В 1950-е годы мировая экономика, словно стряхнув с себя разрушительный нагар войны, сорвалась с места и устремилась к неведомым доселе высотам. Именно в конце 50-х в СССР стартовала знаменитая семилетка, вытолкнувшая гигантское государство в промышленный топ. Ежегодно объемы добычи советской нефти росли на 15-20%; ускоренными темпами развивался отечественный автопром, увеличивая число автовладельцев; задыхались от нехватки мазута новые ТЭЦ (диаграмма 1).







На то время функционировали четыре НПЗ — в Одессе, Херсоне, Дрогобыче и Надворной, которые уже не могли удовлетворить возрастающие потребности. Перед республикой встала острая необходимость в качественном расширении нефтеперерабатывающих мощностей. Именно тогда, в июне 1954 года, Советом министров СССР было принято решение о строительстве на территории Украины крупного современного нефтеперерабатывающего завода. Механизм рождения предприятия был запущен.



Проектирование высокотехнологического строительства выполнялось проектно-инжиниринговым институтом «Гипрогрознефть», который на тот момент представлял собой крупнейший научно-аналитический центр СССР. Среди прочего в 1951 году «Гипрогрознефть» приступил к проектированию другого перспективного и уже хорошо знакомого нам НПЗ в Павлодаре (Казахская ССР).



Определение локации нового предприятия не было неразрешимой задачей. Город, расположенный в самом сердце республики и соединенный с ее главной водной артерией, был наилучшим вариантом, потому выбор был предрешен. Кременчуг, колыбелью жизни которого некогда стала неприступная крепость на Днепре, получил новое жизненное дыхание.

Согласно первоначальному проекту, новый завод должен был работать по топливно-масляной схеме: кроме топлив получать смазочные масла, парафины и церезины, на базе асфальтов и экстрактов производить битумы и кокс, а в качестве сырья выступали достаточно тяжелые высокосернистые сорта нефти.



Проектная мощность первой очереди предприятия устанавливалась на уровне 8 млн т/г. Однако уже на стадии проектирования было предусмотрено увеличение объемов переработки до окончательных 18 млн т/год.

Уже в 1961 году были начаты строительные работы. Истоком заводских мощностей должна была стать комбинированная атмосферно-вакуумная трубчатая установка АВТ А-12/5, которую как сердце завода запустили в 1966 году. Запуск первой очереди завода мощностью 2 млн т нефти в год состоялся летом того же года. 24 июня 1966 года на КНПЗ поступил первый состав с украинской нефтью, прибывший со станции Ахтырка. Эпохальным днем 19 июля железнодорожные цистерны потянулись в сторону от завода, уже заполненные первым кременчугским бензином.







Заданные темпы по ходу строительства не снижались. Оценив работу АВТ, инженеры-технологи пришли к решению о дальнейшей ее модернизации. Была проведена реконструкция, целью которой была интенсификация процесса первичной переработки за счет улучшения подготовки сырья, повышения четкости работы ректификационных колонн, совершенствования технологических режимов и увеличения мощности.



Возглавить восхождение индустриального гиганта к вершинам трудовой славы довелось выдающемуся производственнику, лауреату государственной премии Пригорневу Ивану Георгиевичу. Именно годы его пребывания за штурвалом КНПЗ можно считать наиболее насыщенными не только в истории Кременчугского нефтеперерабатывающего завода, но и самого Кременчуга. В 1966-1970-х предприятие стало лидером нефтеперерабатывающей отрасли УССР. За предельно короткий период был создан впечатляющий своими масштабами индустриальный комплекс. В него входили так называемые предприятия Северного промузла: комплекс заводских установок, Кременчугская ТЭЦ и завод технического углерода. Как уже неоднократно писал НефтеРынок, происходящие процессы на заводе строго и ответственно курировал Григорий Лесничий, занимавший в то время пост начальника Управления нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности при Совете Министров УССР, а впоследствии — начальника новосозданного Главного управления нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности при Совете Министров УССР (которое приравнивалось к министерству).



В предельно короткие сроки, буквально за несколько лет, была построена первичная переработка, две установки каталитического риформинга, битумная и газофракционная установки, установка гидроочистки дизельного топлива. Уже в 1972 году с реализацией третьей очереди строительства и пуском блока первичной переработки нефти комбинированной установки ГК-3/1№2 Кременчугский НПЗ вышел на проектную мощность в размере 18,6 млн т нефти в год. Дальнейшее развитие НПЗ в советский период можно охарактеризовать как очень динамичное — завод покрывал большую часть потребности республики в топливах, при этом продолжалась модернизация и технологическое усовершенствование мощностей.



Когда же советская машина понеслась в пропасть, удерживала ее только крупная промышленность, которая инерционно выдавала последний ресурс. Над страной поднялись ветра тяжелых перемен.



Смена идеалов

Предвестником тяжелых лет стал для завода конец 80-х — пропадал ресурс, все хуже становилось финансирование. Осознавая свой долг и демонстрируя верность профессиональному выбору, коллектив завода продолжал работать. В 1988 году состоялась последняя советская модернизация — был запущен целый комплекс установок регенерации отработанных масел. Последующие годы стали для украинского нефтегиганта борьбой за выживание. После распада Союза практически не осталось рычагов для поддержания его жизнеспособности. Вплоть до 1994 года завод оставался в собственности государства — государства хоть и нового, но совершенно неспособного снизить болевой порог нефтепереработки при разрушительной трансформации всей, теперь уже национальной, экономики. В 1994 году уже не стоял вопрос перспективных проектов, реконструкции, была лишь потребность в элементарной «крови нефтепереработки» : заводу нужна была нефть и качественно новая система управления.







Вопиющая необходимость изменения системы хозяйствования подтолкнула тогдашнее руководство Украины к активным действиям. Выход был найден. В соответствии с указами президентов Украины и Республики Татарстан Леонида Кучмы и Минтимера Шаймиева было создано ЗАО «Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания «Укртатнафта». В уставный фонд «Укртатнафты» был передан имущественный комплекс — АО «Кременчугнефтеоргсинтез», являющийся правопреемником Кременчугского НПЗ. Преодолев хаос начала 1990-х, завод получил возможность выжить.

На мощности КНПЗ стали поступать значительные объемы нефтяного сырья, и завод продолжил работу. Болезненно и с трудностями, корабль украинской экономики все-таки выкарабкивался из бездны. Благодаря очередным сверхволевым усилиям предприятие начало выходить на показатели переработки в 17-18 тыс. т сырья в день. В 1997 году даже удалось реализовать некоторые экологические проекты — в частности, была запущена установка биологической и термической обработки сточных вод.



Однако новая система управления имела и свои минусы. Перед выборами 2004 года президент Леонид Кучма все чаще начал поднимать вопрос о возможной приватизации государственной доли. При этом потенциальными инвесторами выступали третьи, не связанные с компанией стороны. Годом пикового напряжения стал 2007-й. Это был тяжелый период для всего украинского нефтегазового сектора. Политическая нестабильность и критический накал напряжения в отношениях между главными акционерами «Укртатнафты» привели к ключевым в современной истории завода событиям. Вследствие принципиальных противоречий произошел разрыв в круге инвесторов. Неудовлетворенная развитием ситуации российская «Татнефть» заблокировала поставки необходимой заводу нефти. КНПЗ оказался отрезанным от ресурса. Настал новый период борьбы за выживание.



Прилагая исключительные усилия, новому руководству ЗАО «Укртатнафта» было необходимо найти альтернативу российской нефти. Задача стояла серьезная с учетом того, что с момента ввода в эксплуатацию КНПЗ, в силу объективных обстоятельств, перерабатывал только российский и украинский ресурс. Украинской нефти явно не хватало. Как это часто бывает, необходимость преодоления максимальных трудностей приводит к революционным достижениям. Поиск ресурса заставил обратить внимание на неслыханные доселе возможности поставок самых разных сортов нефти с самой, на первый взгляд, непростой логистикой. Нефть начала поставляться танкерами и поступать на завод с юга, чего прежде не было. Танкерные поставки и сами по себе были в новинку, однако самым большим открытием стал сам ресурс.



Углеводородное сырье поступало из Казахстана, Азербайджана и даже Ирака (вспомните революционные заявления в 2008 году!). В конце концов налаживание отношений с Азербайджанской государственной нефтяной компанией позволило обеспечить завод достаточным количеством качественного каспийского сырья. Легкая малосернистая нефть сорта Azeri Light вывела предприятие на качественно новый уровень благодаря увеличению доли выхода светлых нефтепродуктов. Как следствие — новые планы и новая жизнь. Именно в этот период руководство «Укртатнафты» вернулось к идее масштабной модернизации предприятия, приняв и актуализировав этот сверхамбициозный проект. Была открыта новая страница истории предприятия — достижение европейского качества продукции, что обусловило переход на новый качественный уровень самой отечественной нефтепереработки.



Схожі публікаціЇ