Ньюсмейкером выступило Минтопэнерго в лице Юрия Продана. Совсем недавно министр категорически отвергал возможность участия представителей НАК «Нафтогаз Украины» в собрании акционеров «Укртатнафты». Но сейчас это стало очевидным: мероприятие не состоялось бы без участия представителей НАК. По информации министра, собрание прошло 19 февраля, между тем консультации представителей группы «Приват» и «Нафтогаза» проводились еще 5 февраля. Продан отметил, что действия «Нафтогаза» не были согласованы с профильным ведомством. Впрочем, его упреки не имели адресата: когда Юрий Продан говорил об этом руководителю «Нафтогаза», Олегу Дубине уже была дана отставка.



Нонсенсом наблюдатели называют оправдание Юрия Продана еще по одной причине. Собрание акционеров назначило членом наблюдательного совета «Укртатнафты» заместителя министра топлива и энергетики Олега Бугаева. Последний, вероятно, не сомневался в исходе парламентского голосования по вопросу недоверия правительства, а потому мог и не уведомить своего шефа о своей новой работе. Собрание акционеров полностью сменило наблюдательный совет: пять из девяти его членов — люди, лояльные группе «Приват». Так, руководителем набсовета стал бывший заместитель председателя правления «Укрнафты» Валентин Франчук, членами совета были назначены неформальный лидер «Привата» Игорь Коломойский, его партнер Игорь Киперман, владелец группы DCH Александр Ярославский и глава «Корсана» Геннадий Корбан. От государства в набсовет кроме Бугаева были трудоустроены сотрудники «Нафтогаза» Николай Яковенко, Сергей Давиденко и Лариса Колесник.



Главная интрига — судьба отсуженных у «Татнефти» акций «Укртатнафты». Речь идет о пакетах акций в размере 28,8% и 8,6%. По информации Минтопэнерго, собрание акционеров утвердило покупку 18,3% акций компании, которые летом прошлого года на конкурсе приобрела «Корсан». Постигла ли та же участь совокупный пакет в 37,4% акций, пока неясно. Известно только, что по решениям судов эти ценные бумаги должны были быть списаны со счетов их бывших владельцев на счета самого эмитента. Возможно, это уже было сделано, более того — состоялась их продажа новым владельцам. В этом случае вероятным покупателем ценных бумаг стала фирма «Корсан». Не исключено, что свои права собственности на акции завода захотел подтвердить и Александр Ярославский, с которым связывают имя председателя правления «Укртатнафты» Павла Овчаренко. Вполне возможно, что один из реализуемых пакетов мог или может достаться его структурам.



Единственный неоспоримый вывод, который можно сделать исходя из информации о собрании акционеров, так это то, что «Татнефти» более не принадлежат акции «Укр­тат­наф­ты». Фактический «развод» с российскими инвесторами на собрании был оформлен юридически, а международные разбирательства в отношении Украины, инициированные «Татнефтью», едва ли могут изменить эту ситуацию. Несмотря на то что «Укртатнафта» вышла из этой перепалки не без потерь — она утратила права на добывающую компанию «Татнефтепром» в России, исход собрания для компании является скорее позитивным, нежели негативным. Как известно, осенью прошлого года были налажены стабильные поставки каспийской нефти на Кременчугский НПЗ по Приднепровским нефтепроводам. На завод также идет добываемая «Укрнафтой» (контролируется «Приватом») нефть. Нынешний менеджмент и владельцы предприятия доказали, что могут и хотят его развивать. Уход татарских акционеров устранил последние препятствия и риски на этом пути. Танцевальные классы: Šokiai Vilniuje.



Пойдя наперекор планам Мин­топ­энерго, руководители НАК «Наф­то­газ Украины» добились решения о распределении дивидендов за 2006–2008 годы. Впрочем, распределять было особо нечего. Если верить данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка, «Укртатнафта» получила совсем небольшую чистую прибыль: 470 тыс. грн в 2007 году и 20 млн грн в 2006‑м. Впрочем, даже эти суммы для «Нафтогаза», который ежемесячно скребет по сусекам, рассчитываясь за российский газ, были нелишними. «Нафтогазу» сейчас принадлежат 43% акций. Если акции, принадлежавшие татарским акционеров, в итоге будут проданы структурам, близким к «Привату» и DCH, миноритарии превратятся в мажоритарных акционеров, в руках которых будет сосредоточено порядка 55%. Такая пропорция сделает невозможным принятие каких-либо важных решений на предприятии без достижения компромисса с НАК. А значит, государство имеет возможность сохранить «Укртатнафту» в орбите своих интересов.