Где деньги?
Не вызывает сомнений, что ответный ход «Приват» повлекла череда событий, связанных с его активами в нефтедобывающей сфере. С начала июля в кулуарах ВР и Кабмина гуляла информация о скорой приватизации «Укрнафты» (50%+1 акция принадлежит НАК «Нафтогаз Украины»). После правительство взялось за поиски дополнительных вливаний в пустеющую казну. В связи с проблемой выполнения бюджета Арсений Яценюк потребовал от «Укрнафты» заплатить в бюджет 1,3 млрд грн дивидендов. Об этом 17 июня рассказал министр энергетики Юрий Продан.

Через некоторое время стало понятно, что «Приват» платить не собирается. В Минфине придумали, как заставить компанию отдавать больше прибыли от добычи углеводородов. В Верховную Раду был внесен законопроект №4309а «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины». Одним из главных изменений для отрасли был пункт о резком увеличении налоговой нагрузки на нефтегазодобывающие компании. По информации НефтеРынка, данные нормы писал заместитель министра финансов Денис Фудашкин.

Под одну гребенку
Однако разведка боем сыграла злую шутку с самим правительством. Законопроект затронул не только «Укрнафту», «рикошетом» зацепило крупнейшего добытчика газа – «Укргаздобычу», а также частные компании, которые добывают нефть и газ в Украине. Если государственные компании уже привыкли к «обдираловке» (фискальная нагрузка на государственную «Укргаздобычу» составляет 94%), то для частников добыча в таких условиях становится убыточной. Речь идет о резком увеличении ставки платы за пользование недрами при добыче нефти и газа.

По расчетам экспертов ООО «Ньюфолк», принятие новых налоговых инициатив правительства приведет к тому, что чистый убыток частных компаний при добыче газа составит от 700 до 900 грн за 1 тыс. м3 в зависимости от глубины скважин и условий добычи. «Общий размер рентных платежей, налога на прибыль и других выплат по формуле расчёта налогообложения на добычу газа составляет 4557 грн – примерно соответствует предельной цене на газ, установленной НКРЭ», – отмечают эксперты компании. Повышение налогов приведет к неминуемой остановке работы предприятий и потере 3 млрд м3 собственной добычи в год.

Защищая законопроект перед народными депутатами, министр финансов Александр Шлапак в зале Верховной Рады заявил, что себестоимость добычи нефти ПАО «Укрнафта» составляет 855 грн/т. А при реализации компания получает прибыль в размере 700%.

Однако дальше пошла политика. Законопроект, который кроме повышения платы за недропользование содержал значительное количество поправок для секвестра бюджета, в том числе введение акциза на альтернативные топлива в размере €139 /т, даже не внесли на рассмотрение Рады. За включение в повестку дня проголосовало только 185 депутатов. Нежелание голосовать за данные законопроекты вслед за распадом парламентской коалиции вынудило премьер-министра Арсения Яценюка подать заявление об отставке. Уже в пятницу, 25 июня, заседание правительства проводил Владимир Гройсман, но с приставкой и.о.

Стоп машина
На инициативы Кабмина «Приват» отреагировал в привычном для себя стиле – остановкой продажи топлива на АЗС за наличные, выкинув «б/н» (безналичные продажи) на стелу. С 23 июля на АЗС под брендами «Укрнафта», «Авиас», ANP, «Мавекс» и др. станциях, входящих в группу, была остановлена продажа нефтепродуктов за наличные деньги. При этом в различных регионах на отдельных станциях «Укрнафты» еще можно купить топливо (Ровенская, Тернопольская, Черкасская и др.).

На горячей линии ООО ПТФ «Авиас» НефтеРынку сообщили, что на станциях до 18:00 24 июля будет проводиться инвентаризация. «Нефтепродукты на всех станциях будут отпускаться в период инвентаризации только по заранее приобретенным топливным картам», - сообщили в компании.
На АЗС ANP в Черниговской, Черновицкой, Хмельницкой и Херсонской, Тернопольской и Николаевской областях НефтеРынку сообщили, что на днях будет произведена смена фирмы владельца станции. По информации НефтеРынка, указание об остановке продаж в сеть «Привата» поступило в ночь с 22 на 23 июля, при этом были развернуты бензовозы, направляющиеся на АЗС с нефтебаз компании. На одной из киевских АЗС «Авиас» НефтеРынку сообщили, что указание поставить «б/н» поступило 23 июля в 12:00. Указание поступило сверху, хотя на станции в этот день в резервуарах было достаточно топлива.

Прекращение продаж поначалу вызвало ажиотаж в регионах, особенно там, где «Приват» занимает ключевые позиции. В вотчине группы, Днепропетровской области, беспокойство было наибольшим. В связи с этим заместитель главы Днепропетровской ОГА Борис Филатов призвал автомобилистов Днепропетровска не паниковать. В сообщении, опубликованном на странице в Facebook, чиновник сослался на переучет топлива и пообещал возобновить его продажу. На следующий день после заявления в Днепропетровской области отпуск за наличные возобновился, а запись из социальной сети была стерта.

На время верстки номера (пятница, 25 июля) НефтеРынку удалось выяснить, что продажа топлива за наличные возобновилась на всех АЗС «Укрнафты». На других стелах заправок, водящих в группу, в большинстве регионов Украины пока светится б/н.

Версия о том, что «Привату» не хватает топлива для АЗС, имеет место. В связи с повышением стоимости нефтепродуктов в начале 2014 года и отрывом в 1,0-1,5 грн/л от основных игроков прокачки на «приватовских» заправках выросли на 20%. С ростом реализации Кременчугский НПЗ, запитанный на отечественной нефти, справится с возросшими объемами не может. Впервые за последние время «Приват» решился на импорт топлива из Беларуси. Но и на этом поприще его первые шаги оказались неудачными. «Отгрузки бензинов с Мозыря существенно снизились. Вместо 1,5 - 2 тыс. т в сутки отгружают от силы 700 т», - сообщил НефтеРынку источник в нефтяной структуре компании. Одной из причин снижения отгрузок нефтепродуктов белорусскими заводами послужил рост цен на топливо в соседней России, куда переориентировались объемы сябров. Впрочем, по словам участников рынка, скоро на Одессе стоит ожидать танкер с топливом для «Привата».

Еще одним мотивом «топливного протеста» послужил вопрос о переработке технологической нефти, выкачанной «Укртранснафтой» из нефтепровода (около 600 тыс. т). Вопрос о ее скорейшей переработке (по неподтвержденным данным - с выросшими в два раза потерями) на Кременчугском НПЗ с недавних пор принялся активно лоббировать заместитель министра энергетики Игорь Диденко, которого в среде трейдеров уже характеризуют как человека Коломойского. По информации НефтеРынка, сторонники «срочной» переработки встретили сопротивление в НАК «Нафтогаз Украины». Возможно, результат заседания заинтересованных «сторон» («Нафтогаза», «Укртранснафты», «Укртатнафты» и Минэнергоугля) на прошлой неделе послужил еще одним доводом в пользу демарша «Привата» в рознице.

Официальная версия об инвентаризации сразу на всех 1,5 тыс. АЗС выглядит подозрительной. Разве могут в один момент остановить продажи по всей стране супермаркеты продуктового лоукостера АТБ (ритейлер в сфере продуктов питания, 720 магазинов в Украине)? Маловероятно. Вопрос кроется в следующем: чего хочет добиться этой остановкой «Приват»? Вследствие прекращения отпуска топлива за наличку ажиотажа всеукраинского масштаба не вышло. Это не 2008 год, когда доля группы на отечественном рынке была значительно больше. Простой «приватовских» заправок не только навредил сети (по подсчетам консалтинговой компании UPECO, два дня остановки («Укрнафта» - один день) дали минус по выручке – около 100 млн грн), но и сыграл на руку другим операторам, которые в эти дни нарастили реализацию на 10-15%. А у соперников по лоукосту, в частности на АЗС «БРСМ-Нафта», в определенные дни выстраивались очереди из более чем 10 автомобилей. Кстати, ряд операторов воспользовались ситуацией и подняли цены на 10-30 коп/л. Не прочь воспользоваться проблемами «заклятого соперника» оказались сети KLO, «БРСМ-Нафта», «Маркет», «Маршал».

Почему в такой сложный для страны период «Приват» затеял воевать еще и с правительством Яценюка – понять сложно. У группы столько «уязвимых» мест в бизнесах, как бронежилетов на таможне. Сказать, что «Приват» ведет честную игру в нефтянке, пожалуй, не решится ни один игрок на рынке. Как бы группе ни пришлось искать новых юристов по антимонопольному и налоговому законодательству.