Взаимоотношения между Россией и Беларусью в энергетической сфере переживали не одно обострение. Свежи воспоминания о событиях 2010 года, когда вследствие размолвки по поставкам нефти из России белорусы хотели использовать украинский нефтепровод Одесса — Броды для транспортировки венесуэльского сырья.
Впрочем, каждое годовое составление баланса по поставкам нефтяного сырья и природного газа в Беларусь вызывает серию вояжей в Белокаменную и переговоров чиновников высшего ранга.
Так, в конце 2015 года между Россией и Беларусью был подписан очередной индикативный нефтяной баланс. В соответствии с ним в этом году белорусская сторона должна была получить 24 млн т нефти, которая бы поровну разделилась между Мозырским и Новополоцким НПЗ. В свою очередь, за счет беспошлинной отправки нефти из РФ белорусы обязывались поставить 1 млн т бензинов обратно. Однако летом 2016 года двусторонние договоренности претерпели изменения. 17 июня 2016 года в Москве сообщили о намерении сократить поставки нефти в Республику Беларусь. В Министерстве энергетики Российской Федерации отметили, что в 2016 году урежут поставки до 18 млн т вместо 24 млн т.
Таким образом, в адрес белорусских НПЗ, куда нефть шла пропорционально, отгрузки уменьшатся на 25%. Российские чиновники заявляют, что снижение поставок нефти в Беларусь является компенсацией выпадающих доходов от недопоставленных в Россию нефтепродуктов, которые белорусская сторона должна возвращать в согласованных объемах, а также долгов за потребленный природный газ.
«Наши белорусские партнеры нам недоплачивают за газ, мы из-за этого теряем деньги, в том числе в бюджете, так как «Газпром» — крупный налогоплательщик, и, конечно, вынуждены искать варианты компенсации», — отметил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. По данным России, долг Беларуси перед российским газовым монополистом составил около $250 млн…
Кто прав?
Поставки бензинов в Россию регулируются Протоколом о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 года, который был подписан в союзной Астане 29 мая 2014 года. Согласно дополнительным протоколам к соглашению, за счет беспошлинной отправки нефти Беларусь обязывалась поставить 1 млн т бензина в 2016 году. Однако за шесть месяцев этого года объемы составили всего около 10% от заявленного количества.
В случае нарушения протоколом оговариваются санкции за недопоставленные объемы. Так, при недопоставке бензинов, которая превышает 10% от предусмотренного графиком объема, Россия имеет право снизить в планируемом квартале объемы нефти.
В отношении уменьшаемого объема сырья должны использоваться просчеты путем умножения коэффициента 5 на объем недопоставленного бензина.
Впрочем, в договоре о создании Евразийского экономического союза оговаривается ситуация, которая освобождает Беларусь от выполнения обязательств по отгрузкам. «Если окажется, что цена поставки нефтепродуктов в Россию ниже цен, по которым можно их реализовать в Европе, у белорусской стороны есть право не осуществлять поставки себе в убыток», — заявлял в начале года вице-премьер Республики Владимир Семашко.
Резать по живому
Согласно данным российской стороны, на III и IV кварталы 2016 года объем транспортировки нефти в Беларусь может быть снижен на 5 млн т. «График на III квартал подписан, решение принято, в рамках этого решения нам лишь остается технически обеспечить его реализацию», — сказал глава «Трансенфти» Николай Токарев.
По утвержденному плану поставки на III квартал, Мозырский и Новополоцкий («Нафтан») НПЗ недо получат 1,125 млн т каждый. В «Транснефти» заявили, что высвободившиеся объемы в количестве 2,25 млн т будут переадресованы на другие направления. Так, официальный представитель госкомпании Игорь Демин отметил, что через порты будет перенаправлено 1,2 млн т, а транзитом через территорию Беларуси — 1,05 млн т. «Через порт „Приморск“ будет перевалено 500 тыс. т, через порт в Усть-Луге — 700 тыс. т.
Поставки по северной ветке нефтепровода «Дружба» дополнительно увеличат на 750 тыс. т, по южной ветке — на 300 тыс. т», — пояснил он.
В «Белнефтехиме», для которого такие заявления стали шоком, сообщили, что в связи со снижением поставок загрузка белорусских НПЗ была оптимизирована с точки зрения наибольшей эффективности работы.
Отметим, что спустя полмесяца с момента оглашения намерений урезать объемы появилась и другая информация. Согласно данным российских СМИ, Минэнерго РФ и «Белнефтехим» в ходе консультаций, которые прошли 30 июня 2016 года, договорились не сокращать поставки российской нефти в Беларусь в III квартале. Однако на официальном уровне об этом нигде не сообщалось.
В поисках загрузки
В случае недопоставки объемов Мозырский НПЗ может вернуться к приему так называемой «колесной» нефти, с которой на завод в качестве давальцев заходили небольшие компании. Однако с начала 2016 года, когда баланс на поставку черного золота был утвержден, пускать на завод «малышей» отказались. Теперь ситуация, скорее всего, заставит НПЗ искать дополнительные варианты дозагрузки путем привлечения именно «колесных» объемов.
Добавим, что в свете конъюнктуры рынка уже третий месяц крупные давальцы Мозырского НПЗ, которыми являются «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть», не отправляют свой ресурс на переработку. Указанные компании не перепродают полученный в результате переработки нефтепродукт в опте и своей белорусской рознице. На АЗС этих брендов, работающих в Беларуси, топливо привозится из России.
На данный момент вся экспортная нагрузка по продаже нефтепродуктов, произведенных на Мозырском и Новополоцком НПЗ, приходится на государственную Белорусскую нефтяную компанию, которая была создана в 2007 году. В случае же появления давальческого ресурса на заводах доля компании может снижаться от 60% до 80%. Свои продажи БНК выстраивает через сеть дочерних структур.
Если конфликт между союзными странами затянется, не исключено, что Александр Лукашенко достанет свой уже опробованный козырь — поставки морской нефти через Украину. В этом случае может выйти «в плюс» простаивающее сегодня направление поставок Одесса — Броды «Укртранснафты». Без сомнения, Украина от этого только выиграет.
Украинский вопрос
А вот рынок нефтепродуктов от сообщений из Москвы напрягся. Сокращение поставок российского черного золота на Мозырский и Новополоцкий НПЗ заставило насторожиться украинский рынок, который «запитан» на белорусских нефтепродуктах. Так, например, в прошлом году бензины и ДТ из Беларуси составили почти 46% всего отечественного импорта.
Подчеркнем, что по приоритетности поставок для белорусских производителей Украина стоит на первом месте за счет высокой премиальности нашего рынка. Однако трейдеры помнят, что в прошлом в силу разных причин провалы по отгрузкам нефтепродуктов из Беларуси случались довольно часто.
В сложившейся ситуации и с учетом ее влияния на обеспечение топливом отечественных потребителей мнения трейдеров разделились. Часть игроков опасается сокращения объемов по долгосрочным и спотовым контрактам. Некоторые импортеры даже говорят, что по дизельному топливу уже есть распоряжения урезать спот.
Другие же игроки отмечают, что из-за премий для нашего рынка Беларусь будет до последнего удерживать поставки в адрес контрагентов из Украины. По информации НефтеРынка, спотовые продажи топлива Мозырского и Новополоцкого НПЗ в первой половине июля продолжались в привычном режиме. «За первую декаду месяца никаких проблем с отгрузками нефтепродуктов по споту в Украину не ощущалось.
Так, на прошлой неделе Мозырский и Новополоцкий заводы на площадке Белорусского нефтяного торгового дома выставляли всю линейку продукции», — рассказал один из покупателей импортных нефтепродуктов, участник торгов на площадке «Белнефтехима».
Кроме того, неизвестно, как будут обстоять дела с отправкой топлива в Россию, которое и в период высоких нефтяных балансов отгружалось нерегулярно. В стоимости ресурса, отправляемого восточному соседу, бывали провалы, когда поставка бензинов в РФ была дешевле, чем отправка ресурса на экспорт через порты, не говоря уже об Украине. Это и стало одной из причин сырьевого конфликта в июне.
При урезанном балансе, исходя из ценовой конъюнктуры рынка, скорее всего, первыми белорусы сократят импорт по базису FOB в порты Прибалтики, Северо-Западной Европы и Средиземноморья.
Так, согласно дифференциалам «Белнефтехима» по состоянию на 8 июля в направлении портов, дизтопливо Мозырского НПЗ отгружалось с дисконтом $51,4/т, а Новополоцкого — $47,1/т от средних котировок агентства Platts. В свою очередь, в направлении Украины поправка показала премию в $22/т и $18/т соответственно.
Впрочем, гипотетическое сокращение поставок диверсифицированный украинский рынок может пережить, правда, цены на ресурс, в частности бензины, могут быть выше. По ДТ ситуация другая.
Недавно появившиеся предложения дешевого российского трубного дизтоплива могут закрыть образовавшийся «пробел» из Беларуси. Дизельную трубу «ПрикарпатЗападтранса» в Мозыре уже отчетливо чувствуют: резервуары с ДТ едва не лопаются от накопившегося объема. А одному из украинских покупателей поступила просьба побыстрее оплатить бензин, чтобы можно было срочно его отгрузить. Очевидно, что так при дефиците не делают.
Конечно, уменьшение переработки ударит и по производству сжиженного газа на Мозырском НПЗ. Напомним, завод продает СПБТ как на украинский, так и на европейский рынки. И если в случае с бензином и дизтопливом для белорусов Украина является приоритетным направлением, то пропан-бутановая смесь продается «задорого» не только украинским газовикам.
В связи с тревожной тенденцией НефтеРынок решил обратиться и в «Белоруснефть», которая управляет другим производителем газа — Белорусским ГПЗ (г. Речица). В компании изданию сообщили, что поставки широкой фракции легких углеводородов, являющейся сырьем для СУГ, из России идут в рабочем режиме и производства на заводе никто снижать не будет.
Пока в Украине одни напуганы фейковыми сообщениями о дефиците, а другие без проблем продают мозырские нефтепродукты, поставщик нефти договаривается с должником по газу. Как это уже случалось раньше, найдется компромисс, например, в долю какого-нибудь стратегического предприятия республики войдет российский капитал. Так было неоднократно и с Украиной. Ведь всем известно, что энергетический рычаг — излюбленный метод влияния в геополитических играх северного соседа.