Биоэтанольное беззаконие
Закон должен был вступить в силу уже с 1 января 2014 года. Но до самого конца 2013 года никаких реальных действий по его внедрению и адаптации не было произведено. Лишь под занавес декабря 2013 года госорганы заметно оживились. 26 декабря в помещении Минэнергоугля прошло широкое заседание, на котором обсуждалась судьба закона. В совещании приняли участие заинтересованные стороны начиная от трейдеров и заканчивая спиртовиками. В ходе диалога стороны пришли к выводу, что с 1 января добавление не менее 5% биоэтанола в бензины технически невозможно осуществить. Поэтому мораторий на проверку АЗС решили продлить на 6 месяцев.

Результатом заседания стал законопроект, поданный Минэнергоугля 16 января 2014 года на рассмотрение в Раду. Согласно документу, добавление биоэтанола переносится сроком на полгода, до 1 июля 2014 года. Кроме того, Министерство доходов и сборов также предложило свои наработки для ухода от двойного налогообложения при производстве бензинов с добавлением дегидрированного спирта.

После обнародования данного проекта в тот же день Министерство энергетики на своем сайте разместило следующее сообщение: «Учитывая существующие проблемные вопросы добавления биоэтанола к бензинам моторным, сегодня требуют совершенствования действующие нормы Закона Украины «Об альтернативных видах топлива» относительно возможности добавления в бензины моторные не только биоэтанола, но и биокомпонентов на его основе, а также нуждается в уточнении норма относительно обязательной доли биоэтанола в бензинах моторных». Но дальнейших шагов по уточнению и регламентации так и не последовало.

Еще раньше, 20 декабря 2013 года, 48 народных депутатов Украины обратились в Конституционный суд Украины с просьбой дать официальное толкование положений ст. 2 Закона «Об альтернативном топливе». Практическую необходимость в трактовке авторы ходатайства обосновывали наличием неоднозначного понимания народными депутатами Украины и органами государственной власти названных положений Закона об объемах увеличения доли использования альтернативных видов топлива, а именно: предусматривает ли добавление биоэтанола с 1 января 2014 полную замену традиционного топлива, а также должен ли указанный процент спирта содержаться во всех бензинах моторных или только в альтернативном топливе.

Как ни странно, нардепы уполномочили выступать от их имени авторов предыдущих «антибиоэтанольных» законопроектов – Игоря Еремеева (№3135 от 30.08.2013) и Олега Зарубинского (№3230 от 11.09.2013). Среди подписавших обращение можно встретить значительное количество фамилий тогда еще внефракционных депутатов (их львиная доля сейчас входит в группу «Суверенная европейская Украина»), были подписи и от Партии Регионов. Даже тогдашний член фракции Таисия Повалий прониклась «спиртовой» идеей. Рассмотрев данное заявление, КСУ 11 февраля 2014 года отказался от открытия конституционного производства по данному делу.

Потом были драматические события на Майдане, аннексия Крыма, обострение ситуации на Востоке Украины, газовые и не только споры с Москвой. Новым властям явно было не до биоэтанола. Единственное сообщение, в котором упоминается дегидрированный спирт, связанно с инициативой Министерства доходов и сборов проверить использование спирта для производства крепкого алкоголя и выпуска собственно биоэтанола.

В целом как государственные органы, производители, так и трейдеры пребывают в неведении по поводу дальнейшего развития ситуации.
Неопределенное положение дел нам подтвердили и в Украинском научно-исследовательском институте нефтеперерабатывающей промышленности «МАСМА». Заведующий лабораторией процессов нефтепереработки и нефтехимии предприятия Богдан Кочирко поделился мнением и пролил свет на обеспечение технической стороны внедрения закона. «Последнее заседание прошло 26 декабря 2013 года. В таком формате больше не собирались. Вроде бы, все остается в силе, но заседание по биоэтанолу в этом году еще не проходили. Несмотря на неопределенность, мы готовы к вступлению нового нормативного акта в силу, оформляем документацию, вносим изменения в техрегламент. Вся документация, которая обеспечивает техническую сторону законодательных нововведений, и дальше разрабатывается сотрудниками института. Сейчас новая власть за основу рассматривает проект закона, предложенный Минэнергоугля 16 января 2014 года. Но пока все на уровне слухов. Поживем – увидим», – сказал Кочирко. Другие источники сообщили НефтеРынку, что скоро долгожданное заседание может состояться.




Альтернативные вариации
Тем не менее «альтернативный» рынок продолжает жить. В настоящее время в Украине продают топливо с содержанием спирта более 30%. Его производство исчисляется в среднем 40-50 тыс. т/мес. Альтернативное топливо реализовывается под разной маркировкой, и каждая компания вправе присваивать продукту свое название. Попытки унифицировать рынок «альтернативы» были в феврале 2013 года, когда нардеп Юрий Воропаев предложил обязательную маркировку биотоплива и бензинов моторных смесевых отметкой Эк (А-92 Эк, А-95 Эк и А-98- Эк). Но данный законопроект не был принят.

Продавцам такого вида бензинов на руку играет законодательная база, ведь альтернативные топлива относятся к товарам, с которых акциз не взимается. Предлагаемый акциз на «альтернативу» в размере €139/т так и не был принят. Его исключили из закона «О предупреждении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине», за который Рада проголосовала 27 марта 2014 года.

На сегодняшний день стоимость спиртовых бензинов на отечественных АЗС составляет от 12,99 до 13,80 грн/л. В свете подорожания «стандартного» топлива разлет в более чем 2 грн/л весьма значительный. Но следует отметить, что среди ритейлеров реализацией альтернативного топлива занимается небольшое количество компаний. Самые активные: сети АЗС «Приват», «БРСМ-Нафта», KLO и «Надежда». Доля «альтернативы» составляет около 2% всего потребления моторных топлив.

Наибольшим продавцом является сеть АЗС «Приват». Согласно данным, размещенным на сайте, альтернативное топливо E-95 Super реализовывается на 673 АЗС, входящих в группу (290 ANP, 233 «Укрнафта», 162 «Авиас» 21 «Мавекс», 48 других). Спиртовой бензин продается на всех 135 АЗС «БРСМ-Нафта». Альтернативное топливо (А-95-E40) продается на 33 заправках под брендом KLO. В компании «Надежда» биотопливо (Turbo-92-E) реализовывают на 26 АЗС. В организации рассказали, что в связи с подорожанием октановых бензинов спрос на альтернативу вырос. «Разница в 2 грн/л для большинства автолюбителей существенна. Тем более компания постоянно запускает промоакции, в которых поощряет покупку фирменного Turbo-92-E», - рассказали в полтавской компании.

Еще около 30 партнерских АЗС по Украине еще в начале года занимались реализацией линейки фирменного топлива Gepard (А-92а, А-95а, А-98а) производства донецкой компании «Биохим Групп». Также 11 заправок в Донецкой области работают под брендом Extra (продают спиртовые А-92, А-95 и А-98) завода «Агро-Нафта».

В компании «Биохим Групп» НефтеРынку рассказали, что боевые действия на Востоке существенно отразились на работе завода, находящегося в Донецке. «Реализация упала на 70%. Из-за эскалации противостояния отгружаем только в черту города Донецк, и то в основном присадки и компоненты. В Киевскую область не возим топливо уже на протяжении трех месяцев», - сообщил менеджер компании.

Похожую ситуацию описали и производители топлива Extra («Агро-Нафта»). «Компания продает фирменное топливо на 11 собственных АЗС. Также около 25 заправок покупают у нас товар для реализации. Кризис больше всего ударил по партнерским АЗС, контрагенты существенно уменьшили закупки. Точное количество покупателей сегодня назвать сложно. Значительная их часть работает на Донбассе, а сейчас трудно определить, в каком режиме они продают топливо и продают ли вообще», - рассказал представитель компании.

Но наиболее печальная участь постигла «Азовскую Нефтяную Ком­панию». Малый НПЗ близ Мариуполя был остановлен до лучших времен еще в декабре 2013-го. Предприятие производило альтернативное топливо под брендом Innovative и пользовалось огромным спросом, так как это была едва ли не единственная альтернатива, производимая на предприятии нефтепереработки.

Кроме того, о себе решила напомнить «Укргаздобыча». В 2011 году на базе Шебелинского ГПЗ были попытки производить альтернативное топливо, но успехом они не увенчались. В конце апреля 2014 года на госпредприятии анонсировали выпуск опытной смесевой партии бензинов. Пока с начала 2014 года было выпущено всего 175 т продукта А-95е Турбо.

 

 

 

 

 


Там, где спирт продают
Для производства биобензинов украинские трейдеры потребляют отечественный биоэтанол. На сегодняшний день его стоимость составляет 15 000 - 16 000 грн/т. Следует отметить, что одной из причин боязни топливных игроков является опасение, что налогами будет облагаться и биоэтанол, и компонент для производства топлива (Евробоб). В результате стоимость бензина может вырасти.

В компании «Техинсервис», которая является крупнейшем поставщиком биоэтанола на рынок, НефтеРынку сообщили, что на данный момент ситуация с его выпуском выглядит стабильной. «Спрос на продукт всегда есть. Нашими клиентами являются основные продавцы альтернативных топлив в стране. Хотя сейчас возникают другие проблемы. Рынок биоэтанола сезонный. Отечественные сахарные заводы загружены с сентября по декабрь, потом наступает спад. Недостающее сырье для производства покупаем из России. Но в свете нестабильной и дорогой сейчас валюты, а также обострения отношений с соседями поставки мелассы затягиваются», - рассказали в компании. Сейчас дегидрированный спирт производится на двух заводах «Технисервиса». Похожая ситуация и на предприятиях «Укрспирта», которые также зависят от сезона.

Более запутанной выглядит ситуация вокруг проекта «Заря-Био». Компания с одноименным названием в конце 2013 года в Луганской области начала строительство завода по производству биоэтанола мощностью 30 тыс. т/год. Стоимость строительства - 470 млн грн. Основной продукт, который будет выпускать предприятие, - дегидрированный этиловый спирт, дополнительная продукция - зерновая барда и углекислый газ. В качестве сырья будут использоваться кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, сорго и т.п. На сайте компании отмечается, что это первый проект, реализуемый в рамках государственной целевой экономической программы «Биоэтанол». Компания рассчитывает построить завод к середине 2015 года.

На данный момент строительство завода выглядит призрачным, тем более что объект находится в г. Рубежное Луганской области, где сейчас проходит рубеж украинских войск и так называемого «ополчения». Но в компании НефтеРынок заверили, что строительные работы продолжаются и будут выполнены в срок.

По всей вероятности, судьба и этого предприятия напрямую зависит от хода реализации закона о биоэтаноле. Если нормы документа не будут внедрены на практике, строительство может быть заморожено, так как на сегодняшний день рынок сбыта дегидрированного спирта ограничен и работающие государственные и частные компании могут обеспечивать потребителей без дополнительного увеличения мощностей.

 

 

 

 

 

 


Какими будут решения и как в дальнейшем «биоэтанольный» закон реализуется на практике, пока не известно. Но ясно только одно: на данный момент инициативы противников и сторонников добавления биоэтанола в топливо зависли в воздухе. Спрогнозировать дальнейшее развитие событий можно через призму следующих «компонентов»: состав и эффективность работы правительства, парламента и лоббизма идеи заинтересованными игроками. Возможно, в военное время, когда поставки топлива порой сродни целой военной операции, идеологи альтернативных бензинов могут получить второе дыхание.