Александр Сиренко




После бессонной ночи из-за беспрецедентной катастрофы в воздухе над Донбассом тревожный звонок с Родины ранним утром 18 июля быстро приводит в чувство. «В Лисичанске стрельба, горит завод», - говорит знакомый голос на том конце трубки. Не спрашивая, о каком из семи неработающих лисичанских предприятий идет речь, пытаемся узнать причину возгорания ЛИНИКа.









Обстоятельства предсказуемы

Боевики Алексея Мозгового (самопровозглашенный лидер «повстанческого» движения в Лисичанске) зачастили наведываться на завод еще в начале июля. «В прошлую субботу, 12 июля, боевики с местными «ополченцами» покинули территорию НПЗ с крупным «уловом» – с два десятка единиц автотранспорта включая автобусы, которые возили раньше заводчан на работу», - рассказал один из нефтепереработчиков. Собеседник уточнил, что вместе с транспортом грабители прихватили лопаты, которые нужны для строительства укреплений сторонников выдуманной «Новороссии».



Отметим, что несколькими неделями ранее «защитники отечества» с помощью украденной на лисичанских шахтах взрывчатки взорвали автомобильный мост, обломки которого обвалились на ж/д полотно, ведущее на ст. Новозолотаревка – пункт приема и налива сырья и нефтепродуктов Лисичанского НПЗ. Впрочем, это не единственный случай подрыва ж/д путей «ополченцами». В середине мая боевики пытались взорвать ж/д мост через реку Северский Донец.



В результате взрыва были повреждены опоры, и больше поезда через Лисичанск не ездят. Говорят, что таким образом (подрывом ж/д путей) «защитники» на тот момент провозглашенной Лисичанской народной республики (!) «кошмарили» владельцев предприятий (в том числе и НПЗ) на предмет финансирования их молодой организации. Видимо, не договорились.



Позднее, войдя во вкус, грабители в камуфляже начали брать не только полезные в военном и строительновоенном деле вещи (как то экскаватор или банально – топливо), но и заниматься откровенным мародерством, растаскивая «плохо» лежащее железо, в том числе не брезгуя драгметаллами.



Сбитый накануне над Донетчиной малазийский лайнер с 298 людьми на борту послужил старту новой фазы антитеррористической операции украинских силовиков.



С раннего утра и до завершения пятницы, 18 июля, Лисичанск оказался в зоне обстрела. По словам лисичанцев, город обстреливался преимущественно с севера (Рубежное, Новодружеск) и востока (Северодонецк). Кто стрелял по находящимся за городом в западной стороне НПЗ, пока понять сложно.



Бои шли в близлежащих селах – ВСУ «выкуривала» боевиков из населенных пунктов и турбаз.



Как бы там ни было, в результате артиллерийского огня на предприятии были повреждены несколько установок, а также резервуарный парк.



По словам собеседника в Лисичанске, около четырех утра снаряды попали в емкость (предположительно 50 тыс. т) с остатками нефти, возник пожар и густое задымление. «Также в результате обстрела был поврежден один из участков заводской ТЭЦ – трубопровод, по которому поступало топливо», - рассказал он.

















Отметим, что к вечеру 18 июля НПЗ оказался подсвечен не только догоравшими факелами дневного пожара, но и электроэнергией, значит, отремонтированная в декабре 2013 года заводская ТЭЦ получила незначительные повреждения.



Сложнее оказалось с загоревшимся резервуаром, который пытались потушить отряды спасателей городского МЧС совместно с заводскими спасателями. Впоследствии было принято решение оставить догорать тяжелые остатки, благо, к вечеру Лисичанск накрыл долгожданный ливень. Кроме того, снаряды попали на склад с серой, но, по словам очевидцев, опасных повреждений не произошло.



Но это не единственное, что произошло в тот злополучный день. Распространенный официальный релиз «РН-Украина» подтвердил информацию, поступающую из Лисичанска. «По предварительным данным, в результате обстрела территории ЧАО «ЛИНИК» (10 км юго-западнее г. Лисичанска) жертв, пострадавших и разлива нефтепродуктов нет. В 03.20 18 июля 2014 г. в результате обстрела территории ЧАО «ЛИНИК» произошло возгорание резервуара для хранения нефти, а также разрушены здания двух складов», - говорится в сообщении.



В поисках фашистов

Удивлением было обнаружить преимущественно на российских информагентствах заявление «Роснефти» о причастности к уничтожению ЛИНИКа «дорвавшихся до власти украинских олигархов, уничтожающих конкурирующее производство и повышающих цены на продукцию своего предприятия в городе Кременчуг». Именно так недвусмысленно указала на Игоря Коломойского на лентах «ИТАРТАСС», «Ведомости», «РБК-Украина» и др. российская государственная компания.



«Роснефть» расценивает целенаправленный обстрел принадлежащего компании Лисичанского нефтеперерабатывающего завода как провокацию и преступление, стоящее в одном ряду с уничтожением 17 июля 2014 г. пассажирского самолета малазийских авиалиний в воздушном пространстве Украины. Об этом говорится в заявлении компании, передает «РБК-Украина».



В документе отмечается, что в результате неоднократных массированных обстрелов силовыми структурами Украины на заводе произошли пожары, частично повреждены и уничтожены оборудование и производственная инфраструктура. Персонал завода эвакуировался в защитные помещения завода. «Компания расценивает действия украинских силовиков как весьма своеобразный способ избавления ОАО «НК «Роснефть» от проблемного актива, способного в экономическом контексте современной Украины генерировать исключительно убытки. При этом Украина избавляется от лучшего нефтехимического производства, обеспечивавшего почти 3000 рабочих мест для граждан Украины. НК «Роснефть» заявляет, что готова обеспечить сотрудников Лисичанского НПЗ работой на предприятиях в периметре компании», - сказано в заявлении, право трактовать которое мы оставим читателю.



P.S.

На момент верстки статьи НК «Роснефть» не предоставила НефтеРынку подтверждение подлинности заявления, которого нет на сайте компании и которое тянет минимум на международный скандал. Отметим, что «Роснефть» в заявлении не попыталась также предположить, что выстрелы по заводу могли произвести сами «ополченцы», зачастую с российскими паспортами (увы, таковы реалии войны на Донбассе), и которые могли преследовать цель скрыть следы собственных преступлений, за которые обязательно придется отвечать.
Схожі публікаціЇ