Идея делать заметки об увиденном за границей не закреплена только за НефтеРынком. Свои наблюдения туристических и интересных с точки зрения нефтяного бизнеса мест записывают и многие другие. Конечно, интересны также мнения непосредственно участников нашего рынка о бизнесе вне Украины. Наша давняя подруга – Ирина Галай из «Альянс Ойл Трейдинг» – побывала в десятках стран. Во время ее недавней поездки в Иран в редакцию поступило СМС: «А вы знали почем тут бензин!?». Отвечаем: «Нет. Напиши». Предлагаем вашему вниманию достойный и интересный ответ не только о ценах на топливо из Ирана.

 

Мое увлечение альпинизмом в который раз привело меня в новую для меня и, как оказалось, очень удивительную страну. Благодаря самому высокому вулкану в Азии – Демавенду – я попала в Иран!

Все, что я слышала или знала про эту страну, это их постоянные проблемы с Америкой, 30-тилетние санкции, под которыми находится страна, и недавние новости про угрозы Трампа начать войну, которые никак меня не остановили от поездки... Первое, что меня немного разозлило, выйдя из самолета в Тегеране, это строгое требование сразу надеть хиджаб! При 40-градусной жаре это, мягко говоря, не очень комфортно!

Нашу группу встречала гид Марина, женщина родом из Керчи. 22 года назад она вышла замуж за иранца и переехала с ним в Тегеран. Она то и донесла до нас всю необходимую информацию и с удовольствием отвечала на наши вопросы, особенно, когда узнала, что мы привезли с собой сало!

Покинув аэропорт, первое, что я увидела, это большая заправка, на них я, по понятным причинам, всегда обращаю внимание. Я спросила у Марины, какая стоимость бензина в Иране, и когда в ответ я слышала, что около 7 американских центов, до меня дошло, я же в Иране!

Интересуюсь больше и выясняю, что по объему ВВП страна является крупнейшей экономикой в исламском мире. А основная отрасль в Иране – нефтехимическая! И тут я начала изучать страну не со стороны альпинизма, а с другой области, которая также присутствует в моей жизни, – нефтянка!

 

Игра в монополию

 

Как бы странно это не звучало, но в Иране всего одна государственная нефтяная компания – NIOPDC. Все АЗС страны принадлежат также этой компании. Правда, есть возможность взять станцию в аренду у государства и извращаться как угодно над дизайном, названием и внешним видом, но цены должны быть везде одинаковые, из чего следует вопрос, на чем тогда они зарабатывают? Мне срочно захотелось посмотреть на заправки изнутри, может, у них, как и в Украине, больше прибыли приносит продажа кофе и продуктов. Но напомню, это полностью безалкогольная страна, так что продавать на АЗС вино и пиво лучшего качества, чем топливо, как у нас, не получится.

Итак, самое интересное: сегодня бензин на всех АЗС Ирана стоит около 7 центов (почти 1,9 грн/л), также есть улучшенный бензин по 9 центов. Приставка «Евро», видимо, не прижилась, сами иранцы его называют – «супербензин». Дизтопливо – внимание! – вообще $0,03/л (или 80 коп/л – дешевле воды). Иранцы его называют «тяжелым топливом», и его встретишь не на каждой АЗС. А если есть в продаже, то колонки стоят отдельно, обычно даже с другой стороны АЗС! Заправляются дизелем здесь исключительно грузовики и автобусы.

Когда я спросила у местного бизнесмена о качестве топлива, он дал знать, что оно «не очень». А причина проста – санкции: модернизировать НПЗ очень дорого, запреты работать с Ираном фактически парализовали инженеров нефтепереработки. В стране есть собственные заводы и их много, но туда не вкладывают деньги, в отличие от финансирования военных разработок и… конфликтов. Соседние очаги в Сирии и Афганистане не проходят бесследно для иранцев. Многие страны хотят покупать топливо у Ирана, особенно Китай, но из-за санкций, которые наложили США на Иран, не могут этого делать.

 

Что значит «нельзя»

Новые санкции США в отношении Ирана затрагивают ключевые отрасли экономики этой страны – нефтедобывающую и банковскую. С 5 ноября Вашингтон запретил экспортировать нефть из Ирана и вести бизнес с иранскими нефтедобывающими компаниями. Президент США Дональд Трамп назвал санкции в отношении Ирана «самыми жесткими, которые когда-либо существовали». Кроме новых санкций, продолжают действовать ранее введенные ограничительные меры, затрагивающие финансовый сектор Ирана. Так, американским компаниям запрещены любые операции с иранскими банками, в том числе и с Центральным банком Ирана.

Но вернемся к ценам на топливо. Итак, то что мы, глядя на их стелу, назовем мечтой, у них называют – завышенными ценами из-за экономического кризиса.

Местные с грустью вспоминают, как 10 лет назад бензин лился рекой. Хамид – директор туристической компании, которая организовала для меня восхождение на вулкан, – делится воспоминаниями: «Помню времена, когда я заправлял машину и оставлял пистолет включенным в баке. Уходил при этом куда-то, бензин уже выливался из бака, и я даже голову не поворачивал, чтоб его остановить, он так и лился, пока я не вернулся. Сейчас другая экономическая ситуация, мы начали экономить».

Дешевое топливо является причиной еще одного шока для иностранцев. Машин в Иране очень много, пробки ужасные, особенно, конечно, в Тегеране. Здесь, конечно же, превалирует классический пример арабского стиля вождения, т.е. полное отсутствие правил – никто никого не пропускает. Особенно пассажиров – если ты переходишь дорогу на зеленый светофор и по пешеходному переходу, это значит только одно: тебя в любой момент может снести быстро пролетающая мимо машина! Поворотники они не используют, вместо этого водители используют звуковой сигнал, это значит, что водитель сейчас начнет маневрировать. На дорогах все машины побиты, поцарапаны или вообще полмашины всмятку!

Наша местная гид Марина предложила с ней поспорить. Суть спора в том, что если мы найдем на дороге хоть одну непоцарапанную машину, она нам дает 100$! Не буду утомлять, денег от Марины мы не получили. Я даже наблюдала несколько аварий на дороге, если ущерб не сильный, то обходится это просто обычным «извини», если что-то более серьезное, тогда решают деньгами прямо на месте аварии и сразу разъезжаются. Аварии дело уже обыденное и очень частое, поэтому не привлекает особого внимания.

Правда, бывают и штрафы. Например, за вождение в пьяном виде (напомню, мы в очень мусульманской стране) штраф – 70 ударов плетью. Должно в прямом смысле слова «отбить охоту». Но! Очень строго наказывается, если иранец сбил человека! Как говорят местные, это огромные штрафы, либо вообще тюрьма, если ты сбил человека в священный месяц Рамадан. Еще одно «но». Есть возможность извиниться перед семьей жертвы и остаться без наказания вовсе. Вот такое средневековье.

 

Автомобильный парк здесь местами напоминает музей, хотя 75% машин, что я увидела, были Peugeot 206 и 405, которые собираются на территории страны иранской компанией Khodro. Машины в стране в основном белого цвета, что объясняется палящим солнцем, но смотрится это красиво. Купить себе новую машину может далеко не каждый иранец, а чтобы привезти иномарку, придется заплатить налог 100%, т.е. она обойдется в два раза дороже! Но страна не бедная, на дорогах часто встречается Porsche!

Если иностранец въезжает на своей машине, он должен оформить «карнет», только так! Этим документом он заверяет, что не продаст свою машину на территории страны и вернется обратно на ней же, вдоволь поездив на очень, как на мой взгляд, дешевом топливе.

Ирина Галай, альпинистка, директор по развитию «Альянс Ойл Трейдинг» специально для НефтеРынка