Признаться, НефтеРынок долго добирался в главный офис «Укрспецтрансгаза» в Долину (Ивано-Франковская область). Но давно назревшая командировка сломала стереотип о плачевном состоянии инфраструктуры госсектора. «Укрспецтрансгаз» — главный хранитель мощностей по перевозке сжиженных газов в Украине и ближнем зарубежье. Госпредприятие (100% принадлежит НАК «Нафтогаз Украины»), в отличие от других НАКовских «дочек», работает как швейцарские часы: на территории, несмотря на грязную работу — подготовку к эксплуатации ж/д цистерн, — царят чистота и порядок, к которым располагает один из чистейших в экологическом отношении прикарпатский регион. Почти любой цех удивит новым, 2012–2016 годов выпуска, европейским оборудованием. О том, что руководство здесь умеет считать деньги, пускай и государственные, говорит маленькая деталь, которую может пропустить обыватель: двухтопливная котельная, в зависимости от конъюнктуры способная использовать метан или пропан-бутан. Тарас Вовкив — третий руководитель за всю 52-хлетнюю историю предприятия. Встречает радушно и с вопросами: куда повернет вектор рынка СУГ, от которого напрямую зависит работа «Укрспецтрансгаза»?

НефтеРынок: Несколько лет подряд украинский рынок сжиженного газа растет. Как отразились эти изменения на вашем предприятии?

Тарас Вовкив: Рост рынка сжиженного газа Украины в течение последних пяти лет сопровождается резким снижением собственного производства СУГ и наращиванием импорта. Причиной этого стали остановки крупнейшего нефтеперерабатывающего предприятия — Лисичанского НПЗ, ООО «Карпатнефтехим» (ЗАО «ЛУКОР»), а также снижение объемов переработки на Кременчугском НПЗ и ГПЗ «Укрнафты» и «Укргаздобычи» из-за нехватки сырья. Кроме того, постоянное необоснованное повышение железнодорожных тарифов привело к переориентации грузопотоков СУГ на автомобильный транспорт. Также произошло резкое снижение объемов транзитных перевозок по территории Украины из России и Казахстана из-за аннексии Крыма и боевых действий в Донбассе. Все это негативно отразилось на деятельности «Укрспецтрансгаза» в виде потерь объемов перевозок.

НР: В 2016 году Украина и Россия в очередной раз обменялись санкциями. Как это отразилось на «Укрспецтрансгазе»?

Т. В.: Не раскрою большого секрета — политика оказала существенное влияние на работу предприятия. Отрицательная сторона — мы окончательно потеряли объемы перевозок СУГ по импорту с восточной границы. Объем и ранее был небольшим — около 7–8 тыс. т ежемесячно, а с конца 2016 года вовсе ноль. Это привело к потере доходов от действующих контрактов и непредвиденным финансовым затратам на возврат вагонов в Украине, простой большой части парка вагонов-цистерн. В результате так называемого обмена санкциями российские поставщики и перевозчики установили абсолютный контроль за поставками сжиженного газа из России в Украину.

Рост рынка, с другой стороны, открыл новые направления, которые мы обслуживаем. Например, отдельные трейдеры начали поставки газа в Украину по железной дороге из Европы через терминалы на западной границе (ст. Страбичево, Батьёво, Ключарки) и танкерами-газовозами через Ильичевский порт Черного моря с использованием вагонов «Укрспецтрансгаза». Для нашего предприятия это крайне важно, а диверсификация поставок СУГ в Украине является реальным шагом по защите государственных интересов в энергетической и транспортной сфере.

НР: Намерение «Укрзализныци» увеличить на четверть тарифы на услуги в 2017 году воспринято игроками рынка нефтепродуктов негативно. Просчитывали ли вы возможные потери и как можно изменить ситуацию?

Т. В.: Приведу наглядный пример, что повлечет за собой анонсированное УЗ увеличение тарифов на 25% в 2017 году. Проанализировав динамику перевозок нефтепродуктов по железной дороге, можно, в частности, обнаружить существенное сокращение в 2016 году пользования услугами «Укрзализныци» таким предприятием, как «Укртатнафта». Кременчугский НПЗ в разы сократил отгрузку светлых нефтепродуктов по железной дороге, перейдя на использование автотранспорта.  Новые цены на перевозку нефтепродуктов «Укрзализныци», уверен, пополнят ряды любителей автотранспорта на аналогичный росту тарифов процент. Частные компании, прежде всего импортеры сжиженного газа, увеличивают парк газовозов, в том числе для работы по импорту. В итоге у нас простои. Я сегодня с трудом вмещаю на территории свободные цистерны, которые должны работать на этом, как вы говорите, растущем рынке. Ж/д инфраструктура должна работать, а не ржаветь.

Мы неоднократно обращались в Мининфраструктуры, Минэкономразвития и «Укрзализныцю», аргументируя неизбежность наступления негативных последствий от повышения и несбалансированности тарифов на перевозки СУГ железнодорожным транспортом. Давайте подумаем над задачей с позиции государства: почему оно на 100% не использует созданную в течение многих лет ж/д инфраструктуру? Второй вопрос: что повлечет в разы увеличившаяся загрузка автомобильных дорог? У нас сегодня никто не может похвастаться качеством дорожного покрытия и развязок. А теперь представьте, что на трассах добавятся еще тысячи бензовозов и газовозов.

Схожі публікаціЇ
Битва за Калуш09:00 / 13 лютого, 2017
Битва за Калуш
Нефтехимическая отрасль Украины сейчас переживает не лучшие времена. Ее флагман, калушский «Карпатнефтехим», уже около 10 лет не может похвастаться стабильностью работы, а в последние три года и производственными показателями. Но недавние события, произошедшие на рынке, позволяют смотреть на украинскую нефтехимию с оптимизмом

Разделение грузов на тарифные классы и применение различных коэффициентов к тарифу привели к убыточности определенных видов перевозок, а перевозки высокорентабельных грузов по железной дороге, в частности СУГ, стали слишком дорогими и неконкурентоспособными, что и вызвало потерю объемов перевозок и переориентацию их на автомобильный транспорт. Уверен, необходимо в вопросах тарифообразования также провести реформу. Пока считаю, что повышение тарифов на 25% является недопустимым и таким, которое приведет к окончательной потере рынка внутренних перевозок СУГ по железной дороге, о чем ярко свидетельствует отрицательная динамика объемов перевозок в последние годы.

НР: Спасибо за экскурсию, признаюсь, я впервые вижу нефтегазовое госпредприятие в таком первоклассном состоянии. Поражает количество нового оборудования. Расскажите об активах компании и новых видах услуг

Т. В.: «Укрспецтрансгаз» владеет парком из 1 680 вагонов-цистерн для транспортировки СУГ, аттестованных ремонтно-испытательным пунктом и испытательными лабораториями, которые обеспечивают возможность проведения всех видов работ по ремонту, обслуживанию и техническому освидетельствованию цистерн, запорно-предохранительной арматуры. Мы модернизировали котельную установку, которая теперь может работать как на природном газе,  так и на пропан-бутане. Установили  мощную азотную установку, которая обеспечивает возможность дегазации, очистки и подготовки цистерн под погрузку. 

Имеющийся на предприятии комплекс оборудования, сооружений, тензометрических весов позволяет выполнять любые работы по технологическому и аварийному переливу СУГ, в том числе перегрузки в автогазовозы.

НР: Учитывая прогнозное снижение ж/д перевозок в силу разных причин, как вы видите развитие предприятия дальше, будете ли усиливать оптовое направление и ретейл?

Т. В.: Наша основная задача — сохранить имеющийся технический и кадровый потенциал предприятия. Уверен, что ситуация, которая сложилась на рынке железнодорожных перевозок СУГ, является временной и в ближайшей перспективе будет решена, заработают ЛИНИК и ЛУКОР, к нам вернутся иностранные заказчики, работа которых требует привлечения железнодорожных цистерн. Рассчитываем также на поддержку правительства в вопросе снятия санкций и восстановление импортных поставок СУГ в наших вагонах, утверждение экономически обоснованных железнодорожных тарифов.

Отдельные проекты — перевалка СУГ с железной дороги в газовозы и в принципе развитие маркетинга газа. Мы планируем в 2017 году увеличить объемы автоналива и приобрести два собственных газовоза для доставки газа на АГЗП. Не исключено, что решимся развивать розницу: заправляться качественным пропан-бутаном на запущенную нами в эксплуатацию в 2016 году первую станцию приезжают водители со всей Долины.