ПАО «Укрнафта» всегда занимала ключевое место в архитектуре национальной нефтегазодобывающей промышленности. Вопреки политике, сложному регуляторному полю, отсутствию денег на инвестиции, не всегда логичному поведению акционеров, подножкам от государственных органов и прочих бед, компания продолжает жить. Причём жить на зло недоброжелателям и на радость обозревателям, которые многие месяцы к ряду наблюдают рост объемов добычи как жидких углеводородов, так и природного газа. НефтеРынок побывал на промыслах предприятия в Западной Украине. В рамках визита мы еще раз убедились, что специалисты «Укрнафты» настолько суровы, что умудряются поднимать нефть с глубины 6203 м от поверхности земли, находясь на высоте 1280 м над уровнем моря, где даже техника не выдерживает, но выдерживают люди

 

Не даром основатель хасидизма цадик Бааль Шем Тов помог в XVIII веке лидеру украинского движения карпатских опришков Олексе Довбушу, укрыв его от погони в пещере. Как минимум потому, что человек успел стать легендой, и в его честь геологи назвали месторождение, где специалисты ПАО «Укрнафта» (50%+1 акция принадлежит НАК «Нафтогаз Украины», а остальное -  ГК «Приват») добывают нефть в наши непростые дни. 

Добыча нефти в Прикарпатье ведется с конца XVIII века. Сначала делали «копанки», затем бурили скважины. «Тени забытых предков» в виде нефтяных колодцев конца XIX-начала XX века находят в лесах и по сей день. Столетия добычи - это столетия опыта.

В 1974 году нефтепромыслы Ивано-Франковской области выдавали 1,8 млн т нефти в год. Цифра впечатляет, особенно если учитывать, что суммарная добыча нефти в Украине всеми предприятиями в 2018 году составила 1,5 млн т.

Причина столь ограниченных объемов кроется не столько в природном истощении запасов, сколько в отсутствии должного финансирования ключевого отраслевого предприятия. Технологии со времён Австро-Венгрии и СССР ушли далеко вперед, но «Укрнафту» данные новации, похоже, обошли стороной. На данный момент «Укрнафта» выживает лишь потому, что на предприятии работает грамотный коллектив, который лишь на опыте и знаниях удерживает в рабочем состоянии производственное оборудование, что обеспечивает сохранение и даже прирост суточных дебитов нефти и газа. Ситуацию с «Укрнафтой» надо решать как можно скорее, а именно - наконец-то пойти навстречу менеджменту и снять ограничения на инвестиции, а также улучшить регуляторное поле. Тем, кто без денег достигает результатов, надо помогать, а тех, кто перерабатывает деньги в «посты» в Facebook, надо наказывать. Редакция НефтеРынка надеется, что новое правительство сделает правильные выводы и правильный выбор.

Схожі публікаціЇ
Обновлённые АЗС UKRNAFTA заработали во Львовской и Ровенской областях14:30 / 11 липня, 2019
Обновлённые АЗС UKRNAFTA заработали во Львовской и Ровенской областях
ПАО «Укрнафта» с начала 2019 года ребрендировала 8 АЗС. Главный фокус – Западная Украина, в частности Львовская и Ровенская области.

Жаркие летние ночи

Жаркие летние ночи остались в Киеве и Одессе. В Западной Украине, да еще в горах без осенней куртки и джинсов Вам будет весьма трудно даже летом. Пресс-тур начался с поездки на Верхнемасловецкое месторождение во Львовской области, где 24 июня началось бурение новой скважины. Проектная глубина будущей наклонно-направленной скважины №102 составляет около 1500 м с отходом от вертикали 185 м, а ее начальная производительность должна достичь 27 т нефти в день.

По состоянию на 4 июля уже пробурено 318 м. Завершение бурения скважины запланировано на середину августа. Бурение «Укрнафта» проводит силами специалистов подразделения «Укрнафта Бурение» с привлечением компаний-подрядчиков, используя собственную буровую установку «Уралмаш-3Д» выпуска 1991 года (довольно свежий станок, если говорить о флоте «Укрнафты»).

На буровой площадке работают Weatherford, Schlumberger, Denimex. По состоянию на 1 января 2019 года действующий добывающий фонд насчитывает 10 скважин, но, по словам заместителя председателя правления компании Маврикия Калугина, на месторождении еще можно пробурить 5-6 скважин. Утвержденные ГКЗ начальные извлекаемые запасы нефти (2P) составляют 582,1 тыс. т.

Группу журналистов сопровождает также глава бизнес-подразделения «Укрнафта Запад» Олег Мальчик, который из актуальных проблем называет судебные тяжбы за сохранение специального разрешения на Бориславское месторождение.

С лёгкой руки Государственной службы геологии и недр по инициативе Государственной экологической инспекции компанию обвинили в ухудшении экологической ситуации в Бориславе. Абсурд может оставаться абсурдом, но, в случае проигрыша «Укрнафты», решение суда нужно будет исполнить. А это значит, что «Укрнафта» вынуждена будет остановить добычу углеводородов на Бориславском месторождении, а также остановить работу вакуумно-компрессорных станций и вакуумной сети. Все наработки «Укрнафты» в сфере дегазации города будут сведены на нет одним бессмысленным решением.

Но не будем о плохом. Следующим объектом стал вахтовый городок ГУ «Синячки», основанный около 40 лет назад. Объект расположен в Карпатах у горы «Синячка» на высоте 1280 м над уровнем моря.  В конце 2018 года начались работы по полному обновлению городка.

Сюда были завезены и установлены новые вагончики: админздание, бытовой вагон, вагон-столовая и жилые вагоны. Их транспортировка горными дорогами к вахтенному городку была особенно сложным делом. Сейчас ведутся работы по подведению и подключению коммуникаций, организации водоотвода. Окончание работ запланировано на четвёртый квартал 2019 года. Отметим, что вахтовики своими силами и за свой счёт даже возвели «каплычку». Общая площадь обновленного городка составит 1,05 га.

На вахте в течение недели постоянно проживает около 20 работников НГДУ «Надвирнанефтегаз», которые осуществляют разработку Довбушанско-Быстрицкого и Быткив-Бабченского месторождений и работают вахтовым методом.

Несмотря на фантастическую красоту, которая окружает городок, такое расположение в высокогорье Карпат означает постоянное воздействие сложных погодных условий - дождей, гроз, ураганов, снегопадов, резких перепадов температур.

Холодный период здесь длится с октября по май. Снег в мае - нормальное явление здесь. Кроме того, опасность представляют дикие животные, а также огромное количество змей. В частности, во время пребывания группы на территорию заползла гадюка, которую в оперативном порядке оттуда удалили.

Что хорошо, так это новая спецовка, обувь, рукавицы, защитные очки и другие аксессуары, которые отличают оператора «Укрнафты» от всех прочих. Отметим, что на данный момент по уровню обеспечения средствами индивидуальной защиты «укрнафтовцы» не отличаются от коллег из ДТЭК, УГД, «Белоруснефти» и других компаний, которые славятся хорошим материальным обеспечением. В общем, в лесу во время обхода скважин наступить на змею не страшно (страшно, если она обидится и заползёт ночью в вагончик - НР).  

Отдельное слово хотелось бы сказать о женщинах на вахте, которые обеспечивают питание операторов во время вылазки на горные месторождения. Так вкусно, журналистов еще не кормили.

На спуске с горы (а вверх/вниз - это минимум 40 минут на трёхосном КАМАЗе-вахтовике) расположено Быткив-Бабчинское месторождение (которое «Укрнафта предлагает всем желающим разрабатывать по модели PEC/RSC), где находятся несколько удивительных объектов. В частности, мы посетили скважины №306 и №812 Быткив-Бабченского месторождения, которые эксплуатируются установками ШГН (штанговый глубинный насос). 812-ая - самая глубокая скважина НГДУ «Надвирнанефтегаз». Она пробурена на глубину 6203 м и эксплуатируется с 30 апреля 1980 года. А скважина №306 глубиной 3466 м была введена в эксплуатацию 30 июня 1970 года. Если сейчас, когда ДТЭК либо же Burisma бурят на глубину выше 6000 м, все обозреватели испытывают восторг - ведь это и сложно, и дорого, - то что говорить о 1980-м? Деды бурили «Уралмашами» без современных долотных сервисов. Бурили долго и тяжело. Тем не менее, мы до сих пор получаем нефть из этих скважин. Для НефтеРынка это настоящий Sustainable development.

Водители. Работают там профессионалы высшей пробы. Когда с одной стороны лес, а с другой — пропасть, управлять груженным «Уралом» не так-то и просто. Машины работают 24/7. К примеру, самые комфортные Mitsubishi l200, которые поставили на дежурство в апреле, уже имеют пробег около 70 тыс. км. На одну машину 4 водителя.

Схожі публікаціЇ
Пишем UKRNAFTA, в уме Regular11:30 / 16 липня, 2018
Пишем UKRNAFTA, в уме Regular
В НефтеРынке уже не раз писали о программе ребрендинга национальной сети АЗС «Укрнафта», но материала так много, что по мере расширения и выведения сети на режим будем вынуждены писать еще не раз.

Про грузовые автомобили отдельная история. Основные автомобили - это еще советские «Уралы», «КрАЗы» («Лаптежники» с деревянной кабиной), а также более новые КАМАЗы (закупки 2000 года). Пообщавшись с водителями, НефтеРынку стало ясно, что иногда недостаток коммуникаций отдела закупок и «людей в полях» приводят к не совсем удачным закупкам. К примеру, купили новый двухосный «КраЗ», а он пробуксовывает и не может ездить по отдельным локациям. А вот уже менее мощный, но трёхосный старый КАМАЗ справляется (хотя все признают, что рады бы поскорее избавится от техники из страны агрессора). А мощная и надёжная техника в том регионе имеет ключевое значение. К примеру, «Укргаздобыча» отправила со своей автобазы на гору «Синячки» тяжёлую гусеничную технику, но где-то на середине подъёма она сломалась и стоит там уже три недели (на момент тура – НР). А техники для эвакуации не нашлось ни у «Укрнафты», ни у «Укргаздобычи».

В самом конце нас повезли в музей истории Нефтегаздобычи Галичины. Уникальный музей и уникальные экспонаты. Нужны деньги. Год работы, включая зарплаты ветеранам нефтегаздобычи, а также бюджет развития составляют где-то $40 тысяч.

НефтеРынок предлагает отрасли скинуться деньгами и поддержать энтузиазм людей. Ведь они восстанавливают и сохраняют общее наследие. Если есть желание поддержать, пишите в редакцию, и мы Вас свяжем с ответственными людьми.