Конец первого полугодия — нешуточный рубеж для экономики страны. В переработке Украины уйма проблем: маржа ни к черту, спрос вялый, а впереди маячит 1 января 2011 года — срок перехода на новые стандарты. Рынок гудит, окутанный слухами: что будет, кто будет?!



В конце июня количество «мутного» пиара в заголовках газет и на псевдопрофессиональных сайтах зашкалило. Последней каплей стали жалобы трейдеров на то, что «Кременчуг внезапно перестал отгружать дизтопливо Евро‑3». «Очередная выходка «Привата»!» — бились в истерике полузащитники бесконечных сетей АЗС.



Пресытившись волнениями рынка, мы решили лично посмотреть, что происходит, и напросились с визитом на завод!

Встретили нас по-полтавски приветливо, но без особого электричества. По опыту прошлых лет интуиция подсказала: приехали в самый разгар «горячки». Оказалось, так оно и есть: завод практически в полном объеме перешел на выпуск ДТ Евро-4 и весь гудит, как улей — на дворе разгар автомобильного сезона, а тут еще на шести стройплощадках предприятия работа идет полным ходом.



Начитавшись «хорошо информированных сайтов» с «эксклюзивами» и «ссылками на Нью-Йоркские площадки», мы были поражены и переспросили:

– Все ДТ уже Евро-4?

– Да, для дорожного транспорта все ДТ Евро-4, — спокойно подтвердил слегка уставший от вопросов журналистов заместитель генерального директора по производству и капстроительству Сергей Кошелюк, — кроме той части, что отгружаем для нужд железнодорожников.



Посмотрев на наши лица, преисполненные скептицизма, Сергей Кошелюк отправил нас в центральную заводскую лабораторию, где перед нами предстали тестовые емкости с чистой как слеза жидкостью. «Вот это и есть Евро-4», — подтвердила лаборант Ирина и кивнула в сторону даже на вид дорогого, как тюнингованное немецкое авто, хромографа, на котором разгоняется качественный состав ДТ: все компоненты в норме, сера — менее 50 ppm. Там же, в лаборатории, мы сошлись во мнении, что густо оранжевое по цвету, как анализы в военкомате, слово «соляра» украинским автомобилистам все же вскоре придется забыть. В блестящей, как кабинеты в Вестминстере, лаборатории рядами стояли чистенькие емкости с прозрачной жидкостью — ДТ Евро-4. Центральная Украина. Крупнейший НПЗ страны.



– У нас все по плану, — отметил Сергей Кошелюк. — Сегодня мы производим только ДТ Евро-4, резервуарный парк компании перешел на дизтопливо более высокой степени очистки.

Так что Евро-3 исчез не «вдруг»!

Оказалось, что переходом на ДТ Евро-4 приятные сюрпризы для украинских автомобилистов (а также пешеходов! — воздух-то для всех один) не ограничиваются.



Сергей Кошелюк сообщил, что с октября, запустив новую установку депарафинизации, НПЗ компании начнет выпуск зимнего дизтоплива, которое соответствует стандарту арктического, т.е. с температурой замерзания не выше –26°С. Тут же всплыла минувшая зима с ее трескучими морозами, заваленными снегом улицами и десятками тракторов, грузовиков и даже джипов, которые в самое ответственное время не завелись. Невольно вспомнились чистые улицы Киева в советское время — как же они тогда заводились — неужели костры под движками всю ночь жгли?



Тем временем Сергей Кошелюк делился планами компании на предстоящее полугодие. В сентябре НПЗ начинает выпуск новых улучшенных бензинов с октановым числом 92 и 95. На площадке для новой установки блендинга бензинов работает строительная техника и рабочие без перекуров «осваивают» фонды. К теме так называемых «брендовых» бензинов наш журнал обращался неоднократно — она стала особенно популярна после того, как компания Shell вышла на рынок с «хитом продаж» — бензином V-Power. Появились заправки, на которых этих «евро-бензинов» столько, что не сразу поймешь, зачем, какой и в каком порядке наливать — вроде у всех октановое число 95.



Однако с опытом минувших лет пришло и меткое наблюдение: чем чаще компания сталкивается с проблемами «по октану», тем больше она кричит о своем «брендовом» детище (если, конечно, речь не идет о V-Power). Владельцы украинских НПЗ — ТНК-ВР, «Лукойл» и «Укртатнафта», наоборот, весьма неспешно вводили «брендовую» роскошь — видимо, были дела более насущные.

– Это будет Евро-3?

– Да, — подтвердил Сергей Ко­ше­люк. Немного помолчал и добавил: — Но не долго — с декабря наш НПЗ переходит на производство бензинов стандарта Евро-4. Это станет возможно после завершения строительства гидроочистки бензина на установке каткрекинга.



Мы сели в заводскую машину и поехали, минуя одну установку за другой. Бульдозеры и экскаваторы, скрипящие стрелы кранов — такой активности здесь не видели уже несколько десятилетий. «Вот здесь будет гидроочистка бензинов каткрекинга, а вот... — когда мы выехали на простор, пропетляв по заводским неведомым дорожкам, добавил главный инженер Валерий Берляев, — стройплощадка под установку изомеризации». Он указал в сторону бульдозера, утюжившего здоровенную поляну кременчугской земли, размером с поле стадиона «Олимпийский».

– Это тоже к Евро-2011?

– Это уже следующий этап, — вступился Сергей Кошелюк и пояснил: спрос на высокооктановые бензины растет, так что без изомеризата резко увеличить выпуск качественных высокооктановых бензинов будет сложно, поэтому готовится следующий этап.



Когда мы мчались обратно в Киев среди просторов Полтавщины, уже вечерело.

– Все по плану! — рассуждал я вслух, чтоб не спать за рулем. Как сильно это звучит, когда ты видишь результаты, и вовсе не на бумаге, когда вокруг гуляет кризис, когда уйма народу живет, ничего толком не зная и питаясь только слухами, когда с кондачка за три копейки страну готовы продать, а люди — строят и развивают производство! Скажи, Марк?! — товарищ беззаботно дремал, набегавшись за день по заводу. — Эх, молодежь, ничему вы цену не знаете! А тут такие дела творятся!
Схожі публікаціЇ