Власти Сингапура решили, что островное государство исчерпало свой лимит числа автомобилей на дорогах и со следующего года не будет его увеличивать. В Сингапуре уже давно ограничивают количество транспорта на дорогах, поэтому иметь собственный автомобиль там дорого. Помимо того что в стране довольно высокие налоги на авто, чтобы зарегистрировать его, необходимо купить специальный сертификат от правительства, который может стоить порядка 50 тыс. сингапурских долларов ($37 тыс.). В последние годы Сингапур увеличивал число транспортных средств на 0,25% в год от общей массы. Власти проводили ежемесячные аукционы, на которых можно приобрести сертификаты сроком на 10 лет.

Однако описанных ограничений, по мнению властей, уже недостаточно, поэтому с февраля 2018 года правительство Сингапура будет удерживать количество частных транспортных средств на одном уровне, передает CNN. Это означает, что тем, кто хочет зарегистрировать автомобиль, придется подождать, пока у кого-то из нынешних собственников закончится срок сертификата.

Власти Сингапура уверены, что дальнейшее увеличение числа автомобилей на дорогах города приведет к пробкам, а расширять дороги нет возможности из-за небольшой территории самого островного государства. По этой причине Сингапур в течение ближайших пяти лет планирует вложить в развитие общественного транспорта кругленькую сумму — $21 млрд, — которую страна может себе позволить, имея годовой ВВП на уровне $410 млрд (по результатам прошлого года). Тем не менее решение заморозить количество персонального транспорта в городе — довольно жесткое. Сложно себе представить, чтобы подобные ограничения ввели, например, в украинской столице. Можно предположить, что сразу появились бы активисты, в лучшем случае призывающие к бессрочным забастовкам, а в худшем (наиболее вероятном) — к восстанию против городских властей.

При этом, по информации CNN, в Сингапуре зарегистрировано всего 600 тыс. частных автомобилей — приблизительно в два раза меньше, чем в Киеве. А численность населения островного государства почти в два раза больше: 5,6 млн против 2,9 млн в Киеве, по последним данным городского Главного управления статистики. Преимущество украинской столицы в площади небольшое: Киев занимает 848 км², тогда как площадь Сингапура, по данным департамента статистики страны, — 719,2 км², то есть на 15% меньше. Так может, пора подать Виталию Кличко идею эффективного способа борьбы с пробками?

Импортная зависимость

Интересно провести и другие параллели между сингапурской и украинской реальностью. В энергетической сфере азиатское государство сильно зависит от импорта. По данным сингапурского энергетического регулятора Energy Market Authority (EMA), страна в 2016 году импортировала 176,3 млн т нефтяного эквивалента энергии. Из них 113,3 млн т (64,2%) приходится на нефтепродукты, еще 52,8 млн т (29,9%) — на сырую нефть. При этом, согласно отчету BP Statistical Review 2017, общее потребление энергии в Сингапуре по итогам 2016 года составило 84,1 млн т нефтяного эквивалента, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 3,5%.

На самом деле нефтепродукты, которые ввозятся в страну, попадают туда лишь для того, чтобы потом быть перепроданными другим азиатским странам. Как известно, Сингапур является крупным хабом и одним из трех самых крупных портов мира. Из годового отчета EMA следует, что в 2016 году страна экспортировала 98,3 млн т нефтепродуктов (99% импорта) и 1 млн т сырой нефти.

Переработка

По данным BP Statistical Review 2017, суммарные мощности НПЗ в Сингапуре составляют 1,5 млн барр./сут. Согласно информации EMA, в 2015 году на НПЗ Сингапура было переработано 51,5 млн т сырья (44,8 млн т — нефть и газовый конденсат; 6,7 млн т — другое сырье), что на 4,7% больше, чем в предыдущем году. Было произведено 49,3 млн т нефтепродуктов — на 4% больше по сравнению с 2014 годом.

Потребляет Сингапур, как для города с 5,6-миллионным населением, солидные объемы нефти. В свежем отчете EMA нет данных о потреблении в 2016 году, однако отмечается, что общий объем использованной нефти в 2015 году составил 9,8 млн т, примерно на 9,4% выше, чем в 2014-м. Тем не менее на потребление нефтепродуктов в транспортном секторе приходится лишь около четверти от общего объема — 2,45 млн т, остальные 7,3 млн т (74%) были использованы в промышленности. Как известно, в Сингапуре производится много продуктов нефтехимии, поэтому часть нефти могла использоваться в качестве сырья для этого сектора промышленности.

Розничный рынок

Похоже, сингапурские заправки могут похвастаться высокими продажами топлива. В стране сейчас работает около 180 АЗС. Если предположить, что все 2,45 млн т нефтепродуктов были проданы в розницу на заправках, то реализация одной станции составит 37 т в сутки. Естественно, эта цифра не является точной, поскольку как минимум общественный транспорт не заправляется на коммерческих АЗС. Тем не менее можно представить себе масштабы продаж моторного топлива на сингапурских заправках. Для сравнения: согласно данным Госкомстата, в Киеве сейчас работает 336 АЗС. По итогам 2016 года на них было реализовано чуть более 506 тыс. т всех видов нефтепродуктов, включая смесевые виды топлива, LPG и метан.

По данным из открытых источников, розничный рынок Сингапура поделен между четырьмя сетями: Shell (57 АЗС), Esso (63), SPC (40) и Caltex (26). Все эти заправки принадлежат компаниям, имеющим в Сингапуре свои собственные нефтеперерабатывающие мощности и работающим там уже не первое десятилетие.

Например, Shell работает в стране уже более 125 лет — с 1891 года. Компания зашла туда задолго до обретения страной независимости, во времена, когда Сингапуром управляли британцы. В городе-государстве расположен самый большой НПЗ Shell, которым компания владеет на 100%. Завод мощностью 500 тыс. барр./сут. находится на небольшом острове Букум и включает в себя также крупный нефтехимический комплекс. 90% продукции, произведенной на НПЗ, экспортируется, отмечается на сайте Shell.

На острове Джуронг расположены два других сингапурских НПЗ. ExxonMobil владеет здесь крупнейшим из всех своих нефтеперерабатывающих заводов (ExxonMobil Jurong Island Refinery) мощностью 592 тыс. барр./сут. Отметим, что ранее это было два завода, принадлежавших компаниям Mobil и Esso. После их слияния в 1999 году заводы объединили в единый комплекс. С этого НПЗ нефтепродукты поступают на АЗС Esso.

SPC — сингапурская ВИНК, основанная в 1969 году и занимающаяся добычей нефти в странах Азии. В 2009 году компания была приобретена китайской PetroChina International. SPC и Caltex (входит в состав корпорации Chevron) владеют долями по 50% каждая в НПЗ SRC Jurong Island мощностью 290 тыс. барр./сут. Учитывая сложность своих нефтеперерабатывающих мощностей, SPC может перерабатывать тяжелую, среднюю и легкую нефть. Компания покупает сырую нефть в 13 странах, причем основная часть ее поставок приходит с Ближнего Востока.

Недавно газета The Sunday Times сообщила, что китайцы, зашедшие в нефтеперерабатывающий сектор, пытаются выйти и на розничный рынок Сингапура. Так, в начале октября издание отмечало, что Sinopec купила на конкурсе два участка земли под строительство АЗС. Один участок площадью 1 689 м2 обошелся китайскому гиганту в $42,5 млн, а второй, по словам источника газеты, — примерно в $45 млн. Не стоит удивляться: как известно, цены на землю на острове очень высокие. Издание не смогло найти экономических причин выхода китайского бренда на сингапурский рынок, ведь сроки окупаемости этих инвестиций сложно себе представить. Кроме того, власти Сингапура под строительство новых АЗС выставляют на аукцион 1–2 участка в год. Из-за этого новому игроку будет очень тяжело развивать свою сеть. Скорее всего, для китайцев важен сам факт присутствия на рынке — «засветить» бренд, так сказать. Пожалуй, лишь с точки зрения цен на землю Киев выглядит привлекательнее. Но, к сожалению, пока не с точки зрения прозрачности процесса ее выделения. Но ничего — у нас все впереди.