С января по август 2016 года Мозырский НПЗ суммарно переработал около 7,6 млн т нефти. Из этого количества доля давальческого ресурса составила 1,1 млн т. Напомним, в 2015 году завод переработал 12,3 млн т сырья.
Мозырский завод — это в первую очередь предприятие, которое ориентировано на экспорт. За восемь месяцев текущего года на внутренний рынок НПЗ отгрузил всего 16% продукции, все остальное ушло за границу. Поэтому постоянная модернизация и улучшение качественных характеристик топлива являются одними из основных задач предприятия.
Понастроили
Завод даст фору любой нефтеперерабатывающей компании на постсоветском пространстве. Так, в первой половине этого года на Мозырском НПЗ были введены в эксплуатацию три крупных технологических объекта: установка адсорбционной очистки бутанов, установка утилизации сероводородосодержащего газа и производства серы, комбинированная установка производства высокооктановых компонентов бензина общей стоимостью около $500 млн.
В конце третьей декады апреля на Мозырском НПЗ вышла на режим установка адсорбционной очистки бутановой фракции С4. Она предназначена для обеспечения стабильной работы комбинированной установки алкилирования путем очистки бутановой фракции от воды, хлоро-, амино- и серосодержащих компонентов. Далее бутановая фракция подается на секцию изомеризации установки фтористоводородного алкилирования, продуктом которой является изобутан, сырьевой компонент для получения алкилата — чистого высокооктанового компонента товарных автобензинов.
Внедрение процесса глубокой очистки бутановой фракции позволит увеличить срок службы данного катализатора, а также снизить скорость коррозии оборудования и трубопроводов секции алкилирования. Расчетная годовая производительность по сырью бутановой фракции составляет 136 тыс. т в год.
Кроме того, в мае 2016 года было завершено строительство установки утилизации сероводородосодержащего газа и производства серы. В первую очередь проект несет в себе экологическую составляющую.
Крупнейшей из сданных за указанный период является установка по производству высокооктановых компонентов бензина (стоимость около $350 млн), которая была выведена на режим в июне этого года.
В ее состав входит оборудование, построенное по технологии французской компании Axens: установка по производству димата (технология Dimersol-G) мощностью 180 тыс. т сырья в год, установка по производству трет-амил-метилового эфира (ТАМЭ) мощностью 330 тыс. т и установка по производству метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) мощностью 240 тыс. т.
За счет строительства данного объекта завод покрыл свои потребности в МТБЭ, который ранее приходилось импортировать. Реализация проекта позволила увеличить общий октановый фонд автобензинов и дала возможность производить весь объем по европейской спецификации EN 228:2008 с октановым числом 95 и выше.
В конце апреля 2016 года завод также дебютировал с выпуском бензина А-98. С начала июня высокооктановый бензин появился в сети «Белоруснефть», а также на отечественных заправках UPG и «Автотранс».
На сегодняшний день в процессе строительства находится еще более амбициозный проект — комплекс гидрокрекинга тяжелых остатков (H-oil) стоимостью $1,2 млрд (ориентировочный запуск — в 2017 году). Он будет включать в себя комбинированную установку гидрокрекинга (мощность 3 млн т/год), установку производства водорода (мощность 90 тыс. нм³/ч) и установку производства серы (мощность 71,2 тыс. т/год). Проекты для строительства разработаны вышеупомянутой Axens, а также итальянскими инженерными компаниями Forester Wheeler и Siirtec Nigi Spa.
Ввод в эксплуатацию комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков позволит увеличить глубину переработки нефти на 18%, снизить производство товарного мазута и улучшить его показатели в соответствии с европейскими нормами, а также увеличить объем производства дизельного топлива Евро-5.
Украина прежде всего
Белорусы не скрывают: главным рынком сбыта для НПЗ является Украина с ее премиальным ценообразованием. Отметим, что в структуре экспортных поставок Мозырского НПЗ в январе-августе 2016 года произошли существенные изменения, которые в первую очередь касаются Украины.
Из-за запрета на экспорт российского дизельного топлива в Украину, который начал действовать с осени 2015 года и продлился до весны, в 2016 году белорусы существенно нарастили поставки своего ресурса в адрес украинских компаний. А из-за отказа части рынка от литовского бензина приросли и контрактами по октану.
В связи с этим в январе-августе 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года доля Украины в разрезе поставок Мозырского НПЗ увеличилась с 28% до 43% (чуть более 2 млн т топлива по всей номенклатуре).
На сегодняшний день в структуре экспорта Украина занимает второе место после отправки ресурса в порты. И если по базису FOB продаются значительные объемы темных нефтепродуктов, то в Украину идет основная поставка светлых. В структуре экспорта основную часть все-таки занимает ДТ (64%), на бензины приходится 21%. Так, в конце сентября на отраслевой конференции в Минске заместитель генерального директора по обеспечению сырьем и реализации нефтепродуктов Мозырского НПЗ Владимир Сизов отмечал, что за этот промежуток времени ни одной тонны мозырского ДТ не было продано в направлении портов.
Впрочем, с началом работы нефтепродуктопровода, поставляющего дизельное топливо из Российской Федерации в Украину, доминирование белорусского дизтоплива на отечественном рынке было разбавлено предложениями более дешевого ресурса северного соседа.
Так, по данным консалтинговой компании UPECO, в сентябре-октябре соотношение по импорту ДТ подвинулось в сторону увеличения доли из РФ. Если за январь-июнь доля белорусского дизельного топлива Мозырского и Новополоцкого НПЗ на рынке составляла около 65%, то в июле-сентябре она сократилась до 50%.
В свою очередь, если в первой половине года поставки дизтоплива из России составляли около 15% от украинского импорта, то с августа они увеличились до 37% (в первую очередь за счет трубного ресурса). А в последние месяцы суммарный экспорт дизельного топлива Мозырского и Новополоцкого НПЗ в Украину практически сравнялся с отгрузками российского товара.
На соотношение также повлияло противостояние между Россией и Беларусью по балансу поставок нефти на III и IV кварталы 2016 года. Напомним, в середине июня 2016 года в Москве сообщили о намерении сократить поставки нефти в Республику Беларусь. В Министерстве энергетики Российской Федерации отметили, что в 2016 году поставки урежут до 18 млн т c 24 млн т.
Впрочем, значительного сокращения отгрузок в свой адрес (за исключением СПБТ) отечественный рынок в силу своей премиальности не увидел, да и существенных перебоев с ресурсом заметно не было. В вопросе выбора в пользу российского дизтоплива сыграла больше ценовая составляющая. Только в середине июля на пару дней отечественных трейдеров охватила паника, когда 12 и 13 июля украинские компании-импортеры белорусских нефтепродуктов получили уведомления из Беларуси об остановке их поставок, но с 14 июля отгрузки с белорусских НПЗ были возобновлены в полной мере.
В ситуации с бензинами 2016 год также стал ключевым, особенно для Мозырского НПЗ. За указанный период наш рынок стал еще более зависимым от белорусского топлива, в первую очередь в связи со снижением поставок концерна Orlen украинским компаниям (Мажейкяйский и Плоцкий НПЗ). Так, в январе-сентябре в структуре импорта в Украину около 81% октановых поставлялось из Беларуси. В свою очередь на Мозырский НПЗ из этого количества приходится 77% («Нафтан» занимает около 4%).
В отличие от ДТ, бензиновая зависимость Украины от «мозыря» немного корректировала цены на рынке в октябре, когда НПЗ снизил поставки топлива в связи с плановым ремонтом.
В этот период на заводе был остановлен ряд технологических объектов, что отразилось на объемах производства и отгрузок продукции. В частности, работы проходили на комбинированной установке переработки мазута (КУПМ). Тем временем на установке вакуумной дистилляции мазута и установке висбрекинга гудрона была проведена механическая чистка реакционных труб, а на секции 200 (висбрекинг гудрона) — чистка теплообменников.
Плановые работы затронули и установки, которые задействованы в производстве октановых. Например, в каталитическом производстве бензинов проводились работы по очистке от хлористых отложений главной фракционирующей колонны и чистке паровой турбины компрессора жирного газа на установке каталитического крекинга. Основные работы были связаны с окончанием монтажа новых печей секции 100 комплекса ЛК-6У №1. Для перегрузки катализатора также останавливалась установка изомеризации. На режим НПЗ планирует уже выйти в ноябре.
«Дружба» возвращается
Обнадеживающим для белорусской нефтепереработки стал консенсус в вопросе поставок российской нефти. В середине октября российская сторона сообщила, что отгрузки нефти в Беларусь в IV квартале будут увеличены до 5 млн т. «По поставкам на НПЗ „Мозырь“ и „Нафтан“, в соответствии с российско-белорусским протоколом в четвертом квартале планируется прокачать по нефтепроводу „Дружба“ 5 млн т (2,6 млн т и 2,4 млн т соответственно)», — отметили в «Транснефти», которая выступает трубопроводным оператором поставок. Таким образом, полная загрузка Новополоцкого и Мозырского НПЗ должна была произойти в конце октября.
Однако, несмотря на урегулирование споров, белорусы ищут пути диверсификации. 19 октября в нефтегавани Одесского порта ошвартовался танкер ALHANI (длина макс. 249 м, под флагом Ливии) с 84,7 тыс. т азербайджанской нефти, предназначенной для Мозырского НПЗ. Танкер прибыл из порта Супса, куда нефть была доставлена по нефтепроводу Баку — Супса, по которому поставляется сырье с азербайджанских месторождений Азери — Чираг — Гюнешли. После откатки в береговые емкости одной из одесских нефтебаз нефть была отправлена железнодорожными цистернами в Беларусь. Выгрузка завершилась 22 октября, а танкер покинул Одесскую нефтегавань уже 23 октября.
В целом в 2016 году для белорусских НПЗ на украинском рынке сложилась благоприятная конъюнктура. Снижение поставок бензинов из Литвы и Польши, а также недавний запрет на поставки ДТ из России значительно увеличили присутствие нефтепродуктов из Мозыря и Новополоцка в Украине. Впрочем, динамика последних месяцев говорит о том, что в структуре поставок белорусов подвинут другие поставщики, в первую очередь россияне.