В первую очередь прирост импорта произошел за счет российских поставок. За указанный период отгрузки сжиженного газа из РФ увеличились с 184 тыс. т до 309,9 тыс. т, или на 40,5%. В структуре импорта СУГ доля РФ составила 57,5%. Белорусы также приросли объемами. Если в январе-октябре 2014 года с Мозырского НПЗ и Речицкого ГПЗ пришло 146,5 тыс. т ресурса, то в 2015 году сябры экспортировали в Украину 190,4 тыс. т газа (рост на 23,1%), или 39,5% всех заграничных поставок.
Из-за низких котировок помахали рукой отечественному рынку казахские поставщики. При дешевом LPG импорт в Украину для казахов нерентабелен из-за логистики, а потому главными потребителями казахского сжиженного газа становятся находящиеся под боком Таджикистан и Афганистан. Таким образом, по сравнению с прошлым годом доля Казахстана упала с 74,5 тыс. т. до 38,5 тыс. т, или на 48,3%. Возросшие потребности украинского рынка и просевшие казахские объемы как раз и заместил СУГ из России. Кроме того, в июле в Украину зашло 80 т газа из Польши. Пробную поставку газовозами из Европы осуществило «Агентство инвестиционного менеджмента» (GDF). В ноябре ожидается более экзотическая для Украины поставка — LPG из Нидерландов. Говорить о наращивании объемов с Запада пока рано, скорее пилоты возникли на фоне дефицитного октября.
Двойное налогообложение продолжает играть злую шутку с широкой фракцией углеводородов (при ее переработке выход товарного газа оставляет около 80%). Так, за отчетный период в Украину было импортировано всего 5,3 тыс. т ШФЛУ. Это в два раза меньше, чем в 2014 году. Основными поставщиками сырья выступили «Надежда», ITL Group и «Агентство инвестиционного менеджмента».


За указанный период среди импортеров сжиженного газа появилось значительное количество новых игроков, которые принялись активно оформлять ресурс автомобильными нормами и цистернами: «Юкан», «Альянс Энерго Трейд» и др. Во второй половине 2015 года в импорте выстрелил «Мастер Премиум» (бренд Start), который ранее работал в связке с компаниями «Одессагаз». С лета трейдинговая компания начала активно импортировать российские ресурс производства НПЗ «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез». Кроме того, новый игрок сумел арендовать более 20 ГНС и к октябрю, в период неразберихи с отгрузками, наладить стабильную торговлю сжиженным газом на товарной бирже «Украинская межрегиональная специализированная».
Отметим, что более чем в два раза увеличил объемы SOCAR, который за 10 месяцев 2015 года импортировал около 8 тыс. т. Вернулись на рынок импорта «Параллель» и «Спецтранссервис».
Сечин подкачал
С марта по сентябрь украинский рынок демонстрировал относительную стабильность без резких скачков цен и провалов по объемам. Однако вторая половина сентября и октябрь 2015 года заставили газотрейдеров понервничать. Неритмичные отгрузки из России ресурса «Роснефти», которая в месяц продает в Украину от 15 до 20 тыс. т, послужили поводом для ажиотажа, который усугубился в октябре. Следствием этого стал стремительный рост цен на СУГ. Газовики отвечали, что срывом графика газа могли похвастаться и в «Лукойле»
В результате паники – сначала у мелких игроков, перекинувшаяся на ажиотаж среди крупных газотрейдеров – владельцев ГНС, в октябре оптовая стоимость сжиженного газа выросла на 30%, а розница взлетела еще выше на 34%. Этот факт уже заинтересовал Антимонопольный комитет, который создал специальную группу для рассмотрения поведения украинского рынка сжиженного газа.
Больше всех ситуация ударила по импортерам, которые не диверсифицировали поставки и оказались сухими, либо работали с колес, а также по мелким игрокам, которые покупают ресурс внутри страны. Страдали и конечники, испытывая трудности с обеспечением АГЗП. По данным НефтеРынка, в первой половине октября существенные неудобства испытывали WOG, ОККО, «Автотранс», «Барс 2000», «БРСМ-Нафта» и другие.
Впрочем, несмотря на сложную ситуацию, большинству трейдеров удалось сыграть на повышении и продавать ресурс с высокой маржей. Некоторые оптовые продавцы реализовывали даже тот ресурс, который приобретали как своеобразный «неприкосновенный запас». У некоторых число клиентов выросло в разы, что и стало причиной опустения ГНС.

Если взглянуть на подекадную структуру отгрузок в сентябре и октябре, то можно увидеть, что в указанный промежуток времени работа рынка не отличалась стабильностью. По данным консалтинговой компании UPECO, за 3 декады октября импорт СУГ в Украину составил около 55,3 тыс. т. Отгрузки ресурса подекадно разделились следующим образом: 28,7%, 30,3%, 41%. По словам газотрейдеров, это и стало решающим в формировании конъюнктуры осеннего рынка. «Те объемы, которые пересекли границу после 20 октября, еще должны дойти до ГНС. Получается, что у некоторых трейдеров ресурс появился только к началу ноября», — говорит один из игроков рынка. По оценкам некоторых трейдеров, октябрьская нехватка могла достигать от 5 до 15 тыс. т.
Еще один фактор, который не учли газовики, — возобновление спецаукционов, а это «потеря» из сегмента моторного топлива 4 тыс. т газа в месяц производства «Укргаздобычи» и «Укрнафты».
В своих прогнозах на два оставшихся месяца этого года участники рынка сходятся во мнении, что газовый ажиотаж скоро должен снизиться. «Для стабилизации ситуации с количеством СУГ и ценами ноябрьский импорт должен составить около 60 тыс. т. Часть объемов уйдет на рынок, а часть — на пополнение запасов на ГНС. Если поставки превысят 60 тыс. т, то цены существенно пойдут вниз», — уверен один из импортеров. «Думаем, что в ноябре обстановка разрядится. Однако в сложившейся ситуации нужно не прогадать. С одной стороны, очень нужно залить «сухие» ГНС, а с другой — не хочется покупать дорогой ресурс, поскольку к концу года цены на импорт должны снизиться», — отметил другой трейдер.
Ситуация со сбоем поставок обнажила ряд вопросов, которые касаются дальнейшего развития рынка. Во-первых, рекордная реализация в июле-сентябре показала потенциал украинского рынка, и если бы не рост цен в сентябре-октябре, можно было бы смело сказать, что в этом году динамика роста составит около 20%. Во-вторых, проявились «болезни роста» украинского LPG-сегмента. Вот уже несколько лет отечественное потребление СУГ вместе с количеством заправок растет активнее, чем его инфраструктура. В связи с этим в Украине сложилась ситуация, когда из-за дефицита баз хранения газотрейдеры вынуждены работать с колес, и первая же задержка с отгрузкой может сломать весь рынок. Особенно это сказывается на тех газовиках, которые владеют собственной розницей. В связи с недавней ситуацией до сих пор непонятно, почему крупные украинские сети АЗС и АГЗС не обзавелись хранилищами газа, а ограничиваются лишь планами.
В-третьих, на поверхность выплыли вопросы диверсификации. С ресурсом внутреннего производства ситуация более или менее понятна. После ухода с рынка ВЕТЭК, газовики свободно могут купить сжиженный газ украинского производства на аукционах. Хотя в последнее время методику Курченко осваивает «Приват», который на торгах «Укрнафты» приобретает около 70% СПБТ по заниженным ценам. Сегодня трейдерам следует внимательнее присмотреться к источникам импортных поставок. Газовики не зря зацепились за «Роснефть», которая продает СУГ по хорошим ценам. В погоне за выгодой некоторые участники рынка стали жертвами то ли политической конъюнктуры, то ли технического сбоя.
Кроме того, в отличие от «бензинщиков» газовики не привыкли делать глубокую оперативную аналитику рынка сжиженного газа с определением балансов внутреннего производства и импорта, ценовой ситуации и направления поставок. Однако динамично развивающийся LPG-сегмент топливного рынка заставляет импортеров более основательно «готовиться», чтобы делать прогнозы на ближайшее будущее.
