«Викоил Лтд» - одна из нескольких компаний в Украине, предоставляющих услуги по сейсморазведке, обработке и интерпретации данных. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка геологоразведки и геофизических услуг в частности?



– Еще год назад наш рынок был неинтересен иностранным геофизическим компаниям, и даже для нескольких украинских компаний объем заказов был чрезвычайно мал. Это связано с тем, что украинские недра достаточно хорошо изучены с 50-х годов прошлого столетия, а услуги сейсморазведки необходимы лишь для уточнения структуры. Хотя такая оценка страдает субъективностью и не учитывает экономические факторы. Например, рост цен на ископаемые углеводороды провоцирует разработку ранее неперспективных месторождений. И в этом случае важно максимально точно воссоздать геометрию залежи, единожды определиться с расположением скважины, чтобы добиться максимального экономического эффекта. Требуется высокая точность, речь идет о десятках метров. Кроме того, курс Украины на энергетическую независимость вынуждает государство поощрять инвестиции в исследование и добычу нетрадиционных источников углеводородов, в том числе сланцевого газа. Эти факторы вселяют оптимизм.



Пока это только планы. Когда, на ваш взгляд, начнутся реальные работы, о каком объеме идет речь?



– Думаю, к середине 2014 года начнутся интенсивные сейсмоисследования и на суше, и на море. Некоторые западные специалисты оценивают рынок геофизических услуг в Украине на уровне $70 млн в год в ближайшие 5 лет.



Не секрет, что большинство нефтегазодобывающих компаний в последние три «кризисных» года существенно снизили объемы геологоразведочных работ. Как это отразилось на работе вашей компании?



– Никак не отразилось. Энерго­ресурсы всегда в цене. Работы и для нас, и для наших конкурентов на рынке хватало. «Снижение объемов» было условным, кажущимся. На самом деле шел передел рынка нефтегазодобычи – слабые компании из него уходили, сильные компании либо укреплялись, либо входили в рынок, а это процесс длительный. Слабый игрок обращается к лжеспециалистам, «лозоходцам» всех мастей, а подоплека проста - недостаток средств. Для сильной компании вопросы производительности и качества – основные, и ее преимущество обеспечивается достоверной информацией о структуре недр на лицензионном участке и прогнозируемым запасам в том числе. На все эти вопросы, вплоть до выдачи рекомендаций на размещение будущей скважины, мы даем ответы. Современная геофизика пока ничего лучшего не выдумала, чем технологии, которыми мы обладаем, поэтому рано или поздно все, по крайней мере большинство, приходят к нам.



Нам известно, что ваша компания сейчас испытывает трудности. С чем это связано?



– Да, я тоже читал об этом в газетах... На самом деле никаких особых трудностей не испытываем. Все как у всех – мы объявили о простое, уволили 10% персонала и ждем, когда же украинский рынок придет в норму. Отечественные компании не заказывают сейсмоуслуги, а зарубежные компании раньше середины следующего года к работам не приступят. Как прикажете пережить это время? Приходится жертвовать неквалифицированным персоналом ради сохранения производства.



Кто является основными заказчиками ваших услуг?



– Наши услуги заказывают и государственные компании, и частные; и отечественные, и зарубежные. Основной профиль нашей компании – научно-технический, поэтому и услуги мы оказываем разнообразные. Это может быть и полевая сейсмика «под ключ», и выполнение только части работ (например, проектирование полевых исследований или топографо-геодезические работы); обработка, интерпретация и консультации по геологии и геофизике; супервизия и научная деятельность по разработке новых технологий и т.п. Например, «Укрнафта» или «Укргаздобыча» могут заказать полный комплекс сейсмоисследований вплоть до выдачи паспортов скважин, Shell – научную работу, Kuwait Energy – консультацию; кому-то нужно выполнить переобработку и переинтерпретацию старых сейсмоданных, кому-то создать план разработки месторождения, посчитать запасы; Schlumberger периодически заказывает услуги вибротехники… Для нас важен любой клиент. Кроме упомянутых компаний мы выполняли разные работы для Cadogan Petroleum, компаний, входящих в бизнес-группы «ГеоАльянс», «Смарт-холдинг», «Фактор». По приглашению зарубежных компаний мы сейчас принимаем участие в шести тендерах по всему миру – где-то только прошли преквалификацию, а где-то ожидаем результатов. Сфера наших интересов – Ближний Восток, Северная Африка, Латинская Америка. Открытие новых рынков – вопрос выживания. Продвигаем свои услуги самостоятельно.



Как вы оцениваете перспективы работы на внешних рынках? Кто ваши конкуренты?



– Не просто ответить. Кажется, никто не составит конкуренции таким мировым лидерам отрасли, как CGG, WesternGeco, BGP и т.п. Тем не менее молодая компания имеет шанс сделать карьеру. Гиганты бизнеса не обращают внимания на маленькие проекты, им подавай работу на год-два. «Благополучная» компания не отправит своих людей в зоны политической или социальной напряженности. Зачем, если у их ног громадные проекты в развитых стабильных странах? Небольшая компания может оптимизировать свои затраты и согласиться на маленький проект, подобрать, так сказать, «крохи». Может проявить чудеса дипломатии и добиться разрешения на работу там, где дает сбой бюрократический механизм крупной компании, может согласовать с заказчиком дополнительные инвестиции в безопасность и провести работы даже на минном поле в условиях постоянных угроз террористов… Мировой рынок сейсмоуслуг открыт, найдется место каждому.



Куда, на ваш взгляд, надо двигаться геофизическим предприятиям? За счет чего можно обеспечить конкурентность предприятия?



– Давайте разберёмся со стратегией. Если вы ставите перед собой задачу работать только в Украине, то вы можете добиться серьезных успехов, если воспроизведете устаревшие «советские» технологии производства и примитивные методы менеджмента. Это не шутка, а парадокс украинской экономической модели.





Группа сейсмовибраторов в Карпатах





Но если вы намерены выйти на международный рынок, то приготовьтесь изыскать немалые средства на поддержание систем контроля качества, техники безопасности, охраны окружающей среды, подбора кадров (в том числе за рубежом), их обучения (в основном, за рубежом), и т.д. Международная компания, потенциальный заказчик ваших услуг, должна вас «узнать». Это значит, что в вашей компании упорным трудом команды на протяжении нескольких лет созданы некие «коннекторы», с помощью которых вы присоединяетесь к структуре заказчика, и он при этом не чувствует никакого дискомфорта. Эти «коннекторы» – как минимум внедренные стандарты ISO 9001, ISO 1401, OHSAS 18001 и персонал, владеющий английским языком. Причем не стесняйтесь, сделайте, как мы – наймите самую принципиальную немецкую сертификационную компанию DEKRA (в Украине их представляют аудиторы «Глобал сертифик». - НР). Помните, что вам нужны не дипломы в рамочках, а реально работающая система. Далее отмечу, что только кажется, что дорогостоящее оборудование – это необходимый атрибут бизнеса. В геофизическом мире существуют профессиональные арендодатели – возьмите все необходимое у них! На самом деле сердце этого бизнеса – слаженно работающая команда, владеющая передовыми технологиями. Не железо, но люди! Вот уже четыре года иностранные специалисты выводят «Викоил» в лидеры рынка; что ни имя - то всемирно известный специалист: Майкл Гарланд (Michael Garland), Мик Смолл (Mick Small), Эд Три (Ed Tree), Стэн Шлезингер (Stan Schlesinger), Джон Макфи (John Mcphee), Крис Радлинг (Chris Rudling), Доминик Дешампс (Dominique Deschamps), Пьер Ле Брюн (Pierre Le Brun), Ян Мрлина (Jan Mrlina), Хассан Раджабзадех (Hassan Rajabzadeh).



В цивилизованной бизнес-среде принято предоставлять партнерам фнинасовую отчетность за последние три года. Вручение этого документа обычно происходит сразу после «здравствуйте». Компания Викоил прошла полномасштабную проверку всемирно известного аудитора Grant Thornton International. Мы полностью открыты перед нашими партнерами, и рекомендуем это же сделать всем.



В общем, хочешь быть в рынке - организуй открытость компании, современную систему управления, качественное оборудование, квалифицированный персонал, высокий уровень социальной ответственности - все это залог высокой конкурентоспособности любого предприятия.



Проводите ли работы на шельфе? Если нет, почему?



– Рано приступать к морским работам - мы еще не вполне освоили рынок сухопутной сейсмики. Однако опыт обработки и интерпретации данных морской сейсморазведки у нас есть. Мы надеемся, что будем в этом смысле полезны украинским заказчикам.



Как вы оцениваете перспективы наращивания добычи углеводородов в Украине? Какова роль геофизических предприятий?



– Повторюсь, что структура украинских недр хорошо изучена. Осталось выполнить задачу поднятия углеводородов «на-гора» с максимальной эффективностью. Каковы составляющие этой эффективности? Необходимо правильно оценить месторождение (геометрию, запасы и многое другое), пробурить минимальное количество скважин, построить наземный комплекс по переработке и транспортировке. И все это надо сделать максимально быстро. Без услуг полевой сейсмики, современной обработки, научного геолого-геофизического сопровождения это может сделать только человек, у которого жадность соревнуется с глупостью. Даже если случится так, что нужды в полевых исследованиях не будет, то переобработка и переинтерпретация сейсмоданных современными средствами все равно понадобится, не говоря уж о постоянном научном сопровождении работ на месторождении.



Подписанная 21 апреля 2011 года президентом Виктором Януковичем общегосударственная программа развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2030 года прямо предусматривает «региональные геофизические исследования» с помощью таких сервисных компаний, как «Викоил Лтд» в том числе. Так что без нас – никак. (Смеется.) Мы точно знаем, где искать нефть и газ!



Для многих компаний из этой отрасли одной из главных проблем является кадровая. Как осуществляется набор специалистов в вашей компании, с какими институтами вы работаете?



– Действительно профессионалов, которых мы хотели бы видеть в своей команде, в Украине немного – несколько десятков, и мы их всех знаем. Практически все они работают у нас. Мы понимаем, что человек требователен к двум обстоятельствам – уровню заработной платы и атмосфере в коллективе. Нам удается, надеюсь, на должном уровне удерживать уровень комфорта. Во всяком случае сейчас не мы ищем персонал, а соискатели подают заявки на участие в конкурсном отборе на имеющиеся вакансии. Основная наша забота – поиск персонала с международным опытом работы. Для этого мы сотрудничаем на постоянной основе с тремя международными кадровыми агентствами, просим рекомендаций у коллег.



Мы поощряем и оплачиваем учебу сотрудников: кто-то получает высшее геофизическое образование, первое или второе, кто-то учится в аспирантуре; сотрудники постоянно выезжают на курсы повышения квалификации; мы часто приглашаем из-за рубежа практикующих специалистов, проводятся треннинги; по утрам в офисе работают курсы английского языка для всех желающих и т.п.



Какие стратегические планы компании, новые проекты, модернизация, закупка нового оборудования?



– Мы не стесняемся демонстрировать нашу устремленность на внешние рынки. Я не верю в перспективность украинской сейсморазведки, в то же время работы на внешних рынках достаточно. Новые проекты повторяют карту нефтегазовых регионов планеты – мы участвуем во всех тендерах, настойчиво предлагаем свои услуги, боремся за включение нашей компании в реестр поставщиков услуг и т.д.





Завершена подготовка по управлению охраной труда, промышленной безопасностью и защитой окружающей среды (стандарты OGP и IAGC)





Модернизация нам не нужна, так как у нас все оборудование постоянно обновляется и полностью соответствует современным требованиям. Оборудование, которым мы пользуемся, включая программное обеспечение, настолько уникально, что мы обречены находиться в постоянном контакте с заводом-изготовителем. Бывает так, что производитель с нашей помощью испытывает новое оборудование или программу. Лучше, чем в полевых условиях, это не сделаешь. Поэтому мы постоянно в курсе всех новинок, и наиболее удачные из них внедряем у себя. Более того, «Викоил Лтд» инвестирует в разработку новых технологий, создание компьютерных программ, а с недавних пор и в разработку собственного сейсмооборудования. Для этого мы сотрудничаем со всеми профильными научно-техническими учреждениями Украины – от Академии наук до отраслевых НИИ.



Многие украинские и иностранные компании, те же Shell, Chevron, Eni, заявили о планах развития добычи нетрадиционного газа. Как вы оцениваете развитие добычи газов из нетрадиционных источников? Поступали ли к вам обращения от компаний, имеете ли вы опыт работы в данном направлении? Как вы прокомментируете дискуссию о вреде разработок «нетрадиционных» месторождений и сланцевых в частности.



– Я – за разработку таких месторождений. Не хочется говорить о политике, о том, кому выгодна, а кому нет программа энергонезависимости Украины. Дайте слово украинским ученым, которые более двадцати лет изучают подобные месторождения, например, геологам из УкрГГРИ, НИИГаз или Укрнаукагеоцентр…. Как это вообще возможно: результат многолетнего самоотверженного труда отечественной науки отдать на суд нанятых площадных ораторов? Получается, как в реплике Михаила Жванецкого, «давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел, до хрипоты, до драки, воспринимая вкус еды на слух, цвет на зуб, вонь на глаз…».



Нет «вредных» технологий – есть преступное их употребление. Были ведь случаи, когда украинские села лишались природного водоснабжения в советский период. Производились поиски вполне традиционных углеводородов, а отсталость технологий строительства, консервации и ликвидации скважин привела к тому, что в таких селах вода привозная уже десятки лет.… Помилуйте, коллеги, двадцать первый век на дворе! Современное производство позволяет избежать подобных проблем. Необходим государственный и общественный контроль над применением технологий. Не говоря уж о том, что и Shell, и Chevron, и Exxon, и Eni обладают идеальной системой контроля, не допускающей вредного воздействия на окружающую среду.



Поражает организация оппонентов. Мы проводили весной сейсмоисследования юго-восточнее Харькова на Васищевском месторождении. Наш клиент, как раз в целях уменьшения давления на экологию региона, уточнял структуру самого обыкновенного «традиционного» месторождения. Через неделю работ все исследования были блокированы хорошо подготовленными группами вандалов из числа псевдоэкологов и наемников обслуживающих политические акции. Дорогостоящее импортное оборудование начало таять на глазах – были уничтожены километры проводов, сотни датчиков и вычислительных модулей. Местное население было доведено дезинформаторами до исступления. Пришлось ретироваться! И сегодня в районе Славяносербска и нас, и наших коллег из концерна «Надра» атакуют те же «активисты».



Дискуссионный центр сегодня - Минэнергоугля и Минэкологии. Там вырабатываются основные механизмы государственного и общественного контроля. В это же время на площадях несколько наемников подталкивают тысячи людей к алогичным, абсурдным поступкам – это не дискуссия, а «троллинг». Интересно, каков запас прочности украинского общества? Может ли оно организоваться не для разрушения, а для созидания? Меня это волнует более всего.



Беседовал Александр Сиренко