Геннадий Кобаль




Увеличив налоги, Кабмин увидит падение добычи
О больших проблемах частных добывающих компаний начали говорить еще летом прошлого года, когда чиновники впервые начали обсуждать повышение ренты для них.



Ссылаясь на сложное политическое и экономическое положение государства и необходимость наполнить госбюджет, с августа ставку ренты на добычу газа подняли с 28% до 55% при добыче на глубине до 5 000 м и с 15% до 28% при добыче на глубине свыше 5 000 м. При этом правительство заявляло, что повышение — мера временная, с 1 января 2015 года ставки вернутся на прежний уровень. Но этого не произошло. Более того, с января ситуация стала еще хуже. В частности, было отменено действие понижающего коэффициента 0,55 для новых скважин.



Напомним, понижающий коэффициент вводился как стимулирующий фактор для бурения новых скважин, поскольку рентные платежи за добычу газа и нефти из них были бы в два раза ниже. Но даже такую прогрессивную норму правительство убрало.



В результате частные компании начали отказываться от новых проектов, сворачивать инвестиции и даже заговорили о массовых увольнениях, чего никогда раньше не было.



От общего к частному

Редакция НефтеРынка располагает финансово-экономическими расчетами, проведенными специалистами «Полтавской газонефтяной компании» — «дочки» британской JKX. Это самая старая украинская частная компания в нефтегазодобывающей отрасли, вот уже 20 лет работающая на рынке. Можно сказать, что история ПГНК — это история независимой добычи в Украине. Кроме того, это одно из немногих публичных предприятий, акции которого (материнской компании JKX) торгуются на Лондонской фондовой бирже. То есть компания регулярно публикует финансовые отчеты и производственные показатели в соответствии с мировыми требованиями. Данные ПГНК подтверждены международными аудиторскими компаниями.



По информации ПГНК, издержки компании на добычу 1 тыс. м3 газа за последние 4 года составили в среднем $145. Это без учета административных издержек, процентов по кредитам и стоимости капитала. Высокие издержки на добычу газа в предыдущие годы с лихвой перекрывались за счет высоких цен на газ для промышленных производителей. Частные компании имели значительные ресурсы для инвестиций, что обеспечило стремительный рост добычи в 2013 и особенно в первой половине 2014 года.



Но с августа 2014 года ситуация изменилась кардинальным образом. Как уже было сказано, увеличение ренты оставило добытчиков без инвестиций, а значит, и без будущего.



Обратная сторона

Помимо налогов важную роль для добывающей отрасли играет стоимость газа. В последние месяцы девальвация национальной валюты привела к тому, что цена на газ для промышленных предприятий в долларовом эквиваленте существенно снизилась. Кроме этого, с 1 февраля 2015 года Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, снизила предельную цену на газ для промпотребителей с 5900 до 5700 грн. за тыс. м3. По сегодняшнему обменному курсу это всего $220.



В ПГНК посчитали, что при ставке ренты 55% добыча газа убыточна уже при стоимости газа $300. А при снижении цены на газ до $200 добыча будет убыточна, даже если ставку ренты снизят обратно до 28%.













В итоге получается, что решения правительства по регулированию работы нефтегазовой отрасли — это набор непредсказуемых и некомпетентных действий, которые уничтожают украинскую независимую добычу. Последствия такой политики видны невооруженным глазом. Прежде всего это прекращение инвестиций, что, в свою очередь, влечет за собой прекращение заказов материалов и услуг у подрядных организаций. Как следствие — сокращение объемов текущей добычи. В результате неуплаты налогов за неизвлеченные объемы бюджет потеряет средства. Удар по социальной сфере очевиден: сокращение персонала (а это около 300 работников только в ПГНК), прекращение финансирования социальной сферы населенных пунктов, где велась добыча.



Во избежание коллапса нефтегазодобывающей отрасли необходимы решительные действия, которые помогут не только спасти компании от неминуемого банкротства, но и вернуть доверие инвесторов, увеличить добычу углеводородов, создать новые рабочие места и обеспечить наполнение госбюджета.



На сегодняшний день необходимо сделать три шага навстречу нефтегазовой отрасли. Во-первых, вернуть ставку ренты, которая действовала до августа 2014 года: 28% при добыче газа на глубине до 5 000 м и 19% на глубине свыше 5 000 м. Во-вторых, сохранить понижающий коэффициент 0,55. В-третьих, отменить действие постановления Кабинета министров №647, обязывающего крупнейших потребителей покупать газ исключительно у НАК «Нафтогаз Украины».



По подсчетам ПГНК, выполнение этих условий позволит уже в этом году увеличить добычу газа и обеспечит дополнительные поступления в госбюджет.
Схожі публікаціЇ