В начале августа мы снова побывали в средней Азии. НефтеРынок побывал на Первом Каспийском экономическом форуме в Туркменистане в городе Туркменбаши, который находиться на берегу Каспийского моря. Учитывая редкие вылазки в Азию, хотим поделиться не только впечатлениями и новостями нефтегазового комплекса Туркменистана, но и раскрыть политико-экономические координаты, в которых находиться страна в 2019 году. Если коротко и субъективно – Туркменистан может нравится, может не нравится, он может удивлять, влюблять, шокировать – для каждого по-своему. Но гарантируем, что Туркменистан вас точно не оставит равнодушным.

Фраги пытает ветер: где караваны?

Один в степи широкой… Что делать мне?

Махтумкули Фраги, «Нашествие»

 

В Туркменистане 2019 год – это седьмой год «Эпохи могущества и счастья», которая началась еще в 2012 году. Ей предшествовала с 2007 – 2012 «Эпоха возрождения». А до 2007 года, пока у власти был президент Сапармурат Ниязов, носивший титул Туркменбаши («глава туркмен»), был период под названием «Золотой Век». Также 2019 год, согласно постановлением Меджлиса республики, был объявлен годом, проходящим под лозунгом «Туркменистан – Родина процветания».

В практическом смысле – это означает реализацию крупных инвестиционных проектов в сферах ТЭК, инфраструктуры, а также строительства и архитектуры.

В рамках Первого Каспийского экономического форума Уважаемый президент (а именно в такой формулировке принято обращаться к президенту в Туркменистане) Гурбангулы Мяликгулыевич Бердымухамедов, который носит титул Аркадаг («покровитель»), отметил важность сохранения экологического баланса Каспия.

Акцентируем внимание, что об экологии говорили очень многие присутствующие лидеры. В этой связи важно понимать, что если для одних лидеров экология – фактор устойчивого развития, то для других – последняя возможность заблокировать реализацию важных инфраструктурных проектов Туркменистана, а именно строительства газопровода по дну Каспийского моря, который способен существенно изменить архитектуру энергетической безопасности Азии и Европы. Оппоненты сильны, у них много рычагов давления, и на «великой шахматной доске» они готовы играть в «Чапаева». Уж нам в Украине это известно, как никому другому. Но в Туркменистане готовы к длительной борьбе – на Востоке ждать умеют. Начнем же с громких скандалов.

Кемине не доверяет злой молве

Главная интрига для украинцев в контексте Туркменистана заключалась в следующем: «Жив ли президент Туркменистана или, как сообщили российские СМИ, умер?» В тысячный раз отвечаем – жив, мы его видели лично и констатируем, что он, вроде как, даже в неплохой физической форме. Конечно, не в такой хорошей, как уважаемый президент Владимир Зеленский, но тоже ничего, все же разница в возрасте составляет около 20 лет. НефтеРынок спросил у представителя МИД Туркменистана в Москве Сердара Дурдыева: «Что это вообще было и какая, по его мнению, цель данной информационной атаки?» Безусловно, он, как опытный дипломат, не стал рубить «правду-матку», но отметил, что информационный вал был настолько мощным, что в период нескольких часов после «вброса» данная «новость» облетела весь мир. При этом официальное опровержение как-то потерялось в информационной лавине, что создало поле для спекуляций и обсуждений. Как бы там ни было, гости конференции очень ждали появления президента и дождались – президент выступил с приветственным словом и снял все вопросы о своем бытие на планете.

 

ПКЭФ: газ

Итак, Первый Каспийский экономический форум стартовал 12 августа. На повестке были активизация взаимодействия стран Каспийского региона, а также других важных стран-партнёров. Для Туркменистана форум был важен с точки зрения продвижения крупных энергетических проектов.

ТАПИ: Строительство газопровода ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия) мощностью в 33 млрд м3/год является хоть и важным, но довольно туманным в реализации. Общая протяженность – 1814 км, в частности по Туркменистану – 214 км, по Афганистану – 774 км, Пакистану – 826 км. На данный момент туркменская часть вроде как завершена, в Афганистане ведутся строительные работы, а вот в Пакистане и Индии строительство еще не начинали. Учитывая исключительно сложные отношения Дели и Исламабада, проект может и не состоятся, а вместе с ним и планы выхода Туркменистана на газовые рынки Южной Азии. Кроме того, позиция талибов в Афганистане также неизвестна.

Центральная Азия – Китай: Строительство четвертой нитки (D) газопровода в Китай. Линия D будет проложена от границы Туркменистана по территории Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Ее протяженность составляет около 1000 км, пропускная способность — 30 млрд м3 газа в год, что даст возможность увеличить поставки из Туркменистана до 65 млрд м3 в год. Сейчас же три нитки (A, B, C) газопровода «Центральная Азия – Китай» (через Казахстан) работает на мощности 33–35 млрд м3.

Новый проект довольно сложный: маршрут пролегает через горные районы Таджикистана. В настоящее время на трассе газопровода в Алайских горах завершилось строительство первого объекта – тоннеля протяженностью 1,56 км. В этом году планируется начать строительство еще четырех тоннелей. В рамках проекта на территории Таджикистана предусмотрено строительство 42 горных тоннелей общей протяженностью 63,3 км и другой инфраструктуры. Строительство таджикского участка четвертой нитки газопровода «Центральная Азия – Китай» планируют завершить в 2024 году.

Протяженность газопровода по территории Кыргызстана составляет примерно 215 км. И здесь на трассе трубопровода имеется множество природных препятствий. В частности, потребуется осуществить 13 переходов через средние и крупные реки. К настоящему времени завершена работа по отводу земельных участков вдоль трассы газопровода. Стоимость – $6,7 млрд.

Отметим, что в 2018 г. в Китай было прокачано 34 млрд м3 туркменского газа, но по данным российского издания «Нефть и Капитал», свыше 15 млрд м3 из них — доля CNPC. Китайцы на условиях СРП добывают углеводороды на Правобережье реки Амударья и до сих пор окупают инвестиции более чем в $4 млрд, не делясь доходами с Ашхабадом. На долю госконцерна «Туркменгаз» в последние годы приходится менее 20 млрд м3, которые, по данным СМИ, продаются по $165 за 1000 м3. Это приносит примерно $3,3 млрд в год.

Транскаспийский газопровод: Ключевой проект, который может позволить вернутся на премиальные рынки Европы с ежегодным объемом поставок в 30 млрд м3. Проект газопровода предусматривает транспортировку природного газа из Туркменистана (Туркменбаши) через Азербайджан (Баку) в Грузию и Турцию и далее в страны — члены ЕС. Еще два года назад, когда НефтеРынок был на форуме Энергетической Хартии в Ашхабаде, данный проект считался малореальным, поскольку не было закрепленного статуса Каспийского моря. Тем не менее чуть больше года назад, а именно 12 августа 2018 года в городе Актау (Казахстан) была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Важно отметить, что если раньше считалось, что для строительства газопровода требуется согласие всех стран Каспийского региона (в том числе РФ и Ирана), то сейчас считается, что лишь тех стран, которые принимают участие в проекте. Как минимум, так считают в Баку и Ашхабаде. В рамках ПКЭФ стало известно, что построить Транскаспийский газопровод готов консорциум в составе европейских компаний Edison Technologies GmbH, MMEC Mannesmann GmbH, Air Liquide Global E&C Solutions совместно с китайской SINOPEC Engineering Group. В частности, консорциум готов проложить по дну Каспия трубопровод длиной 300 км, пробурить «под ключ» необходимое количество газовых скважин, спроектировать и построить газоочистительные заводы и компрессорные станции, а также соорудить необходимую инфраструктуру. Стоимость проекта, как указано в открытых источниках, около $5 млрд.

Непосредственно на форуме три страны выразили обеспокоенность в отношении данного проекта, а именно: Россия, Иран и – внимание – Болгария. Да, именно премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что хоть Болгария и заинтересована покупать газ у Туркменистана, но строительство газопровода сомнительно ввиду экологических причин. Почему экология Каспийского моря вызвала обеспокоенность европейского лидера, остается только догадываться. Впрочем, в кулуарах сложно было услышать иное мнение, под кого была спета болгарская песня. Делегаты, конечно, могли ошибаться, и Борисов просто мыслит не национальными или региональными, но глобальными категориями.

Надежду на реализацию данного проекта подкрепляет участие китайской SINOPEC. В Пекине явно бы не одобрили участие китайских компаний в проекте, который не соответствует экономическим, политическим и – если хотите – геополитическим интересам КНР. А учитывая, что Китай имеет рычаги давления как на РФ, так и на Иран, то вполне ожидаемо, что в Москве и Тегеране пересмотрят свои «экологические» инициативы.

Центральная Азия – Центр: ПАО «Газпром» 1 июля заключил контракт на закупку природного газа у госконцерна «Туркменгаз» сроком на пять лет ― по 30 июня 2024 года. В соответствии с контрактом, объем поставок газа из Туркменистана в портфель «Газпрома» составит до 5,5 млрд м3 в год. Правда, стоит отметить, что, по данным НефтеРынка, цена 1 тыс. м3 весьма мала. Не будем раскрывать коммерческих подробностей, но отметим, что продавать мало и дешево лучше, чем не продавать вовсе. А доходы от продажи газа являются бюджетообразующими в стране.

 

ПКЭФ: нефть

Туркменистан — это великая газовая держава, но запасы нефти, как минимум добываемые, не так уж и велики, если сравнивать с другими государствами региона. Официальной статистики очень мало. Издание «Нефть и Капитал» указывает, что добыча нефти, которой занимается госконцерн «Туркменнефть», упала с 6,7 млн т в 2008 г. до 4 млн в 2018 г. Безусловно, в стране ведутся активные поисковые работы, по итогу разведочного бурения в основном находят газовые и газоконденсатные залежи. В Туркменистане, как и в Украине, месторождения на суше в основном являются «браунфилдами» с полувековой историей. Их около 30 на разных стадиях разработки. Активная добыча нефти в стране ведется с 1950-х гг., но к 2019 году они довольно сильно истощились.

Как и в Украине, они делают ставку на интенсификацию на старом фонде скважин, а также внедряют новые подходы к бурению. Так, бывший председатель госконцерна «Туркменнефть» Довлетдурды Хаджиев, которого НефтеРынок знает с 2017 года, отмечал, что в компании рассчитывают на глубокое и сверхглубокое бурение. У них есть 10 тяжелых китайских станков XJ-450, которые передал в пользование лично Уважаемый президент. Известно, что на месторождениях Узынада (на которое делали ставку) и Акпатлавук были пробурены сверхглубокие скважины, одна из которых была запроектирована на глубину 7150 метров. СМИ сообщают, что данная скважина дала притоки газоконденсата. Но следующие открытия, сделанные на глубине более 7000 м в мае 2019 г., тоже выявили лишь газ и конденсат. В стране продолжают поиск нефтяных месторождений, но все больше смотрят в сторону офшорной добычи.

По словам представителей «Туркменгеологии», у которых на ПКЭФ был красивейший стенд, все работы в основном проводят собственными силами. Но там, где есть узкие направления, привлекают сервисные компании. Одной из таких компаний является сингапурская YNG (Югнефтегаз) с украинскими, вы не поверите – одесскими корнями. Компания уже довольно давно работает в Туркменистане, и о ней очень хорошо отзываются. На вопрос журналиста НефтеРынка, не хотят ли вернутся домой и работать во славу программы 2020, ответили, что, мол, нет, и так работы хватает. Мир большой. У них свой флот для проведения 2D/3D сейсмики, а когда есть необходимость привлекать буровые для бурения/ремонтов, то привлекают оборудование «Туркменнефти».

Важно подчеркнуть, что кроме госконцернов, в стране работают и другие компании. На суше есть СП «Туркменнефти» и австрийской «Mitro International Limited», которые работают на месторождении Восточный Челекен. Консорциум носит имя «Хазар».

Но основная часть частных компаний сосредоточилась на добыче углеводородов в Каспийском море. К освоению туркменской части шельфа Каспийского моря привлечены такие компании, как Petronas, Dragon Oil, Buried Hill, RWE Dea AG, ARETI (ИТЕРА) и Eni. В частности, руководителя Международной группы компаний ARETI Игоря Макарова 30 августа 2019 года назначили специалистом-экспертом при советнике президента Туркменистана по нефтегазовым вопросам Ягшигельды Какаеве. Уважаемый президент одобрил. Напомним, что учрежденная Макаровым в 1992 году в России компания «Итера» (ныне ARETI) стала крупным игроком на международном газовом рынке. В том числе компания закупала большие объемы туркменского природного газа и реализовывала его в Украине и других странах.

Известно, что весь добываемый газ у частников в обязательном порядке выкупает «Туркменгаз», а вот нефть могут сами реализовывать, что, впрочем, и делают. 

 

ПКЭФ: Нефте/газопродукты

 

Что-что, но в Туркменистане есть суперсовременный нефтеперерабатывающий и газоперерабатывающий комплекс. Мы воочию увидели Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов. Хотя отметим, что, к сожалению, попасть внутрь не получилось. Программа конференции, с одной стороны, была довольно плотной, а с другой, любое передвижение осуществлялось централизованным способом. Учитывая, что мы жили не в Туркменбаши, а в отдельной туристической зоне «Аваза», которая является «Ривьерой» Центральной Азии, то вопрос логистики был фактически ключевым барьером в осуществлении давней мечты – попасть на ТКНПЗ.

Завод выпускает десятки видов нефтепродуктов, востребованных в стране и за рубежом. Это бензины марок А-80, А-92 и А-95, гидроочищенное ДТ, легкий газойль, мазут, топливо для реактивных двигателей марки ТС-1, LPG, битумы дорожные и строительные, кокс нефтяной, сера техническая и т.д. Мощности ТКНПЗ по переработке составляют около 10 млн. т/г., а штат комплекса состоит из более чем 400 специалистов.

НефтеРынок приехал, конечно, с высокой идеей узнать о возможности наращивания поставок, которые могут частично заменить российские объемы, как минимум в сезон с мая по октябрь. Импорт Туркменбашинского ДТ в Украину в 2018 году составил 183,4 тыс. т (2,9 % баланса рынка). А в первой половине 2019 года – всего 25 тыс. т. Много факторов влияют на падение отгрузок с Туркменистана в Украину, но все же важно отметить, что конъюнктура в Украине сейчас более чем способствующая увеличению поставок из Туркменистана. Единственная существенная проблема – логистика. Чтобы попасть в Украину, танкеру необходимо пройти Волго-Донской канал, который, во-первых, замерзает, во-вторых, является коррупционной Меккой для астраханских чиновников. Есть еще один маршрут, который можно и нужно проработать: Туркменбаши – Баку – Батуми – украинские порты. Но данный путь сейчас выглядит малореальным, поскольку цена ресурса из-за логистики вырастит в разы и сделает его неконкурентоспособным. С другой стороны, в украинском посольстве в Туркменистане утверждают, что при должной политической поддержке проблему можно решить с экономически выгодным исходом.

Гордостью Туркменистана является новый и на данный момент единственный в мире завод по производству бензина из природного газа. Завод в Овадандепе (недалеко от Ашхабада) рассчитан на ежегодный выпуск 600 тыс. т бензина марки ECO-93, а также 115 тыс. т сжиженного газа и 12 тыс. т дизтоплива (причем LPG и ДТ – побочные продукты производства). Стоимость 1 литра топлива ECO-93 составляет 2 маната. Это несколько дороже по сравнению с другими видами топлива, реализуемыми в стране: А-95 (1,5), А-92 (1,35) и ДТ (1,35). Напомним, что официальный курс к доллару составляет 3,5 маната. В основном все ездят на А-95.

Представители завода хотели даже пару ведер газобензина принести на выставку при конференции, но служба охраны не разрешила из соображений безопасности уважаемых делегатов. 

Тем не менее производители акцентируют на экологичности топлива. При использовании бензина марки EСO-93 уменьшаются вредные выбросы оксида серы в 50 раз, оксида азота – в 5 раз, оксида углерода – в 2 раза, углеводорода — до 20%. При регулярной заправке бензином ECO-93 в двигателе меньше образуется нагара, что вдвое увеличивает срок его службы. В общем, РФ, Ирану и Болгарии стоит задуматься о покупке данного экологического моторного топлива.

 

ПКЭФ: там русский дух

Отметим, что россиян было не просто много, их было подавляюще много, что может свидетельствовать об активной кампании по экономической экспансии РФ в Туркменистан. Прилетел даже премьер-министр Д. Медведев, прихватив с собой самолет с 50-тью журналистами. А еще делегации из областей, в частности был президент Татарстана Рустам Минниханов, в.и.о. губернатора Астраханской области Игорь Бабушкин, а также самые разнообразные внешэкономторги, Каспийские флотилии ВМС РФ, производители КАМАЗОВ/ГАЗОВ, унитазов, валенок (да, там были производители валенок) и, конечно же, гордости российского автопрома – автомобиля Aurus Senat.

Не знаем, на что рассчитывали русские, когда его привозили, ведь выглядело немного цинично. С одной стороны, они выкупают по очень дешевой цене газ, то есть не дают заработать, а с другой, пытаются продать дорогие автомобили.

Вроде форум касался только держав Каспийского региона, но там были и компании из Южной Кореи, Казахстана, Узбекистана, Китая, Германии и многих других стран. Украинского стенда не было (без учета нефтесервисной YNG). В душе щемила грусть. Где наши КРАЗы, Богданы, машиностроение, где наши соколики – аграрные предприятия. Никого не было. Если нас и было человек 20 – то хорошо. Из них – 4-ре журналиста, которые не совершат сделок купли-продажи во славу украино-туркменских торговых отношений. В общем, возвращаясь домой, было впечатление, что мы явно со своей стороны недорабатываем.

 

Что важно еще знать

Чтобы сформировать образ туркмен – читайте Махтумкули Фраги, Кемине (Мамедвели), Сеиди, из современных классиков, в частности Амана Кекилова. Обещаем, что вам станет ясно, какой народ перед вами.

Нужно отметить, что в Туркменистане довольно жесткие внутренние правила: пить и курить, и не дай Господи делать это в публичных местах, – запрещено. Будет штраф. Выехать на грязной машине – фактически запрещено. К автомобилям там относятся, как к ахалтекинским лошадям – с уважением. Вопреки тиражируемому в СМИ правилу «Разрешено только белые машины», наш корреспондент такого не заметил. Да, белых машин очень много, но и другие цвета мелькают довольно часто. Это скорее вопрос практичности в условиях жаркого климата.

Каждый год, как говорят туркмены, лето становится все жарче. Возможно, это изменения климата, а возможно, туркмены просто привыкли к кондиционерам. В былые времена кондиционер заменял горячий чай, ведь, выпив его, горячий ветер становился холодным.

Кухня туркменская – это весьма и весьма вкусно. Особенно супы и все, что связано с рисом и мясом. Еще пару советов. Если во время трапезы подали рис после других блюд, знайте, это намек на то, что гостю пора уйти. Будьте внимательны к деталям.

В общем, Туркменистан имеет некое притягательное свойство. Он закрыт для мира, а поэтому таинственен. А где тайна – там всегда интерес. Мы уверены, что сможем покупать в республике больше дизеля, а взамен продавать продукты питания и украинские ПРК «Нептун» и другие крылатые ракеты, чтобы страна была защищена. У нас, как и в Туркменистане, был нейтральный статус, и для нас это плохо закончилось. Надеемся, что в этой стране такого не будет, но надо быть готовыми. Говоря словами классика Фраги: «Мудрый совет помогает везде. Другу достойный поможет в беде».