Дмитрий Сидоров










После подписания Соглашения об ассоциации Украины и ЕС Кабинет министров Украины разработал и утвердил решением от 17 сентября 2014 года № 847-р План мероприятий по имплементации данного соглашения. Непосредственно рынка нефтепродуктов в этом плане касается выполнение ст. 338 соглашения, которой предусмотрена имплементация энергетических стратегий и политик, создание эффективных механизмов решения потенциальных кризисных ситуаций в энергетике. Для внедрения практики европейской энергетической политики важное значение имеют Директивы 98/93/ЕС и 2009/119/ЕС, которые обязывают страны-члены ЕС поддерживать минимальные резервы сырой нефти и/или нефтепродуктов. Этих резервов должно хватать на самостоятельное обеспечение национальной экономики в течение 90 дней. Также Украина взяла на себя подобные обязательства, подписав и ратифицировав Договор об основании Энергетического сообщества и Протокол о присоединении к вышеуказанному договору.



Поэтому, стремясь воплотить европейские энергетические стандарты, КМУ своим решением обязал Минэнергоугля, Минэкономразвития, Минфин, НАК «Нафтогаз Украины», а также другие центральные органы исполнительной власти разработать законопроект «О минимальных запасах нефти и нефтепродуктов» до июля 2015 года. Партнером со стороны ЕС для разработки этого документа должен выступить генеральный директорат Еврокомиссии «Энергетика». Также с инициативами подоспел профильный парламентский комитет, который 24 сентября предложил КМУ подготовить законопроект о резерве нефтепродуктов на 90 дней.



Дорогоуказатель

Следует напомнить, что на сегодняшний день действует принятая 8 декабря 2008 года Концепция создания в Украине минимальных запасов нефти и нефтепродуктов на период до 2020 года. В этом во многом декларативном, но целеуказательном документе отмечено, что в случае приостановления импортных поставок страна может удовлетворить внутренний спрос за счет собственной добычи и существующих резервов не более чем на 10 дней. Также Концепция рассматривает несколько вариантов создания такого резерва: первый – правительственный, то есть исключительно за счет государственного бюджета; второй – что резерв будет сформирован участниками рынка (НПЗ, импортеры и нефтетрейдеры); третий – объединенные запасы как государства, так и бизнеса (в документе отмечается, что такая модель уже успешно применяется в 16 странах ЕС). Эти минимальные запасы должны были бы планомерно создаваться на протяжении 11 лет (с 2009 по 2020 гг.), состоять из государственных и частных резервов и быть отделены от других целевых запасов. Соотношение нефти к нефтепродуктам должно составлять 60% и 40% соответственно. Концепцией также были очерчены возможные мощности для хранения – ориентировочно 4,3 млн т и всего 2-2,3 млн т пригодных для использования. В итоге планировалось к 2020 году накопить 2,28 млн т нефти (в том числе 0,57 млн т собственной добычи) и 1,29 млн т нефтепродуктов (0,59 млн т бензина, 0,54 млн т дизельного топлива и 0,16 млн т мазута). Только на закупку энергоносителей планировалось истратить в целом около 22 млрд грн (в ценах и по курсу доллара по состоянию на 01.11.2009 г.!). Увы, грамотно выписанные директивы не соблюдаются.



История вопроса

Создать минимальные запасы нефти и нефтепродуктов для защиты страны в ситуации прекращения поставок импортного топлива и сырой нефти, а также от ценовых скачков на рынке пыталось чуть ли не каждое правительство Украины. Так, еще в марте 2007 года (премьер-министром Украины тогда был Виктор Янукович) было заключено соглашение о закупке и переработке нефти для создания государственного стабилизационного запаса нефтепродуктов между ОАО «Укртранснафта» и компанией ТНК-ВР. Главной целью этого запаса была возможность выброса на рынок дополнительных объемов топлива в случаях ценовых скачков. Сделка была подписана на закупку и переработку на Лисичанском НПЗ 1,2 млн т нефти. Для достижения этой цели тогда требовалось $140 млн краткосрочных кредитов и $200 млн сроком на 7 лет. О результатах этой сделки известно только, что по состоянию на 4 мая 2007 года были переработаны лишь 100 тыс. т нефти и получено 85 тыс. т нефтепродуктов.



В 2009 году, при премьерстве Юлии Тимошенко, когда министром топлива и энергетики был сегодняшний министр Юрий Продан, была принята вышеупомянутая концепция. В 2011 году при руководстве Николая Азарова звучали активные намерения воплотить эту Концепцию и накопить за 2011 год 0,323 млн т нефтепродуктов.



В 2012 году страны-члены Договора об основании Энергетического сообщества (в том числе и Украина) приняли решение о внедрении Директивы 2009/119/ЕС. Также в октябре того года начались поставки дизтоплива повышенного качества для хранения на балансе Государственного агентства резерва. Планировалось, что до конца 2012 года на хранение в общем поступит 28,6 тыс. т ДТ. Но несмотря на такое количество инициатив фактически все попытки создать необходимый резерв натолкнулись на проблему нехватки финансовых средств и непостоянство государственной политики.



Технологическая возможность

К желанию правительства Яценюка выполнить требования Соглашения об ассоциации с ЕС подоспела возможность создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов из технологической нефти, выкачанной из нефтепроводной системы Украины.



Как известно, под предлогом защиты от сепаратистов и дальнейшей бесполезности нахождения некоторой технологической нефти в нефтепроводах в мае этого года без разрешения правительства ПАО «Укртранснафта» выкачало некоторые объемы. Так, по состоянию на 28 мая было выкачано 606 тыс. т технологической нефти из трубопроводов в собственные хранилища (238 тыс. т), а также в резервуары Кременчугского, Дрогобычского и Надворнянского НПЗ (368 тыс. т). Сразу же возник конфликт интересов вокруг выкачанной нефти, остроту которого можно объяснить сегодняшней рыночной стоимостью 606 тыс. т сорта Urals – около $470 млн. Этот конфликт окончательно не решен до сих пор.



Лоббисты группы «Приват» активно настаивают на том, что вытесненную нефть нужно срочно переработать на мощностях Кременчугского НПЗ. По факту это единственный НПЗ в Украине, но также нужно учесть и то, что технологическая нефть нужна для нефтепроводов, ведущих к Лисичанскому НПЗ. Главными лоббистами переработки в Кременчуге среди госчиновников является заместитель министра энергетики Игорь Диденко и глава «Укртранснафты» Александр Лазорко, которые предлагают разные проекты решений КМУ. Впрочем, оспорить идею «приватовцев» находятся смельчаки в Кабмине и НАК «Нафтогаз Украины», и даже встречаются не менее авантюрные предложения. Так, замглавы правления НАКа Александр Тодийчук предлагает на базе этой нефти создать стратегические запасы нефти и нефтепродуктов. А структура НАКа – ООО «Нафтогазстройинформатика» – еще ранее разработала законопроект «О минимальных запасах нефти и нефтепродуктов». По этому проекту предлагалось создать такие запасы за 10 лет, стоимость таких работ оценена на уровне 25-26 млрд грн, а также предусмотрено введение специального сбора с реализации нефтепродуктов, который должен был покрыть расходы.



Где хранить?

Одним из важнейших вопросов при создании запасов является вопрос наличия мощностей для хранения. В Украине эти возможности представлены резервуарами НПЗ – в совокупности для нефти есть объемы около 993 тыс. м3 и для нефтепродуктов – 1 194 тыс. м3. Но это только теоретические цифры, от них надо откинуть те мощности, которые необходимы НПЗ для операционной деятельности, для хранения своих запасов на случай планового ремонта и те, которые попросту уже непригодны. Также еще есть резервуары «Укртранснафты», которая имеет 11 резервуарных парков общей емкостью 1 085 тыс. м3, в том числе резервуары приднепровских магистральных нефтепроводов и нефтепровода «Дружбы». Еще есть нефтебазы на балансе Минобороны, также свои емкости имеет Государственное агентство резерва Украины, которое в письме к НАКу указало, что имеет возможность хранить всего лишь 38 тыс. т автомобильного бензина, а также может уместить дизель и реактивное топливо.



Соль земли

Очень интересная возможность для хранения топлива представлена подземными резервуарами на месте бывшей разработки соляных шахт. Так, сегодня в Украине есть три таких хранилища для нефтепродуктов общей емкостью около 1 млн м3, а именно два в Полтавской области (возле г. Лубны и Миргород) и одно в Закарпатской области (возле пгт. Солотвино).

По мнению сотрудника ГП «Науканафтогаз» Анатолия Дроздова, Украина имеет большие возможности для создания новых подземных хранилищ, поскольку территории соляных бассейнов во многом совпадают с нефтегазоносными областями Украины, а места выработки соли – с объектами инфраструктуры нефтерынка.