Александр Сиренко
Yankee go home
Официально ни Chevron, ни правительство причину отказа не назвали. Однако источники, близкие к переговорному процессу, указывают на желание украинских властей выкинуть из проекта компанию «СПК Геосервис», которую принято считать детищем бывшего министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого. Американцы же якобы сочли невозможным удовлетворить требование украинской стороны и отказались пересматривать условия уже подписанного соглашения. Для иностранцев пересмотр договора — дело хлопотное, поскольку необходимо согласовать все нюансы на уровне совета директоров. Немаловажным фактором также является перспектива судебных разбирательств по следу прежней власти в проекте. Очевидно, в Chevron решили не рисковать и просто отказались от проблемного проекта.
Следует отметить, что совсем недавно стало известно о приостановлении Shell еще одного проекта СРП по освоению Юзовской площади в Донецкой и Харьковской областях. Но в этом случае остановка объясняется военными действиями, которые ведутся в непосредственной близости или недалеко от объектов
У Chevron таких проблем нет. Западная Украина сегодня во всех отношениях самый стабильный регион страны. Местные власти поддерживают проект СРП, а цены на газ, в отличие от нефти, остаются высокими. С другой стороны, экономическая и политическая ситуации в Украине крайне сложные и не способствуют работе иностранных инвесторов. Много вопросов вызывает работа правительства и других государственных органов.
Круги ада
Впрочем, перспективы еще пару лет назад были радужные. Американская нефтегазовая компания Chevron в прошлом году подписала соглашение о разделе продукции с Украиной по поиску и разработке месторождений углеводородов на Олесском участке во Львовской и Ивано-Франковской областях. Площадь участка составляет 6,5 тыс. км2, добыча планировалась на уровне 5–10 млрд м3 газа в год.
Проект должен был стать одним из крупнейших инвестиционных проектов в Украине и крупнейшим в Западной Украине. Только на первом этапе разведки компания обязалась вложить $350 млн. В целом при реализации проекта инвестиции могли составить $10 млрд.
Местные власти уповали на СРП и рассчитывали, что проект принесет ожидаемые дивиденды местным сообществам. «Только на первом этапе за три года Chevron готов был инвестировать $350 млн. Это половина инвестиций, которые Ивано-Франковская область получила за 20 лет», — говорит начальник управления экономических реформ, евроинтеграции и инвестиций Ивано-Франковской ОГА Мария Ткачук.
В областном руководстве не скрывают, что за счет Chevron планировали реализовать социальные и инфраструктурные проекты, в первую очередь заняться строительством дорог и централизованным водообеспечением районов. На начальном этапе, в 2012–2013 годах, главными противниками СРП по Олесской площади были «свободовцы», которые на тот момент являлись основной политической силой в регионе, а их представитель Ирина Сех возглавляла комитет по экологии в Верховной Раде. Правительству, а особенно Минприроды, было непросто уговорить местные власти поддержать проект. Но за почти два года разъяснительной работы местные власти стали горячими поклонниками СРП, и решение Chevron выйти из проекта немало огорчило их. Впрочем, они надеются, что инвесторы передумают.
Конец сказки о СРП
СРП по разработке Олесской площади — одно из четырех соглашений, подготовленных правительством Николая Азарова. И второе после СРП Shell по Юзовскому участку, которое удалось подписать. Еще два СРП не были подписаны ввиду оккупации Крыма Россией.
Так или иначе, ни одно соглашение так и не удалось воплотить в жизнь. Тут можно также вспомнить судьбу первого проекта СРП по Прикерченскому шельфовому участку американской компании Vanco. Конкурс, организованный правительством Еханурова в 2006 году, после многолетних судов канул в Лету.
Сегодняшний уход Chevron лишний раз подтвердил, что Украина остается крайне рискованной страной для инвестиций, особенно в энергетический сектор. Поэтому любые планы правительства по привлечению иностранных инвесторов вызывают сомнения.
Пожалуй, единственные, кто остался доволен уходом Chevron, — это представители экологических организаций, которые активно боролись против СРП. По крайней мере экологи отработали возложенные на них надежды и обязательства. А в случае с Shell и рыдающими на камеру экологически подкованными «донецкими мамочками» в 2013 году — гонорары из России.