На созванной в прошлый четверг пресс-конференции председатель правления украинско й дочки ТНК-ВР Дидье Казимиро, президент «ТНК-ВР Коммерс» Сергей Лизунов и прибывший из Москвы исполнительный директор ТНК-ВР Дидье Бодранд пытались удовлетворить журналистский интерес к будущим преобразованиям в компании.
Ускоренная модернизация
В 2010 году ТНК-ВР планирует потратить на развитие нефтепереработки и розницы в Украине $137 млн, из них $107 — на модернизацию Лисичанского НПЗ. На вопрос о том, означает ли это, что оставшиеся $30 пойдут на розницу, первые лица компании дали уклончивый ответ: мол, такой четкой привязки нет. Очевидно, существенная часть средств, выделенных на модернизацию, будет освоена в ходе предстоящего капитального ремонта ЛИНИКа, который намечен на май–июнь этого года. В рамках капремонта планируется осуществить значительную часть мероприятий по реконструкции трех установок: гидроочистки дизтоплива, изомеризации и риформинга. По словам Дидье Бодранда, такая реконструкция будет стоить владельцам ТНК‑ВР $55 млн. На фоне общих инвестиций в размере $1,3 млрд в перерабатывающие активы группы с целью доведения качества производимого на них топлива до стандартов Евро-4 озвученная сумма выглядит скромно.
Так или иначе в компании уверены, что издержки позволят вписаться в новые стандарты качества топлива, которые вступят в силу с 2011 года. Более того, Сергей Лизунов намекнул, что их отмена или перенос крайне нежелательны, поскольку девальвируют инвестиции в модернизацию и лишат ЛИНИК конкурентных преимуществ. С этим утверждением сложно не согласиться, равно как и с тем, что заводам в Надворной и Дрогобыче сложно будет завершить модернизацию к сроку, если для них все же не будет сделано исключение в виде продления действия льготных условий по качеству выпускаемого продукта. Решать эту дилемму придется уже новым руководителям Минтопэнерго и Кабмина.
Следует отдать должное менеджерам ТНК-ВР, которые говорили не только о будущих свершениях, но и о допущенных в работе компании ошибках. Например, рассказывая о глубине переработки нефти на Лисичанском НПЗ, Дидье Казимиро сравнивал завод не с украин скими аналогами, а с европейскими. «Большой выход мазута нас категорически не устраивает. По этому показателю мы не можем конкурировать ни с европейскими, ни с российскими НПЗ, которые при схожих технических параметрах имеют преимущество за счет государственных субсидий», — отметил топ‑менеджер «ТНК-ВР Коммерс».
Больше белорусского
По словам Дидье Казимиро, с учетом потраченного на ремонт времени в 2010 году ЛИНИК переработает порядка 5‑6 млн т нефти. Логичный вопрос: за счет каких ресурсов будут осуществляться поставки топлива клиентам компании. «Безусловно, будет накопление нефтепродуктов», — заявил Дидье Казимиро. Еще одним источником компенсации, по его словам, станут поставки нефтепродуктов с Мозырского НПЗ. Как известно, ТНК-ВР на паритетной с «Газпром нефтью» основе владеет компанией «Славнефть», которой в свою очередь принадлежит около 43% акций завода в Мозыре.
Впрочем, как следует из слов исполнительного директора «ТНК-ВР Коммерс», импорт белорусских нефтепродуктов необходим не только и не столько для компенсации временно выбывающих мощностей ЛИНИКа. «Речь идет об оптимизации системы поставок нефтепродуктов в Украине», — пояснил Казимиро. Иными словами, импорт белорусских нефтепродуктов займет важное место в сбытовой политике компании.
Привести в порядок розницу
Не так давно Дидье Казимиро заявил, что его компания решила отдать предпочтение развитию собственной сети АЗС. К этому решению ТНК-ВР, вероятно, подтолкнула покупка автозаправочных станций «Вик Ойла», а также многочисленные упущения и откровенные провалы в построении взаимоотношений с джобберами. «Мы сильно уронили бренд, — сказал в беседе с корреспондентом НефтеРынка Сергей Лизунов. — Запущенная пиар-кампания и слоган «Візьми якість за правило» резко диссонировали с многочисленными фактами бодяжничества и другими нарушениями в сетях АЗС, работавших под брендом ТНК». По информации Лизунова, только в 2009 году компания прошла через 60 судебных разбирательств в отношении некорректного использования бренда ТНК.
Признание ошибок делает честь менеджерам компании и вселяет надежду, что ситуацию удастся радикально изменить. По информации Дидье Казимиро, сейчас в компании проходит инвентаризация работы розничных активов. После этого будет определено, под какими брендами будут работать АЗС «Вик Ойла» и «Золотого Гепарда». Выбор невелик — ТНК или ВР. Очевидно, что с приходом в компанию Дидье Казимиро, который, работая в Москве, непосредственно курировал развитие бренда ВР в столице, а также Санкт-Петербурге, процесс разворачивания АЗС под этим брендом будет активизирован. Какие из принадлежащих компании станций будут ребрендированы под ВР, зависит от того, насколько они будут соответствовать стандартам британского бренда. «Точно могу сказать только одно: в этом вопросе мы не пойдем по пути Shell», — подчеркнул Казимиро. Вероятно, он имел в виду то, что конкуренты ТНК-ВР пошли по пути экстенсивного роста, вывешивая ракушку Shell даже не на самых презентабельных станциях. «Нужно понимать, что клиенты АЗС ТНК и ВР — разные люди», — подчеркнул он.
Есть повод понервничать
Заявив о приоритете развития собственной сети АЗС, на пресс-конференции Дидье Казимиро поспешил уточнить, что из этого не следует, что джобберская программа будет свернута. Так что основные партнеры «танкистов», в отличие от мелких региональных партнеров, могут быть спокойны. Интересно, что некоторые сети, работающие с ТНК-ВР по франчайзинговым договорам, параллельно развивают собственный бренд. Так, например, делает крымский «Атан», ряд АЗС которого имеет собственную символику и позиционирование. Этот своеобразный запасной аэродром и диверсификация рисков могут стать незаменимыми в случае кардинального пересмотра ТНК-ВР своей стратегии присутствия в рознице.
Руководители ТНК-ВР не дали четкого ответа на вопрос о сроках запуска в украинской рознице брендового топлива Pulsar, хотя и подтвердили, что такие планы на этот год имеются. Уклончивый ответ, вероятно, также можно объяснить нежеланием наступать дважды на одни и те же грабли. Начало продажи Pulsar — важный маркетинговый ход, который может быть девальвирован нерешенной проблемой контроля качества отпускаемых на АЗС ТНК нефтепродуктов. В целом на расширение покрытия сетью АЗС территории Украины ТНК‑ВР, по словам Дидье Казимиро, готова потратить $200–250 млн. Освоение этих средств, по его словам, зависит исключительно от адекватности цены покупаемых активов в рознице. Их оценкой с 1 апреля вместо уволенного с поста генерального директора СП «Кершер» Максима Андриасова будет заниматься новый человек, а именно Хуп Стокман — канадец, 20 лет проработавший в ВР. Судя по всему, кадровые замены вызваны желанием Дидье Казимиро работать с теми людьми, которых он знает лично и кому доверяет.
К переменам готовы?
Понятно, что замена правительственной команды повлечет за собой пересмотр сложившейся при Юлии Тимошенко практики участия государства в вопросах ценообразования на нефтепродукты. «Бизнес по торговле нефтепродуктами формирует значительную часть бюджетных поступлений. Мы отдаем себе отчет в том, что государство будет вмешиваться в процесс ценообразования на этом рынке», — сказал Дидье Бодранд. Очевидно, баланс интересов в работе экспертно-аналитической группы (ЭАГ) по рынку нефтепродуктов, который сейчас имеет явный перекос в пользу трейдеров, будет меняться. А закрытые для общественности результаты деятельности ЭАГ станут намного более прозрачными.
Впрочем, как следует из слов Сергея Лизунова, в компании продолжают настаивать на том, что основой формульного ценообразования должна оставаться стоимость импортных, а не отечественных нефтепродуктов, несмотря на то что доля первых на украинском рынке составляет лишь около 40%. Президент «ТНК-ВР Коммерс» объясняет это тем, что НПЗ не могут столь же оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, как импорт. «Процесс поставки нефти на завод, ее переработки и отпуск в продажу занимает порядка 40 дней, тогда как импортеры, например, белорусского топлива могут поставить его на украинский рынок за 10–12 дней», — говорит Лизунов. Вместе с тем для рынка совершенно очевидно, что нынешний механизм применения котировок Platt’s, практикуемый ЭАГ и крупнейшими трейдерами, способствует завышению цен на топливо в сравнении с экономически обоснованным уровнем.