Уже несколько лет AdBlue является неотъемлемым атрибутом при использовании дизтоплива. Без него не могут работать дизельные грузовики стандарта Евро-5 и Евро-6. Если раньше повышение экологических норм больше касалось грузовых автомобилей, в конструкцию двигателей добавлялись системы и компоненты, которые помогали соответствовать жестким экологическим требованиям, то теперь такими системами все чаще комплектуются и легковые автомобили.
Причина дефицита реагента - рост мировых цен на газ. В конце сентября химический гигант BASF сократил производство аммиака на своих предприятиях в Антверпене и Людвигсхафене, в октябре - азотный завод SKW в Пестерице. Итальянский завод Yara объявил о повышении цен на реагент и ушел в отпуск на четыре недели. Словацкая Duslo – крупнейший производитель AdBlue в Европе, сократила свое производство до технического минимума. Это даже вызвало кризис на рынке автомобильных перевозок в Германии, Франции, Великобритании, Испании и Италии. По словам дистрибьюторов, спрос на реагент вырос на 70-100%.
По данным Чешской ассоциации нефтяной промышленности и торговли потребление AdBlue на заправочных станциях за первые 8 месяцев 2021 г. увеличилось до 10 млн л, что больше на 135%, чем в прошлом году. Словацкое правительство заказало 500 тыс. л AdBlue местному производителю заводом Duslo под продажу только словацким автоперевозчикам.
Ожидаемо, что дефицит AdBlue приведет к замедлению автомобильных грузоперевозок или к увеличению использования незаконных устройств, имитирующих впрыск AdBlue в двигатель.
В ответ на это некоторые европейские страны ужесточают проверки тяжелых транспортных средств и при обнаружении манипуляций с системами контроля выбросов, водителю грозит штраф от €1 тыс. до 8 тыс.
Азиатский вектор
Дефицит угля, с которым недавно столкнулась КНР, повлек за собой и перебои с поставками мочевины. Более ¾ всей мочевины в КНР производится из угля. Очень быстро это почувствовала и Южная Корея. Стоимость AdBlue взлетела в 3-4 раза буквально за неделю, но и по этим ценам реагента просто нет.
Нехватка реагента грозит остановкой муниципального транспорта, машин быстрого реагирования и автоперевозчиков. Пока Корея смогла договорится об экстренных поставках с Вьетнамом и Австралией, но эти объемы для нее слишком малые, поэтому в качестве альтернативных поставщиков реагента AdBlue рассматриваются лицензионные украинские производители. НефтеРынку стало известно, что Украинско-Британское «СП АЗМОЛ Бритиш Петрокемикалс» заключило договор на поставку реагента в Корею.
Внутренний рынок
В Украине также растет спрос на реагент, который в основном везут из заграницы. Но уже на начало 2021 г. введены в эксплуатацию два крупных лицензированных немецкой ассоциацией VDA (Verband der Automobilindustrie) производителя AdBlue - завод CrossChem (мощность 1800 т/г.), расположенный в с. Зуровка в Киевской области, и выше упомянутое совместное украинско-британское предприятие AZMOL-BP (мощность 5000 т/г.), производство которого находится в Бердянске Запорожской области.
После обращения крупных логистических компаний к лицензиатам торговой марки AdBlue® компании VDA предприятие AZMOL-ВР рассматривает возможности поставок реагента не только в Корею, но и в Германию, Великобританию, Болгарию и Румынию. Выбор европейцев понятен: AZMOL-ВР – крупнейший в регионе производитель масел, который имеет экспертизу и богатый международный опыт работы в нефтехимическом секторе. Важным моментом для заказчика является наличие у производителя в Бердянске уникального для Украины международного научно-исследовательского центра «ЛАБэксперт», созданного всемирно известным английским химиком Терри Дикеном. Центр оснащен специализированным оборудованием контроля качества AdBlue, чем дорожат на украинско-британском предприятии. По всем тестируемым параметрам реагента AZMOL-ВР соответствует всем нормам ISO 22241.
Несмотря на рост и развитие украинского рынка AdBlue, а сегодня его активно продают на каждой пятой АЗС, а как уже писал НефтеРынок развивается инфраструктура, в частности растут продажи ТРК под реагент. В то же время поисковики пестрят объявлениями про отключение SCR систем с установкой программируемых имитирующих блоков. Стоимость услуги в пределах 3500 грн. Причем данный сервис уже предоставляется прямо в очередях или парковках грузового транспорта. Компании предоставляют гарантии и акты…
Это говорит о полном отсутствии контроля за техническим состоянием транспорта и соответствия выхлопа экологическим нормам. Европейцы удивляются, зачем тогда в Украине несколько лет назад принимались новые стандарты качества топлив, чтобы потом не контролировать выхлопы? Согласитесь, это достаточно показательный пример того, что происходит в нашей стране с отраслью как таковой и не только.
Пока на украинском рынке доминирует импортный продукт. К примеру, сеть ОККО везет из Польши реагент Noxy, SOCAR предпочитает литовский Gaschema, сеть Marshal предлагает клиентам АЗС белорусский М-стандарт. Но на фоне дефицита, цен и логистики все больше сетей предпочитает украинского производителя AdBlue. Безусловно, важно работать с лицензированным продуктом, производитель которого гарантирует качество, чтобы избежать проблем с недовольными клиентами в случае поломки транспорта.
Однако, украинский рынок наполнен нелицензионными продуктами, что также является проблемой для продукта, на который нет Техрегламента. Под видом специальной автомобильной жидкости, вполне могут предлагать раствор Карбамида Б - сельскохозяйственного карбамида, разбавленного обычной водой. В таком продукте будут отмечены повышенные значения биурета (карбамилмочевины), а при плохой очистке воды для производства реагента отмечаются завышенные массовая концентрация альдегидов, магния и натрия. Соли из такой воды могут забить поры катализатора блока SCR, а впоследствии и всю выхлопную систему. А это кратчайший путь к смерти катализатора. Для справки: цена нового составляет около €5 тыс. Такая экономия может обойтись очень дорого.