Александр Сиренко









- Ты представляешь, как в оперетте, танки…

А вот этот на белом коне мне так … ручкой

- Ну ты и…

- Ну и я разочек махнул. Ну надо ж было наказать, это ж не 41-й…

Та и хрен с ним. А че ж он, гад, на белом коне…




Из к/ф «В бой идут одни старики»




Поговорить о перспективах деятельности в новом амплуа в прошлый четверг старый новый чиновник пригласил журналистов на брифинг в Минэнергоугля. Засветиться на камеру для Игоря Николаевича скорее необходимость, чем плановое событие: два дня подряд под зданиями Верховной Рады, НАКа и профильного министерства митингующие кричат «Зека Геть!», требуя увольнения замминистра. Возмущение евромайдановцев можно понять. Диденко относится к персонам из прошлого, которых общество не хочет видеть на руководящих постах (это редкий случай, когда решение суда и мнение народа совпадают), а тем более среди нефтегазовых кураторов.



Но опустим шум мегафонов и даже драку митингующих с новым сотрудником топливного департамента на втором этаже Минэнергоугля. Брифинг Игоря Диденко не предвещал интересных сообщений для топливного рынка, основные тезисы были посвящены вопросам «нового этапа отношений с «Газпромом».



Новоиспеченный замминистра с ярким прошлым сам решил затронуть тему, над которой, как выяснилось, он работает уже некоторое время. «Особых сюрпризов там (в изменениях к постановлению КМУ №1064. - НР) не будет, за исключением того, что из более чем 20 тыс. вырабатываемого сжиженного газа будет предложено установить верхнюю грань до 4 тыс. т/мес., которые будут идти по безакцизному специальному аукциону для населения. А остальная продукция достаточно ликвидная и будет продаваться в режиме коммерческих аукционов с перспективой увеличения прихода акцизных поступлений и искоренения различных схем», - сообщил Диденко. Амнистированный заключенный заверил журналистов, что больше не допустит обмана государства: «Я с коллегами с 1999 года, когда пришел в НАК, приучил за газ платить».



На вопрос НефтеРынка, какие именно компании будут допущены к дешевому льготному газу, Диденко сообщил, что продавать льготный газ планируется через лицензированные предприятия, которыми являются облгазы. «На сегодняшний день населенческий газ в баллонах, который поставляется в негазифицированные районы, по нашим оценкам, которые совпадают с суммарной потребностью областных государственных организаций, - это около 4 тыс. т в месяц. Наши предприятия, если мне не изменяет память, производят около 25 тыс. т газа в месяц. Разница между 25 и 4 продается на заправках и, наверное, на экспорт», - сообщил крупный специалист газового рынка.



О том, что льготный газ - утопия, и то население, о котором вдруг началась такая забота, уже привыкло заправлять баллоны на АЗС, Диденко слышать не хотел.



Спасибо деду за Победу!

Новость об инициативе Диденко удивила как газотрейдеров, так и представителей облгазов. «Фокусы с льготниками все давно поняли. Раньше был один Курченко, теперь их будет 25!» - возмутился один из участников Ассоциации сжиженного газа Украины. По его мнению, газ, вне зависимости от его назначения, нужно коммерциализировать. «Если есть желание и возможность проявить социальную инициативу, нужно делать адресную помощь населению, эту сумму местный бюджет негазифицированного поселка потянет, учитывая намерения Яценюка 70% поступлений в бюджет оставить на местах. А местный председатель населенного пункта уж точно знает, кто в этих субсидиях нуждается, с него люди спросят», - утверждает участник ассоциации, которая прилагает максимум усилий для того, чтобы легализовать безопасную продажу баллонного газа на АЗС. По его словам, фактически каждый облгаз имеет в своих активах заправки, где продают газ в качестве моторного топлива по рыночной цене.



Не менее эмоционально встретил будущее изменение представитель одного из облгазов, пожелавший остаться неназванным. «Никто не хочет заниматься газом для населения по следующим причинам. Во-первых, это убытки для предприятия. Они связаны с фиксированной конечной ценой за баллон газа (около 121 грн. - НР), несмотря на растущие затраты на логистику, ремонты и доставку газа. Во-вторых, нет гарантии, что объемы льготного газа будут распределены среди облгазов пропорционально потребностям. Я уже молчу, что реальный объем необходимого газа меньше, учитывая, что, к сожалению, «отвалился» самый негазифицированный Крым».



По его словам, большая часть льготного газа пойдет на реализацию в бак, в то время как работа с населением – убыточна. «Представьте, бабушке в селе задули баллон газа на заправке (спецаукционов не было с прошлого года), он дома начал «травить». Куда она звонит? Правильно, 104. Приезжает наша служба, которая с этого момента несет все затраты, так как обслуживает всех абонентов», - приводит аргумент газовик.



В сухом остатке

Но несмотря на фактически искоренивший себя механизм поставки льготного газа населению Диденко намерен отдать преференции облгазам под социальным лозунгом. «Мы ломаем схему, когда под видом необходимости покупать социальный сжиженный газ он продавался со сверхприбылью без акцизов в коммерческом поле», - сообщил он. Обозначив объем, Диденко приоткрыл будущие убытки для производителей. Если цена на спецаукционах останется прежней (2130 грн/т), то «Укрнафта» с «Укргаздобычей» понесут убытки в размере около 34 млн грн ежемесячно. Уверены, кураторам госкомпаний эта цифра не понравится.
Схожі публікаціЇ