Развитие рынка сжиженного газа сопряжено с ростом объемов потребления. Так, за первые девять месяцев текущего года балансы рынка выросли на 11,3% в сравнении с аналогичным периодом 2009 года. Если тенденция сохранится (и учитывая сезонность потребления пропан-бутана), то до конца года можно ожидать 10-процентного роста, что повторит результат 2009 года.
Тем не менее существенным отличием 2010 года стал рост объемов сырья в третьем квартале. В августе-сентябре баланс сжиженного газа увеличился почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В основном рост произошел из-за увеличения импортных поставок пропан-бутана, объем которых за девять месяцев 2010 года вырос в 2,4 раза (!) и уже в 1,7 раза превысил импорт за весь 2009 год.
Увеличение объемов импортного газа на украинском рынке обусловлено прежде всего сокращением производства пропан-бутана отечественными предприятиями. За три квартала существенно снизили выпуск сжиженного газа госкомпании, эксплуатирующие в сумме восемь ГПЗ. Так, ОАО «Укрнафта» за девять месяцев потеряла 12,2%. Несколько лучше ситуация у другой госкомпании — ДК «Укргаздобыча», падение у которой составило всего 6,4%. Напомним, на ГПЗ данных компаний приходится почти половина ресурсного наполнения рынка. В 2010 году из-за общего падения добычи нефти и природного газа снижение производства сжиженного газа было неизбежным. Правда, в самих компаниях это расценивают как временное явление, ведь не зря «Укрнафта» модернизирует резервуарный парк на Качановке (НР, № 6, 2010).
При этом следует отметить увеличение выпуска пропан-бутана на украинских НПЗ. Лидером роста стали Кременчугский и Одесский НПЗ (на 14% и 13% соответственно). Снижение производства на ЛИНИКе обусловлено полуторамесячным капремонтом, который прошел в мае-июне. После профилактики Лисичанский НПЗ ежемесячно производил более 20 тыс. т пропан-бутана.
Одной из причин увеличения импорта газа во второй половине 2010 года является непрозрачность рынка. Газовики говорят о том, что украинского ресурса, во-первых, стало меньше, во-вторых, (а может, и во-первых!) он стал менее доступен. «Сегодня, учитывая трудности в приобретении украинского пропан-бутана, газовики устремились за ресурсом на внешние рынки — в Россию, Казахстан и Белоруссия», — рассказали НефтеРынку в одной из компаний в восточном регионе. По словам собеседника, в ближайшей перспективе рынок может стать сильно зависимым от импортного газа.
Действительно, направлений поступления импортного газа — великое множество. К примеру, «Галнафтогаз» реализует на станциях ОККО газ производства заводов Республики Беларусь (Мозырь), России («Омскнефтеоргсинтез»), Казахстана и украинский — в основном Гнединцовского ГПЗ (ОАО «Укрнафта» и Яблунивка и Селещина ДК «Укргаздобыча»). В столичной сети КЛО отдают предпочтение белорусскому газу (Речица) и российскому пропан-бутану производства группы компаний «Сибур». «Украинский газ закупаем редко по причине низкого содержания пропана, что сказывается на мощности двигателя автомобиля», — рассказал Игорь Чернявский, финансовый директор столичной сети АЗС КЛО.
Про запас
Вполне логично предположить, что рост импорта в августе-сентябре (суммарно — 65 тыс. т) вызван опасениями газотрейдеров относительно возможности повторения пропанового коллапса, который произошел в октябре 2009 года. Напомним, в конце октября 2009 года на газовом рынке Украины произошел резкий скачек цен (в крупном опте цена доходила до 9600 грн/т, а в рознице превысила 5 грн/л; см. график), в причинах которого операторы окончательно не разобрались. По словам одних игроков, на рынке произошел сговор, из-за которого был придержан ресурс, а в результате искусственного дефицита цена резко пошла вверх. Другие уверены, что дефицит произошел под влиянием внешних факторов и внутриукраинской конъюнктуры, в результате чего отечественный газ ушел на экспорт. В любом случае газовые операторы в целях предосторожности в текущем году везут ресурс пропан-бутана из других стран, что называется, «про запас».
Рост популярности пропан-бутана имеет и обратную сторону. Как выяснилось, больше всего операторов тревожит отсутствие прозрачности на рынке и растущее количество игроков. «Если в отдельно взятом регионе, к примеру, было пять участников рынка и у каждого определенное количество пунктов продажи и, допустим, база хранения. Каждый знал плюс‑минус баланс региона по потреблению и остаткам. То теперь на той же территории под два десятка игроков сориентироваться по объемам крайне сложно», — говорит директор ООО «Авантаж7» Иван Стойков. По его словам, еще одной проблемой на рынке является отсутствие прозрачного ценообразования. «С высокой точностью нельзя предугадать, какая цена будет в Кременчуге или Лисичанске, а тем более на аукционах», — отметил он. В результате трейдеры предпочитают работать с импортным газом, цена на который более или менее прогнозируема.
Предупредить профицит
Судя по всему основными виновниками роста количества пунктов реализации сжиженного газа являются «бензинщики», которые теперь спешат освоить сектор газа. Газом плотно занимаются все без исключения крупные операторы. Часто приходится слышать в компаниях о программах развития — «поставим газ на каждой АЗС». Однако уже сегодня видно, что хаотичное развитие рынка может привести к дисбалансу, ведь построили в Украине больше 6 тыс. АЗС, а теперь операторы погрязли в ценовых войнах. Раздув однажды рынок, ритейлеры с каждым годом теряют в марже и прокачках. Если сегодня на украинском рынке более 2000 пунктов розничной реализации пропан-бутана, то стремление операторов увеличить свою долю может привести к неконтролируемому росту количества АГЗП или пунктов продажи сжиженного газа, при том, что газовая розница будет терять объемы реализации.
Тем не менее развитие продолжается, и тому есть множество примеров. Недавно НефтеРынок узнал, что над открытием розничного пункта реализации сжиженного газа задумываются даже СТО, на которых переоборудывают автомобили под пропан-бутан. Так, до конца 2010 года установить газовый модуль планирует столичный VIP-Gaz. Кроме того, становится модным устанавливать модули прямо в гаражных комплексах — непосредственно там, где концентрируются потребители. Такие пункты были замечены как в спальных районах (к примеру, на Оболони), так и в центре столицы. Думается, в регионах дела обстоят аналогично.
Впрочем, есть примеры посолиднее: в 2010 году стало сразу на две ГНС больше. Газовые хранилища построили крымская ТЭС и столичная «БРСМ-Нафта». Помимо этого, по информации НефтеРынка, в конце этого года-начале 2011‑го в Украине появится еще один морской терминал. В этот же период ожидается появление нового производства на промыслах ПГНК.
Сообщающиеся сосуды
Вместе с развитием одного рынка наблюдается вымирание другого — метанового. Операторы отмечают, что сжиженный газ в 2010 году существенно подвинул конкурента, розничная цена которого выросла. «По нашим данным, в Крыму в 2010 году «переобулись» на метан не более десятка автомобилей. Метан сегодня не может конкурировать со сжиженным газом из-за высокой входной цены на ресурс», — поделился наблюдениями Максим Раскин, куратор газового направления в крымском ТЭС. По его словам, метан существенно потерял свои позиции в 2010 году, автолюбители охотнее ставят на автомобили ГБО под сжиженный газ.
С ним соглашается коллега из винницкого «Техногаза» Андрей Коваль: «Под альтернативные топлива, к которым относится сжиженный газ, необходима специальная государственная программа. На газ нужно перейти почте, телефонным сетям и прочему коммунальному транспорту. При пробеге 300 км/сут. окупаемость газового оборудования составляет примерно полгода». По его словам, даже если поставить газ на несколько молоковозов, то в течение трех лет предприятие на сэкономленные средства может приобрести 5‑6 новых машин.
В общем для дальнейшего развития рынка пока есть все предпосылки. В 2010 году рынок уже наблюдал за появлением у трех операторов брендового сжиженного газа. Правительство даже планирует ввести акциз на сжиженный газ, в чем, кстати, газовики не видят большой опасности (подробнее читайте в НР, № 39, 2010). Посему стоит ожидать появления новых игроков с интересными конкурентными предложениями.