Вложенные в продвижение брендов средства перечеркнуты одним министерским приказом
Вопрос качества топлива — пожалуй, главная головная боль отечественного рынка нефтепродуктов. Проблема не новая и неоднократно поднималась на уровне правительства. Последний раз Николай Азаров вспомнил о ней 15 марта на встрече с общественными объединениями, которые работают в сфере защиты прав потребителей. Синхронно в тот же день появился приказ Минэкономики об аннулировании регистрации технических условий, кстати, подписанный заместителем министра Владимиром Павленко.
Отметим, что в документе не объясняется причина аннулирования ТУ, а содержится только ссылка на пункт 8.5.4 ДСТУ 1.6:2004 «Национальная стандартизация. Правила регистрации нормативных документов». К документу имеется дополнение на трех страницах, где перечислено 42 пункта, из них 20 ТУ на топлива повышенного качества и 20 ТУ на фракции и компоненты. Дополнение подписала заместитель начальника по вопросам стандартизации и оценки соответствия — начальник отдела по вопросам стандартизации Наталья Старикова. Более того, приказ так и не был опубликован в официальных государственных изданиях.
На день подписания документа Минэкономики собственного министра не имело, а его функции исполнял первый заместитель Вадим Копылов. О приказе широкая общественность узнала лишь 20 марта, тогда как новый министр Петр Порошенко был назначен 23 марта.
Удивительно, что 16 марта, на следующий день после подписания документа, было проведено заседание экспертно-аналитической группы, и его участники еще ничего не знали об уже подписанном приказе Минэкономики.
Откровенно говоря, нефтетрейдеры давно ждали отмены ТУ на разного рода фракции и компоненты, в народе именуемые «бодягой» — продукцию многочисленных мини-заводов. Каково же было их изумление, когда в общем списке наряду с этой самой бодягой оказалось премиальное топливо ведущих игроков рынка (см. копию дополнения). Большая часть брендовых топлив, представленных на отечественном рынке, попала под раздачу. Впрочем, не обошлось без исключений. В списке не оказалось премиального топлива крупных операторов рынка: Perfect «Параллели», V-power Shell, Nano SOCAR. Зато там нашлось место для бензинов Pulsar и Ultimate-95 (ТНК-ВР), Mustang (WOG), Pulls (OKKO), «Екто» («Лукойл»), Super и Standart (КЛО), Energy («Укртатнафта») и др.
Не на все топливные бренды обратили внимание в Минэкономики |
Для нефтетрейдеров отмена действия ТУ на премиальные топлива чревата весомыми финансовыми потерями. В последние несколько лет в развитие премиальных топлив были инвестированы громадные суммы.
В нашей стране сегмент брендового моторного топлива начал развиваться в 2003 году, когда на рынок поступил бензин Ventus производства литовского НПЗ «Мажейкю Нафта» (сейчас АО «Орлен Летува»), который соответствовал принятым тогда в Евросоюзе стандартам качества Евро-3 и Евро-4. Контракт с АО «Мажейкю Нафта» на реализацию этого топлива подписала сеть «Параллель». Вслед за ней продажу Ventus, а также сертификацию своих собственных брендовых бензинов начали и другие операторы. В 2007 году появился и первый дизельный бренд Formula.
Сегодня большая часть участников рынка заняла выжидательную позицию, поскольку помимо запрета никаких объяснений со стороны правительства, Минэкономики и профильного министерства не последовало. В среде участников рынка теплится надежда, что ввиду абсурдности ситуации новый руководитель Минэкономики Петр Порошенко пересмотрит решение своих подчиненных. Пока же, как стало известно НефтеРынку, отдельные операторы рассматривают возможность подготовки судебных исков, а также высылают запросы на дополнительные разъяснения. Такая мера поможет потянуть время в надежде на то, что в высоких кабинетах опомнятся. Ведь прозрачно для всех, что бренд BP Ultimate реализуется и пользуется большим спросом в десятках стран ЕС, а также США. Кроме того, логика выборочной отмены ТУ абсолютно непонятна участникам рынка. Впрочем, работая на отечественных просторах, ритейлеры привыкли к правительственным решениям, походящим на гром среди ясного неба. Понятно одно — финальная партия в этом театре абсурда еще не сыграна. Открытым остается и вопрос, кто ее исполнит, и прозвучат ли аплодисменты облегчения после занавеса.