителей высшего звена автомобильных компаний считают, что аккумуляторные электромобили в конечном итоге потерпят неудачу, тогда как водородные технологии станут настоящим прорывом в секторе экологически чистого транспорта. Из почти 1000 опрошенных менеджеров около 78% заявили, что водородные электромобили в будущем будут преобладать на рынке, главным образом потому, что их бак наполняется за считанные минуты, тогда как аккумуляторные электромобили нужно заряжать по меньшей мере 25–45 минут.

Высокие цены на водородные электромобили и недостаток инфраструктуры являются основными препятствиями развития рынка. Водородный Hyundai ix35 стоит около €65 тыс. или $80 тыс., тогда как цены на электромобили среднего класса упали до уровня $35–45 тыс. Для массового рынка, как известно, вопрос цены является критическим. Пока не понятно, как сделать водородные электромобили более дешевыми, однако по мере вовлечения большего количества автопроизводителей в этот процесс прорыв в технологиях будет неизбежен.

Впрочем, несмотря на веру в перспективность технологии среди специалистов, никто пока не ожидает быстрого прорыва. Согласно прогнозам международной организации European Climate Foundation, в 2030 году продажи водородных электромобилей составят порядка 2% авторынка, однако достигнут 10% к 2035 году, 19% к 2040 году и 26% к 2050 году.