Дмитрий Сидоров




Яблоко раздора — лот №2

История началась с того, что 19 февраля этого года ПАО «Николаевоблэнерго» (70% акций принадлежат государству, 13% — ПАО «Херсоноблэнерго», остальные акции — миноритариям) сообщило о проведении процедуры закупки нефтепродуктов путем открытых торгов. Все топливо, в котором нуждались энергетики, было разделено на 7 лотов. Остановимся на лоте №2, так как именно вокруг него и вспыхнули страсти. Этот лот вмещал в себя 100 тыс. л топлива: 45 тыс. л бензина А-92, 25 тыс. л А-95 и 30 тыс. л дизельного топлива. Приобретенное горючее должно было отпускаться транспорту «Николаевоблэнерго» на АЗС победителя по талонам. Важно также отметить, что за этим лотом было четко закреплено отделение компании по адресу: г. Николаев, ул. Скороходова, 205. Кроме того, в условиях тендера был указан «географический критерий»: АЗС компании-победителя должна быть размещена в радиусе 2 км от отделения (филиала) облэнерго по улице Скороходова.



За этот лот решили побороться несколько компаний. В частности, «Азимут-Юг», который входит в орбиту николаевского оператора «Кворум-Нафта». По данным протокола раскрытия предложений конкурсных торгов, которым располагает НефтеРынок, общая стоимость лота этой компании составляла 1,969 млн грн (включая НДС). В свою очередь Николаевское областное коммунальное предприятие «Облпаливо» (учредителем является Главное управление экономики областной госадминистрации) предложило этот же лот за 1,972 млн грн. В схватке также принял участие оператор национального масштаба «ВОГ Ритейл», который оценил свои поставки в размере 2,216 млн грн. Но самым интересным (и, как выяснилось, самым спорным) оказалось предложение ТД «Маркет-плюс» (вместе с компанией «Бруком» представляет интересы «Закарпатнефтепродукт-Мукачево», владеющего сетью АЗС «Маркет», которая в Николаевской области насчитывает 17 станций). Компания бралась осуществить все поставки топлива за 2 млн грн. Оператор «Блэк Си Петрол» из Овидиополя (Одесская область, подразделение сети АЗС «Катран») предложил самую низкую стоимость лота — 1,888 млн грн. Для понимания цены вопроса отметим, что, по данным консалтинговой компании UPECO, рыночная стоимость лота в день раскрытия предложений (20 марта) составляла около 1,9 млн грн (для расчетов использованы цены на бензины и ДТ в мелком опте региона, так как объемы лота удовлетворяют именно этому сегменту рынка).

Казалось бы, ценовой критерий является вполне четким и достаточным, по нему можно без тени сомнения определить победителя тендера — «Блэк Си Петрол». Но не в этом случае.



Электрики зашли в «Маркет»

Первым, кто решил не согласиться с результатами тендера, был партнер «Брукома» — ТД «Маркет-плюс». Вполне резонно компания решила пойти законным и прозрачным путем: оператор выразил все свои претензии в открытой жалобе в адрес Администрации президента, Кабмина, Министерства энергетики и угольной промышленности, НКРЭ, Николаевской ОГА и, самое главное, Антимонопольного комитета. В жалобе на имя административной коллегии АМКУ юристы «Маркета» указали, что по закону «Об осуществлении государственных закупок» протокол раскрытия предложений составляется в день раскрытия и присылается каждому из участников торгов в течение одного рабочего дня с момента получения соответствующего запроса. Запрос от «Маркета» поступил еще 19 марта, а надлежащий пакет документов компания получила лишь 7 апреля (более чем две недели, вместо одного дня!). Полученные документы вызвали ряд вопросов, на которые не было дано вразумительного ответа, а только устные угрозы. Такое поведение представителей «Николаевоблэнерго» навело трейдера на мысль о том, что эти две недели потребовались «электрикам» для переделывания тендерной документации. В итоге «Маркету» ничего не оставалось, кроме как обратиться с соответствующей жалобой в АМКУ.



Помимо сроков доставки протокола вызвали вопросы и ценовые предложения других участников торгов, которые, по мнению ТД «Маркет-плюс», были гораздо ниже на тех лотах, в которых он принимал участие, по сравнению с теми, где его не было. Еще одним подозрительным фактом стало исчезновение из состава конкурсного комитета двух его членов (директора по социальным вопросам и техническому обеспечению подготовки производства Ганусовского В. В. и главы комитета Старых А. И.) во время подписания протокола о предложениях. К тому же среди технических требований в документации конкурсных торгов четко был прописан вышеупомянутый «географический критерий». В своей жалобе «закарпатцы» указали, что этот критерий был грубо нарушен, так как АЗС победившего «Блэк Си Петрола» расположена на расстоянии более 2 км от филиала облэнерго — в районе Николаева Варваровка, в то время как заправка под брендом «Маркет» находится на расстоянии 500–600 м от потребителя и в любом случае попадает под «географический критерий». НефтеРынку не составило труда проверить это утверждение на онлайн-карте Николаева. Действительно район Варваровка отделен от остальной части города рекой Южный Буг, а расстояние от моста через реку до филиала облэнерго по прямой составляет минимум 5,8 км.



На основании обнаруженных нарушений ТД «Маркет-плюс» обратился в АМКУ с просьбой приостановить процедуру закупки на время рассмотрения жалобы, а в дальнейшем отменить результаты этого тендера. Отметим, что эту жалобу в АМКУ приняли не сразу, а только после того, как был уплачен обязательный взнос в размере 5 тыс. грн.



В отличие от топливной компании, которая защищает свои интересы в правовом поле, николаевская энергетическая госкомпания решила пойти по другому пути. Через несколько дней после подачи жалобы «Николаевоблэнерго» внезапно и одновременно начало проверки всех объектов «Брукома». Кроме того, что электрики с особым рвением выискивали нарушения, по словам менеджера «Маркета», они еще и подделывали акты об их недопуске на АЗС. Несмотря на то, что компания старалась устранить все выявленные нарушения, инспекторы приходили с повторными проверками, а также проводили работы в непосредственной близости к АЗС, в связи с чем отключали электроснабжение станций. Более того, они смело угрожали закрыть все АЗС предприятия. Отметим, что на сегодняшний день им удалось остановить работу пока только одной станции. Юристы «Маркета» сообщили, что это решение будет оспорено в судебном порядке.



Почую кожного

Следуя принципу «нужно дать высказаться всем участникам конфликта», НефтеРынок обратился за комментариями к руководителю сети АЗС «Катран» Михаилу Сарычеву, который заверил, что подозревать «Блэк Си Петрол» не в чем. «Во-первых, компания выиграла всего один из семи лотов. Во-вторых, этот случай не является эксклюзивным, так как компания принимает участие во многих тендерах по Николаевской области», — сказал он. Кроме того, топ-менеджер опроверг все домыслы насчет близких отношений с руководством «Николаевоблэнерго» и возможности их сговора.



В свою очередь представитель «Нико­лаев­обл­энер­го» считает, что обвинения «Маркета» построены на эмоциях и нужно дождаться окончательной оценки АМКУ (отметим, что заседание по этому вопросу назначено на 18 мая, следовательно, электрики смогут еще достаточно долго «проверять» заправки «Маркета»). На вопрос об АЗС «Блэк Си Петрола» менеджер облэнерго ответил, что лично ее видел, но не знает точно, кому она принадлежит. В частности, он допускает, что станция может быть использована овидиопольским трейдером по договору с третьим лицом. Кадровые изменения в составе конкурсного комитета в «Николаевоблэнерго» связали с недавней сменой высшего руководства компании. Однако, невзирая на некоторые объяснения со стороны энергетиков, часть вопросов осталась нераскрытой. Например, почему был использован критерий именно в 2 км, а не больше? Почему они сами же и нарушили это требование? Зачем нужны были проверки сети «Маркет» после жалобы последнего? Стоило ли менять состав конкурсного комитета во время тендера? Чем обусловлена задержка в более чем две недели с предоставлением тендерной документации?



Можно предположить, что результатом решения по жалобе «Маркета» в АМКУ станет пересмотр результатов этого тендера. Будем надеяться, что сотрудники антимонопольного ведомства дадут надлежащую оценку законности действий конкурсного комитета и менеджмента «Николаев­обл­энерго».
Схожі публікаціЇ