Акция на Оболони прошла 15 мая. Посетившие АЗС активисты на полчаса блокировали работу АЗС «БРСМ-Нафта», ТНК и ОККО. На стелах они оставляли наклейки с надписями: «Эта АЗС отказывается помогать АТО».

Блокирование работы АЗК совпало с распространением в сети копии официального письма «Координационного совета волонтеров Оболони» (КСВО) от 28 апреля 2015 года, адресованного руководству заправок, с предложением ежемесячно поставлять 400-500 л ДТ Евро или бензина А-95 Евро, а также моторное масло 5W-40 и 10W-40 в канистрах по 4-5 л. «В случае Вашего отказа или отсутствия реакции мы будем вынуждены проводить акции гражданского неповиновения на Ваших АЗС», — указывалось в письме. В СМИ и социальных сетях данный факт собрал как противников, так и сторонников подобных действий.




По данным, размещенным на сайте Оболонской районной государственной администрации, «Координационный совет волонтеров Оболони» был создан в середине марта 2015 года. В его состав вошли представители общественных организаций «Правый сектор Оболони», «Громадська варта Оболоні», Общество содействия ВСУ и ВМФУ, «Азов», «Ветеран-1», «Союз ветеранов Афганистана», «Организация инвалидов войны, ВСУ и участников боевых действий Оболонского района», «Самооборона Майдана 8 сотня 1 взвод», «Патриотический альянс», «Наша Оболонь», «Волонтеры Оболони», «Всеукраинский союз ветеранов АТО». Главой движения был избран волонтер Виталий Шуплик.

Хроника противостояния
По данным волонтеров, с самого начала своего существования совет обращался с предложениями об оказании различной помощи не только к заправкам, он и к другим предприятиям, которые расположены в районе. Добавим, что не все сразу откликались на просьбы.

«Топливный вопрос» активисты начали разрабатывать еще в начале апреля. Согласно протоколу собрания КСВО от 14 апреля, присутствующими было внесено предложение написать обращение к руководству сети АЗС WOG с просьбой о предоставлении талонов на ДТ. Как сообщили НефтеРынку в КСВО, компания не ответила на письмо. Кроме того, в апреле волонтеры размещали бочки с надписями «Топливо для АТО» у себя в районе.

На следующем заседании, 22 апреля, собравшимся сообщили, что SOCAR предоставил талоны на дизтопливо в количестве 40 л. Однако в офисе азербайджанской компании НефтеРынку не подтвердили указанный факт помощи, предположив, что это сделали частные лица.

На том же заседании председатель совета Виталий Шуплик рассказал, что владельцы компании «БРСМ-Нафта» и Хлебокомбината №10 не хотят предоставлять помощь, и предложил изучить правовую сторону возможного пикетирования объектов указанных предприятий.

На очередном собрании, 29 апреля, присутствующим сообщили, что «Правый сектор» и «Самооборона Майдана 8 сотня 1 взвод» развезли по АЗС района письма с просьбой о предоставлении топлива. Кроме того, членам КСВО рассказали, что швейная фабрика «Ярослав» также отказала в помощи волонтерскому движению. На собрании, которое состоялось 6 мая, председатель совета сообщил, что членами КСВО был произведен объезд всех АЗС района и высказана просьба о предоставлении 100 л топлива в месяц с каждой зарпавки.

Заседание, состоявшееся 13 мая, стало рубиконом в «топливном вопросе». В этот день волонтеры из рук главы Оболонской РДА Александра Цибульчака получили удостоверения, которые подтверждали их принадлежность к КСВО. Именно тогда и созрела идея провести «профилактику» на АЗС. Для этого были выбраны заправки ТНК, ОККО и «БРСМ-Нафта», куда члены совета наведались 15 мая. Так называемые «акции гражданского неповиновения» продолжались около 30 минут каждая. Активисты блокировали работу АЗС. После прений стороны договорились встретиться на очередном собрании КСВО, запланированном на 20 мая. НефтеРынок посетил это заседание (так вышло, что нам едва не пришлось представлять топливный ритейл), куда пригласили операторов рынка нефтепродуктов, представленных в Оболонском районе.




Однако никто от «бензинщинков» так и не пришел. Данный факт члены совета восприняли как нежелание вести диалог. Отметим, что на последнем заседании были заслушаны отчеты представителей волонтерских организаций, входящих в состав КРВО, об их деятельности за последнюю неделю. Присутствующие заслушали отчет о доставке помощи солдатам, которые находятся на передовой в районе Широкино — Мариуполь. По данным сопровождавших «караван», основную его часть составили медикаменты общей стоимостью 150 тыс. грн. Также обсуждалась ситуация, которая сложилась с просьбой о предоставлении волонтерам топлива для доставки грузов в зону АТО. По словам общественников, более всего они нуждаются в дизельном топливе.

Впрочем, за благими намерениями помощи защитникам Украины могут скрываться и корыстные мотивы. По данным консалтинговой компании UPECO, в Оболонском районе насчитывается 27 брендовых АЗС. Согласно последнему письму оболонских волонтеров, они предложили скинуться по 400-500 л, а это около 13,5 тыс. литров топлива в месяц. Если учитывать среднюю стоимость ДТ, которая, по данным UPECO, 22 мая составляла 20,30 грн/т, то сумма «взноса» с 27 АЗС составит около 275 тыс. грн/мес. (при курсе 23 грн/$ цена вопроса — около $12 тыс.). В год от такого «бизнеса» можно получить $145 тыс. Менеджмент топливных компаний хорошо умеет считать. У многих сразу же возник справедливый вопрос: куда пойдет это топливо и как отследить, заправят ли им караван, который повезет продовольствие и медикаменты на «передок», или оно «накормит» припаркованную за углом машину очередного дельца? Коррупционная составляющая в таких вопросах слишком велика. Недаром махинации с топливом являются самыми распространенными случаями «разводов». Поэтому реакция сетей АЗС была соответствующая.




Более того, руководство отечественных операторов отмечает, что они без лишнего информационного шума помогают бойцам, беженцам и пострадавшим от военных действий в зоне АТО.

Активисты соглашаются, что объемы, указанные в последнем письме, явно преувеличены. «Нам бы хоть по 10–20 л, неважно, по талонам или за наличные», — добавляют в КСВО. Глава КСВО сообщил НефтеРынку, что в организации готовы отчитаться за каждый литр потраченного топлива. «Можем даже составить фотоотчет, где побывала заправленная машина», — предложил Виталий Шуплик.

Кроме того, члены «Координационного совета волонтеров Оболонского района» акцентировали внимание на неправдивости той информации, которая была распространена в соцсетях и подхвачена некоторыми СМИ.

«Представитель какойто нефтяной ассоциации явно переусердствовал или попросту наврал. Сжигать или совершать разбойные нападения на заправки никто не собирался. Мы понимаем, что топливный бизнес является источником неплохой прибыли. Я еще раз отмечу, мы не «самопальные волонтеры», которые ищут наживу, прикрываясь благими намерениями. В то время нам действительно не хватало топлива, мы почти все покупаем за свой счет. Приезжая на АЗК с пикетом, члены КСВО просто хотели обратить внимание на проблему волонтерского движения», — прокомментировал НефтеРынку случившееся Виталий Шуплик.

В совете волонтеров еще раз подчеркнули, что приезд на АЗС — не спонтанное решение. «Сначала мы послали письма без объемов, просто с призывом о помощи», — добавляют в КСВО. Представителей топливных сетей снова ждут на собрании 27 мая. Как стало известно НефтеРынку, стратегия по поводу дальнейшего будущего «топливного вопроса» волонтерами пока не выработана. Скорее всего, районные активисты будут пробовать обращаться к нефтетрейдерам через «Союз предпринимателей Оболонского района» и «Союз предпринимателей Киева».

Возможно, в середине мая у волонтеров попросту сдали нервы, однако таким «революционным» способом они явно не добьются позитивной обратной связи от операторов рынка нефтепродуктов.

Отметим, что последующая эскалация конфликта не выгодна ни волонтерам, ни собственникам АЗС. Блокирование работы заправок будет явно не в пользу КСВО, поскольку данный факт по праву может трактоваться нефтетрейдерами, а может, и правоохранителями как нарушение закона. Да и вообще приезды на заправки с «письмами счастья» напоминают сюжеты из хроники 1990-х и как-то не вписываются в рамки деятельности волонтерской организации. Впрочем, ритейлерам также не охота ввязываться в ненужную полемику с общественниками.

Таким образом, выход из сложившегося конфликта сторонам следует искать только в плоскости переговоров. Возможно, в скором времени они смогут выработать приемлемый консенсус. Взглянув глобальнее, отметим: чтобы хоть как-то координировать усилия с волонтерскими организациями, государство должно оказывать им посильную поддержку, причем топливом в первую очередь. Рынок знает как минимум одну государственную компанию — ГП «Укртранснефтепродукт», — которую в прошлом году судья из Одессы «наградил» миллионами литров «дизтоплива Курченко».

Но, похоже, ни государству, ни волонтерам от этого не стало легче.

 

Схожі публікаціЇ