Евгений Скрыбка

Согласно отчету американского Института топлива под названием «Tomorrow’s Vehicles», рыночная доля транспортных средств малой грузоподъемности, работающих на бензине, может снизиться с 93,2% в 2012 году до 82,6% в 2023-м, то есть приблизительно на 10% за 10 лет. Схожие прогнозы делает американская Энергетическая информационная администрация (EIA), в которой считают, что доля потребления бензина снизится на 24% к 2040 году.
В ближайшей перспективе наиболее заметное изменение спроса обеспечат дизельные двигатели и автомобили с гибким выбором топлива, которые могут использовать смеси бензина с этанолом в разных пропорциях. Институт топлива прогнозирует, что доля дизельных автомобилей в США может увеличиться с 2% до 7,2% рынка к 2023 году. В EIA ожидают рост спроса на ДТ в ближайшие 10 лет на 26%. Хотя количество авто с гибким выбором топлива за ближайшие 10 лет может удвоиться и к 2023 году достичь 9,3% рынка, спрос на бензин должен измениться минимально. Так, EIA прогнозирует рост продаж смеси E85 (бензин с содержанием 85% этанола) примерно до 3,4 млрд галлонов к 2040 году, что составит лишь 3% от прогнозируемого рынка бензинов.
Дизельное топливо и смесь бензина с этанолом E85 – продукты, которые по своим характеристикам весьма похожи на бензин, поэтому логично, что они могут оттянуть на себя часть его рыночной доли. С более радикальной альтернативой бензиновым двигателям – электрическими двигателями и топливными элементами – дела обстоят для потребителя сложнее. Чтобы решиться на покупку электрокара или автомобиля на топливном элементе, топливом для которого является водород, потребители будут оценивать степень распространенности заправочной инфраструктуры для таких машин.
Кроме того, решающим фактором, определяющим решение покупателя в пользу какой-либо альтернативы, почти всегда является стоимость самого автомобиля и топлива для него. В то же время, согласно данным Института топлива, большинство потребителей подчеркивают, что выбирают место для заправки в первую очередь по цене и готовы терпеть неудобства, если это позволит сэкономить деньги на заправке. Потому если ездить на альтернативном топливе будет выгоднее, чем на бензине, спрос на него будет расти быстрее. До тех же пор, пока производители автомобилей в тандеме с топливными компаниями не обеспечат эти два важных условия – доступную цену на авто и на топливо для него – ожидать революции на топливном рынке не приходится. Впрочем, все может измениться за несколько лет. Мы сейчас наблюдаем, как прорыв в технологии гидроразрыва пласта перекраивает американский рынок традиционных углеводородов. То же самое может произойти и в других сферах.
Природный газ как моторное топливо, который приобрел популярность в некоторых азиатских странах, в США ее не имеет. Хотя СПГ продается в рознице приблизительно вдвое дешевле, чем бензин, переоборудование автомобиля для работы на СПГ может стоить в США $6000 или более, что является большим препятствием для потребителей. Эксперты прогнозируют медленный роста потребления СПГ легковыми автомобилями в течение ближайших 10 лет, ожидая, что доля газовых авто в 2023 году не превысит 0,5% от их общего количества. Однако рост может ускориться в последующие годы, если на рынке сложится благоприятная для этого конъюнктура.
В качестве долгосрочных альтернатив рассматриваются электрокары и водородные автомобили. Стоимость электрокаров постепенно, по мере появления бюджетных моделей, становится все более доступной. Кроме того, расходы на зарядку электромобилей ниже, чем расходы на покупку нефтяного топлива. Тем не менее значительного роста доли рынка электромобилей не прогнозируется (по данным EIA, менее 1,5% к 2040 году). Основным сдерживающим фактором является медленное пополнение заряда батареи. Значительного прорыва в технологии изготовления батарей тоже не наблюдается, поэтому пока нефтяные компании могут не бояться потерять рынок сбыта.
Зато в развитие транспортных средств на топливных элементах автопроизводители в последнее время вкладывают значительное количество денег, а значит, считают применение водорода в транспортной сфере хорошей альтернативой электричеству. Себестоимость автомобилей на водороде снижается, как и затраты на производство самого водорода, и эта тенденция, скорее всего, продолжится. Процесс создания инфраструктуры для заправки автомобилей водородом в США координируется Министерством энергетики США, которое намерено создать рынок топливного водорода. Однако это требует затрат и времени. Пока слишком рано говорить об отношении к водороду как к моторному топливу со стороны потребителей, но предпринимаемые усилия позволяют говорить о водороде как о перспективном топливе в долгосрочной перспективе. Если в 2012 году в США было зарегистрировано 500 водородных автомобилей, то к 2023-му эксперты ожидают увеличения в 100 раз, до 50 тыс. или до 70 тыс. по самому оптимистическому сценарию. Но даже в этом случае доля таких автомобилей составит около 0,02% от всего рынка.